Система организации контроля за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляется администрацией образовательного учреждения. Психолого-педагогическая программа утверждается на педагогическом совете. По завершению занятий педагогом-психологом проводится итоговая диагностика, воспитанники предоставляются на территориальную ПМПК г. Тамбова с целью уточнения диагноза и дальнейшего образовательного маршрута; составляется итоговый отчет, в котором отражаются качественные и количественные результаты реализации программы, с которым знакомятся педагоги на педагогическом совете.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Диагностика развития познавательной сферы дошкольника
В качестве основной задачи развития и совершенствования системы дошкольного образования в России выступает создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей на основе индивидуального подхода.
Для ее решения целесообразно на основе анализа научно-экспериментальных исследований и опыта деятельности практических учреждений выделить базовые условия реализации принципа индивидуализации дошкольного образования.
В качестве первого из таких условий выступает органическое включение в целостный дошкольный образовательный процесс диагностической составляющей, которая позволила бы педагогам и родителям четко определять индивидуальные цели воспитания для каждого ребенка.
Современный дошкольный педагог-психолог должен владеть необходимым и достаточным набором приемов изучения индивидуально-типических особенностей и потенциальных возможностей ребенка, которые помогут затем выбрать соответствующие формы, методы и средства воспитательного влияния. Лишь на прочной диагностической основе становится возможным выбор оптимальной образовательной программы.
Таким образом, анализ многочисленных исследований позволил выделить необходимость создания диагностического инструментария, позволяющего оценить уровень развития индивидуальных особенностей познавательной сферы дошкольника; разработки критериального аппарата, позволяющего оценить эффективность применения разработанных психолого-педагогических программ.
Данные, полученные в процессе диагностического обследования, заносятся в индивидуальный бланк. Суммарная оценка набранных ребенком баллов позволяет провести сравнение полученных результатов с возрастной нормой для определения индивидуальных особенностей развития ребенка и наметить программу психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Затем через определенный промежуток времени, мы можем провести повторное диагностическое исследование, сравнить результаты с предыдущими и оценить достижения ребенка по сравнению с его же собственными достижениями на более ранних этапах развития.
Таким образом, разработанный нами пакет интерпретированных методик для экспресс-диагностики развития дошкольника позволяет, с одной стороны, выявить индивидуальные особенности ребенка, а с другой, - оценить эффективность индивидуализированных образовательно-воспитательных воздействий.
Количественная оценка
Методики для проведения экспресс–диагностики развития познавательных процессов детей 4 - 5 лет.
Память.
«Десять картинок»
Задание направлено на изучение механической памяти.
Оборудование: 10 цветных изображений предметных картинок (Приложение 8).
Инструкция: «Назови, что здесь нарисовано? Посмотри и запомни картинки». Экспериментатор закрывает изображения и просит ребёнка их назвать.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов – ребенок назвал 9 - 10 картинок;
4 балла – ребёнок назвал 7 - 8 картинок;
3 балла – ребёнок назвал 4 - 6 картинок;
2 балла – ребёнок назвал 1 - 3 картинку;
1 балл – ребёнок не назвал ни одной картинки.
Внимание.
«Сравнение картинок»
Оборудование: 2 картинки с десятью отличиями, секундомер (Приложения 3 - 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются эти картинки». Время выполнения - одна минута.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов – ребенок нашел 8 отличий за одну минуту;
4 балла – ребёнок нашел 6 - 7 отличий за одну минуту;
3 балла – ребёнок нашел 4 - 5 отличий за одну минуту;
2 балла – ребёнок нашел 1 - 3 отличия за одну минуту;
1 балл – ребёнок не нашел отличия.
Восприятие.
«Разрезная картинка» (из четырех частей; пяти частей *).
Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части.
Инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком четыре части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».
В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, экспериментатор сам выполняет задание перед ребенком и просит повторить. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, то психолог показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же.
Количественная оценка результатов обследования:
*5 баллов - ребенок складывает картинку из пяти частей на основе зрительного соотнесения;
4 балла – ребенок складывает картинку из четырех частей на основе зрительного соотнесения;
3 балла – выполняет задание с помощью экспериментатора;
2 балла - выполняет задание при наличии зрительного образца;
1 балл – не выполняет задание.
Мышление.
«Рыбка»
Методика направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: Набор строительных элементов, из которых ребенок должен построить рыбку по расчлененной схеме.
Инструкция: В начале обследования взрослый спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано?». После того, как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит: «Построй из кубиков такую же рыбку».
Количественная оценка результатов обследования:
*5 баллов – самостоятельно выполняет задание повышенной сложности (Приложение 12: методика для определения уровня развития мышления детей 5 - 6 лет).
4 балла – ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе этого анализа без затруднений воспроизводит конструкцию;
3 балла – ребенок недостаточно полно и точно анализирует схему; воспроизведение конструкции происходит при организующей помощи взрослого;
2 балла – построение конструкции происходит путем проб и ошибок, которые исправляются только при прямом показе взрослым образца действия;
1 балл – не справляется с заданием.
