Индивидуальный бланк изучения эмоционально-волевой и социальной сфер дошкольника
Ф. И.:
Дата рождения, возраст:
Дата обследования:
Название метода | Качественная оценка (описание проведения процедуры исследования) Количественная оценка (баллы) |
I. Эмоционально – волевое развитие | |
Наблюдение + беседа с педагогами и специалистами ДОУ | Положительное Неустойчивое Отрицательное Малоэмоциональное (нужное подчеркнуть) |
II. Социальное развитие | |
Наблюдение + беседа с педагогами и специалистами ДОУ | Отношение со взрослыми Положительное инициативное Неустойчивое Ответное безынициативное Отрицательное (агрессивное) Отсутствие отношений (отрешенность) (нужное подчеркнуть) |
Конспект занятия с детьми ЗПР (4-5 лет)
Занятие № 2
Тема «Овощи»
Цель: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций у детей 4 -5 лет с ЗПР.
Задачи: учить определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение создавать новые образы на основе образа – схемы; развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к совместной деятельности.
Ход занятие:
Упражнение «Комплименты»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Детям предлагается сказать друг другу «добрые слова».
Д/и «Что изображено на картинке?»
Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.
Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.
Взрослый предлагает ребёнку сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.
Д/и «Чудесный мешочек»
Цель: развитие осязательной памяти.
Оборудование: мешочек, овощи 5 штук.
У взрослого в «чудесном» мешочке лежат овощи. Ребёнок по очереди вынимает из мешочка овощ и называет его. После того, взрослый прячет овощи обратно и предлагает ребёнку определить на ощупь и назвать овощи.
Этюд «Готовим салат»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости.
Взрослый предлагает изобразить, как «готовят» салат и какой он вкусный.
Д/и «На что похоже?»
Цель: развитие воображения.
Оборудование: 4 карточки с различными фигурами.
Взрослый показывает ребёнку карточку с фигуркой. Он придумывает, на какой овощ эта фигура похожа.
6. Рефлексия. Итог занятия. Высказывание детей, обмен впечатлениями.
Конспект занятия с детьми ЗПР (5-6 лет)
Занятие № 16
Тема «Посуда»
Цель: повышение уровня развития когнитивной, коммуникативной и социальной компетенций у детей 5 -6 лет с ЗПР.
Задачи: учить различать эмоции по их схематическим изображениям, закреплять полученные об эмоциях знания и умения, учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, видеть недостающие детали; развивать избирательность внимания, умение сравнивать предметы, восприятие формы, целостное зрительное восприятие, составлять целое из частей, концентрацию внимания, речь, тренировать память; воспитывать терпение, чувство коллективизма.
Упражнение «Комплименты»
Цель:снятие эмоционального напряжения.
Детям предлагается сказать друг другу «добрые слова».
Д/и «Найди одинаковые кастрюльки»
Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.
Оборудование:6 пар карточек с нарисованными кастрюльками по 3 на каждой.
Детям показывают картинку, к которой надо найти пару.
Д/и «Кто назовет больше предметов?»
Цель: развитие восприятия формы.
Дети должны назвать как можно больше предметов заданной формы, например, треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной.
Д/и «Разрезная картинка»
Цель:развитие наглядно-образного мышления, восприятия.
Оборудование:образец (целая картинка) «Кухня» и такая же картинка, разрезанная на 5 частей.
Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.
5. «Наши эмоции»«Кубик эмоций»
Цель: закрепление полученных об эмоциях знаниях и умениях.
Оборудование: изображения гномов (радостного и грустного), «Кубик эмоций» (на сторонах кубика приклеены пиктограммы шести изученных детьми эмоций – по одной на каждой стороне)
Взрослый показывает детям изображения радостного и грустного гномов. Задает вопросы: Какие настроения знают? Чем отличаются гномы, чем похожи? Что могло огорчить, обрадовать?
Игра «Кубик» Взрослый бросает ребенку кубик. Ребенку надо изобразить настроение, соответствующее изображенному на одной из граней.