Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Требования к специалисту, реализующему программу:
Специалист, реализующий программу–педагог-психолог, имеет высшее профессиональное образование. Компетентность педагога-психолога, реализующего программу, включает представление о планируемых результатах данной программы, умения проектировать зону ближайшего развития, психологически обеспечивать эмоционально-комфортную образовательную среду:
Ø знает основы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, возрастную и педагогическую психологию, педагогику,
Ø владеет современными технологиями проектирования коррекционно-развивающей среды.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:
Ø пакет диагностического инструментария;
Ø стимульный материал к диагностическим методикам в работе с детьми, родителями и специалистами ДОУ (бланки, анкеты, тесты);
Ø картотека игр и упражнений по развитию познавательной и эмоциональной сферы воспитанников;
Ø набор пиктограмм эмоций, фотографий мимических выражений детей, сюжетных картин для каждого занятия;
Ø печатные пособия, раздаточный материал к занятиям;
Ø библиотека учебно-методических материалов:
1. Иванова Н.Н., Можейко А.В. Диагностика развития познавательной сферы как основа построения индивидуализированных коррекционных программ психолого-педагогического сопровождения дошкольника. – Тамбов. - 2006.
2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М, Просвещение. - 1989.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. - 1999.
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. – М. - 1999.
5. Светлова И.Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. – М., Эксмо.- 2006.
6. Смолярчук И.В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. – Тамбов. -1995.
7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, Академия развития. - 1996.
8. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль, Академия развития. - 1996.
9. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Сфера, 2007.
10. Шорохина В.Л. Коррекционно–развивающие занятия. Серия психологическая служба. Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М, МПГУ. – 2003.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.):
Ø местом проведения занятий должно быть специально предназначенное для психологических занятий помещение площадью 8 кв. м. (кабинет педагога-психолога);
Ø необходимы столы (3 шт.) для проведения игр и упражнений на развитие когнитивной и эмоциональной сферы, а также мелкой моторики и графических навыков;
Ø наличие магнитофона, аудиозаписи музыки для фона занятия;
Ø основные дидактический материалы и пособия:
ü три вырезанных из бумаги или нарисованных гнома,
ü три небольших мешочка, наполненных песком, крупой или бусинами, наполненных по-разному: полный, на 2/3, на 1/3,
ü три бумажных полоски разной длины: длинная, средняя, короткая,
ü две картинки по теме «Детский сад», отличающиеся 6-7 деталями,
ü пиктограммы «Радость» и «Грусть», «Гнев», «Удивление», «Испуг», «Страх»
ü картинки с изображением играющих детей, леса, наполовину раскрашенная,
ü цветные карандаши,
ü предметные картинки овощей, грибов, растений, животных,
ü муляжи фруктов и овощей,
ü мешочек,
ü картинки, отличающиеся деталями,
ü образец схематического изображения коврика, плоскостные геометрические фигуры,
ü 10 карточек с изображением листьев, различающихся по длине, форме, размеру,
ü листочек-образец и картинка с изображением 7-8 листьев, среди которых находится листик с образца,
ü картинка-лабиринт,
ü бланки (корректурные пробы),
ü схематическое изображение грибочка, елочки,
ü счетные палочки,
ü предметные картинки на разных цветных фонах,
ü карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый), справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством ягод (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с ягодами различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством ягод (от 1 до 3),
ü картинка с нелепым сюжетом: клубника растет на дереве; свекла - на яблоне; груша - на грядке; слива - на кусте и т.п.
ü наборы картинок, связанных одним сюжетом,
ü набор картинок с частичным изображением контуров птицы или ее тени, цветные картинки птиц,
ü картинка с изображением рябины и птиц вокруг нее (снегирь сидит на рябине, воробей под рябиной на земле, синичка подлетает слева к рябине, голубь – справа),
ü образец-изображение совы, ракеты, овал, разрезанный на 10 частей в заданном порядке,
ü мяч,
ü по два контейнера каждому ребенку: в одном перемешаны горох с фасолью, другой – пустой,
ü набор, состоящий из: 10 картинок (размер 4х4) с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося. Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска – образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс, лось – овал, медведь – квадрат,
ü комплекты кубиков Никитина Б.П. (по 9 штук каждому ребенку), картинка-образец,
ü 2 картинки: 1-я с изображением собаки, свиньи, лошади, кота, кролика, коровы; 2-я – с хвостами этих животных,
ü «зашумленные» картинки по темам,
ü листы с недорисованными изображениями,
ü картинка с изображением четырех пар различных по окраске и рисунку варежек,
ü картинка (или фото) с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временами года,
ü набор из 10 «картинок-сосулек» одинаковой ширины, но разной длины (от 2 см до 20 см),
ü картинка с изображением шкафа, разделенная на 9 полочек (3х3); на каждой полочке нарисована различная обувь.
ü картинка с изображением шести пар обуви,
ü план комнаты, в которой проводится игра, кукла и ее туфельки, красный кружок,
ü 6 пар карточек с нарисованными кастрюльками по 3 на каждой,
ü бланки с изображением тарелок разной величины,
ü несколько десятков ключей,
ü образец с нарисованным сапогом, на котором вырезан кусочек; кусочки,
ü сюжетные картинки,
ü круги диаметром 10 см красного, зеленого и желтого цветов,
ü магнитофон/компьютер, запись веселой музыки,
ü игрушечная мебель (8-10 штук),
ü 10 карточек (20х30). На каждой карточке схематически изображен человечек в разных позах: сидящий, наклонившийся и т.п.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы
Для реализации программы в учреждении необходим выход в Интернет, библиотека психолого-педагогической литературы.