Воображение
«Дорисуй!»
Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения.
Оборудование: на листе бумаги (формат А4) изображение шести кругов (d = 4 см), простой карандаш.
Инструкция: «Рассмотри круги и дорисуй их так, чтобы получились 6 разных предметов». Время проведения - 5 минут. Повторы рисунка оцениваются одним баллом.
Обучение не проводится.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов – ребенок рисует 6 предметов;
4 балла – ребенок рисует 5 предметов;
3 балла – ребенок рисует 3 - 4 предмета;
2 балла – ребенок рисует 1 - 2 предмета;
1 балл – ребёнок не рисует ни одного предмета.
2.3. Методики для проведения экспресс–диагностики развития познавательных процессов детей 5 - 6 лет.
Память.
«10 слов»
Эта методика направлена на изучение словесной механической памяти. Ее желательно проводить в первой половине обследования, чтобы ребенок не был усталым (утомление сильно сказывается на продуктивности запоминания).
Инструкция. «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке».
После сообщения инструкции ребенку зачитывают слова. Читать их нужно четко, достаточно громко и не слишком быстро (приблизительно одно слово в секунду). Если ребенок пытается начать воспроизведение до завершения чтения, то его останавливают (желательно, жестом) и продолжают чтение. Вовремя проведения этого теста недопустимы никакие отвлекающие факторы (нельзя позволить, чтобы кто-либо вставал, заходил в экспериментальную комнату или выходил из нее и т. п.).
Сразу же по окончании чтения ребенку говорят: «Теперь повтори слова, которые ты запомнил». Слова, называемые ребенком, отмечают в протоколе обследования.
Когда ребенок заканчивает воспроизведение слов, надо похвалить его за то, как много слов он запомнил (даже если в действительности результаты воспроизведения низки), и сказать: «А теперь мы попробуем выучить оставшиеся слова. Я снова прочитаю тебе все слова, а когда я кончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, — и те, которые ты в первый раз уже называл, и те, которые в первый раз забыл». Затем процедура повторяется (снова зачитываются все 10 слов). Результаты воспроизведения фиксируются во втором столбце протокола. Если при воспроизведении ребенок, вопреки инструкции, называет только вновь запомненные слова, не называя тех, которые он воспроизвел в первый раз, то ему напоминают: «Те слова, которые ты говорил в прошлый раз, тоже надо назвать снова».
Та же процедура повторяется пять раз. Оценка производится по последнему воспроизведению слов.
Для этой методики имеется несколько стандартных наборов слов. Приведем один из них: дом, лес, кот, ночь, окно, зима, мед, игла, конь, мост.
Количественная оценка результатов обследования
5 баллов - ребенок воспроизвел 8 – 9 слов;
4 балла - ребенок воспроизвел 6 - 7 слов;
3 балла - ребенок воспроизвел 4 - 5 слова;
2 балла - ребенок воспроизвел 1 - 3 слова;
1 балл – ребенок не воспроизвел ни одного слова.
Внимание.
«Сравнение картинок»
Оборудование: 2 картинки с десятью отличиями, секундомер (Приложение 3 - 4).
Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются эти картинки». Время выполнения - одна минута.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов – ребенок нашел 10 отличий;
4 балла – ребёнок нашел 7 - 9 отличий;
3 балла – ребёнок нашел 4 - 6 отличий;
2 балла – ребёнок нашел 1- 3 отличия;
1 балл – ребёнок не нашел ни одного отличия.
Восприятие.
Разрезная картинка (из пяти частей; шести частей *)
Задание направленно на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на пять частей.
Инструкция: взрослый раскладывает перед ребенком четыре части разрезной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку».
В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, экспериментатор сам выполняет задание перед ребенком и просит повторить. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, то психолог показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же.
Количественная оценка результатов обследования:
*5 баллов - ребенок складывает картинку из шести частей на основе зрительного соотнесения;
4 балла – ребенок складывает картинку из пяти частей на основе зрительного соотнесения;
3 балла – выполняет задание с помощью экспериментатора;
2 балла - выполняет задание при наличии зрительного образца;
1 балл – не выполняет задание.
Мышление.
«Свободная классификация».
Методика направлена на определение уровня развития элементов логического мышления.
Оборудование: Набор карточек (20 – 25 штук) с предметными изображениями.
Инструкция: «Посмотри и разложи картинки, подходящие друг другу, так, чтобы получилось несколько групп».
Ребенок должен проанализировать изображенное на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы.
Количественная оценка результатов обследования:
*5 баллов – самостоятельно выполняет задание повышенной сложности (методика для исследования уровня развития мышления детей 6 - 7 лет);
4 балла – ребенок выделяет 4 - 5 групп преимущественно по существенному признаку; дает обобщающее название группы;
3 балла – ребенок выделяет 4 - 5 групп преимущественно по существенному признаку; путается в обобщенном названии группы;
2 балла – ребенок осуществляет выбор по несущественному признаку;
1 балл – не справляется с заданием.
Воображение.
«Дорисуй!»
Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения.
Оборудование: на листе бумаги (формат А4) изображение восьми кругов (d = 4 см), простой карандаш.
Инструкция: «Рассмотри круги и дорисуй их так, чтобы получились 8 разных предметов». Время проведения - 5 минут. Повторы рисунка оцениваются одним баллом.
Обучение не проводится.
Количественная оценка результатов обследования:
5 баллов – ребенок рисует 7 - 8 предметов;
4 балла – ребенок рисует 5 - 6 предметов;
3 балла – ребенок рисует 3 - 4 предмета;
2 балла – ребенок рисует 1 - 2 предмета;
1 балл – ребёнок не рисует ни одного предмета.
Качественная оценка
Это отзывы родителей и педагогов, их наблюдения за общением детей в группе и дома.
Ребёнок
v знает цвета, название геометрических форм, определяет величину предметов;
v умеет концентрировать, переключать и распределять внимание;
v объём зрительной, слуховой памяти увеличился;
v устанавливает последовательность событий, объясняет её
v наблюдается речевая активность;
v эмоционально отзывчив, умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений;
v самостоятельный, социально апаптирован.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения
Апробация вышеуказанной программы проходила на базе МБОУ Центра диагностики и консультирования г. Тамбова педагогом-психологом А.В. Можейко, к.п.н., доцентом, в МБДОУ детском саду комбинированного вида «Золушка» г. Тамбова педагогом-психологом М.А. Гуськовой, в МБДОУ детском саду комбинированного вида № 68 «Яблонька» г. Тамбова педагогом-психологом Л.Е. Фирсовой.
Исследование проводилось с 2013 по 2014 годы. Базой исследования являлись МБДОУ комбинированного вида детский сад № 2 «Аленушка», «Золушка», № 68 «Яблонька». В исследовании участвовало 33 ребёнка.
Результаты обследования каждого ребенка заносились в индивидуальные протоколы обследования.
Обобщенные данные диагностического исследования можно увидеть в таблице 1-8.
Таблица 1.Сравнительный анализ данных по уровням развития познавательных процессов у детей 4-5 лет
МБДОУ комбинированного вида детский сад № 2 «Аленушка»
2013-2014 гг.
Уровни развития познавательной сферы | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Низкий | ||
Ниже среднего | ||
Средний | ||
Выше среднего | ||
Высокий |
Таблица 2.Сравнительный анализ данных по уровням развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет
МБДОУ комбинированного вида детский сад №2 «Аленушка»
2013-2014 гг.
Эмоциональная компетентность | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Сформировано | ||
Не сформировано |
Таблица 3.Сравнительный анализ данных по уровням развития познавательных процессов у детей 5-6 лет
МБДОУ комбинированного вида детский сад №2 «Аленушка»
2013-2014 гг.
Уровни развития познавательной сферы | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Низкий | ||
Ниже среднего | ||
Средний | ||
Выше среднего | ||
Высокий |
Таблица 4.Сравнительный анализ данных по уровням развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет
МБДОУ комбинированного вида детский сад №2 «Аленушка»
2013-2014 гг.
Эмоциональная компетентность | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Сформировано | ||
Не сформировано |
Таблица 5.Сравнительный анализ обобщённых данных по уровням развития познавательных процессов
у детей 4-5 лет
МБДОУ комбинированного вида детских садов
№ 68 «Яблонька» и «Золушка»
2013-2014 гг.
Уровни развития познавательной сферы | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Низкий | ||
Ниже среднего | ||
Средний | ||
Выше среднего | ||
Высокий |
Таблица 6.Сравнительный анализ обобщённых данных по уровням развития эмоциональной сферы
у детей 4-5 лет
МБДОУ комбинированного вида детских садов
№ 68 «Яблонька» и «Золушка»
2013-2014 гг.
Эмоциональная компетентность | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Сформировано | ||
Не сформировано |
Таблица 7.Сравнительный анализ обобщённых данных по уровням развития познавательных процессов
у детей 5-6 лет
МБДОУ комбинированного вида детских садов
№ 68 «Яблонька» и «Золушка»
2013-2014 гг.
Уровни развития познавательной сферы | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Низкий | ||
Ниже среднего | ||
Средний | ||
Выше среднего | ||
Высокий |
Таблица 8.Сравнительный анализ обобщённых данных по уровням развития эмоциональной сферы
у детей 5-6 лет
МБДОУ комбинированного вида детских садов
№ 68 «Яблонька» и «Золушка»
2013-2014 гг.
Эмоциональная компетентность | Данные на начало года (детей) | Данные на конец года (детей) |
Сформировано | ||
Не сформировано |