Удовольствие-радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности
Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребенка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным образом, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка радости почти всегда одна и та же, как на лице новорожденного младенца, так и на лице пожилого человека.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАДОСТИ
Радость, как всякая фундаментальная эмоция, имеет свои уникальные характеристики, и, для того чтобы получить полное представление об этой позитивной эмоции, мы подробно остановимся на каждой из ее характеристик, рассмотрим функции, которые они выполняют.
Чем радость отличается от чувственного удовольствия
Чтобы понять, что такое эмоция радости, нужно прежде всего определить ее отличия от чувства удовольствия, несомого нам сенсорными ощущениями, такими как тактильные и вкусовые. Когда мы голодны, поглощение пищи приносит нам удовольствие, но не обязательно вызывает радость. Если вы обедаете в своем любимом ресторане, едите свое любимое блюдо, то ваше удовольствие, наверное, будет очень велико. Если при этом вас окружает приятная компания, то это обстоятельство и связанные с ним события могут вызвать у вас радость. Однако чувственное удовольствие, которое вы получаете от поглощения хорошо приготовленной пищи, отлично от того чувства радости, которое вы испытываете, когда собеседник сообщает вам хорошую новость или когда вы слышите обращенное к вам признание в любви.
Секс — еще одна сфера человеческой жизни, напрямую связанная с чувственным удовольствием. Сексуальное удовольствие основано главным образом на тактильных ощущениях, оно может возникать независимо от эмоции радости. Сексуальная близость часто связана с эмоцией интереса—возбуждения, и она может также сопровождаться переживанием радости, но это переживание лишь дополняет сексуальное наслаждение. Известно, что человек может получать удовольствие от секса даже в печали, и это очевидно свидетельствует о том, что чувственное удовольствие отлично от переживания радости.
Я перечислил здесь различия между чувственным наслаждением и переживанием радости, потому что эти различия чрезвычайно важны для понимания эмоции радости, ее причин и последствий. Эмоция радости в буквальном смысле гораздо более неуловима, чем чувственное наслаждение. Плитка шоколада или стаканчик мороженого почти всякий раз доставляют нам чувственное удовольствие, но не так-то просто определить, что принесет человеку радость, запланировать радостное переживание. Некоторые исследователи склонны считать, что эмоция радости является скорее побочным продуктом стремления к определенному результату, цели, нежели прямым следствием наших действий. Или, говоря иначе, вы можете искать чувственное наслаждение и, скорее всего, испытаете его в той или иной форме, но вряд ли вы отправитесь на поиски радости в ближайшее кафе-мороженое.
Причины радости
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у мла-денца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными вида-ми стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка — это все-гда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека (рис. 6-1). Высокий женский голос вызывает у 3-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на человеческое лицо. Хотя радость нельзя считать чисто социальной эмоцией, эффективность этих ранних активаторов позволяет предположить, что в основе эмоции радости лежит и некий социальный компонент, что социальные взаимодействия или социальные отношения являются наиболее надежным источником радостных переживаний.
Поведение, которым новорожденный ребенок реагирует на обращенную к нему улыбку, кивок головы, может рассказать нам не только о природе радостного переживания, но также и о природе человека. Начиная с 4-5-й недели и вплоть до 4-5-го месяца жизни ребенок улыбается любому человеку, если лицо этого человека находится на расстоянии двух футов от его лица и если этот человек кивает ему. Порой возникает ощущение, что ребенок обладает поистине безграничным запасом улы-бок, неиссякаемым арсеналом радостных переживаний, что он готов поделиться ими ..с любым человеческим существом, лишь бы это существо уделило ему немного времени и внимания.
В повседневной жизни эта неиссякаемая способность младенца улыбаться име-ет решающее значение для формирования и развития его отношений с матерью и
Рис. 6-1. Первая социальная улыбка девочки 3-недельного возраста вызвана ласковыми интонациями и улыбающимся лицом взрослого.
другими близкими людьми. Когда мать склоняется над ребенком, чтобы удовлетворить те или иные его физиологические потребности, он улыбается ей и в ответ наблюдает ее улыбку, слышит ее ласковый голос. Эта подкрепляющая стимуляция, которую он получает легко и естественно, лишь благодаря способности улыбаться, имеет чрезвычайно важное позитивное значение для его здоровья и благополучия. Отсутствие или недостаток такой формы социального взаимодействия может вызвать у ребенка депрессию, отчуждение и даже задержку физического развития (Spitz, 1945).
Мы уже говорили о том, что игра является источником радости. Родителям не всегда удается придумать такие игры, которые вызывали бы улыбку у новорожденного младенца и радостный смех у 4-месячного ребенка. Лишь с возрастом, научившись играть самостоятельно, движимый интересом к игре, ребенок начинает испытывать радость от своих маленьких побед и достижений. Освоение тех или иных навыков, как в игре, так и при решении интеллектуальных задач, осознание своих достижений может стать источником радости, и радость переживается человеком острее, если ей предшествовали неудачи и периоды депрессии. Проблемы, о которых говорится в рассказе Марты, наверное, нельзя назвать слишком серьезными, но они неотступно преследовали ее, когда она была подростком. Марта проявила огромную настойчивость, она решила свои проблемы, и это принесло ей радость и чувство уверенности в себе.
Мне хотелось поскорее стать старшеклассницей, я с нетерпением ждала этого момента, мне казалось, что он чудесным образом изменит всю мою жизнь: я познакомлюсь с новыми людьми, приобрету новых друзей, буду сама принимать важные решения, стану, наконец, старше, взрослее. Но те три года, которые я провела в старшей школе, оказались самым трудным периодом моей жизни.
Я хотела внимания, оно было просто необходимо мне. Мне хотелось, чтобы на меня оглядывались мальчишки, чтобы они назначали мне свидания, хотелось ловить на себе завистливые взгляды девчонок, тех девчонок, которые, как и я, были слишком застенчивы и неловки и ничем не выделялись из толпы — разве что своей неуклюжестью. Я мечтала о внимании этой толпы, мечтала быть принятой ею, и только осуществление этой мечты могло сделать меня счастливой.
Следующий отрывок из рассказа Марты служит иллюстрацией того, что прекрасным источником радости может стать преодоление препятствий, реальных или воображаемых. Марте удалось попасть в школьную сборную по баскетболу. Эта победа наполнила девушку радостью и гордостью, и хотя чувство радости длилось недолго, именно оно помогло Марте приобрести уверенность в себе. Испытывая радость, человек начинает лучше относиться к себе, его самооценка значительно повышается.
Когда объявили набор девушек в баскетбольную команду школы, я увидела в этом шанс оказаться на виду. Я ни разу не держала в руках баскетбольного мяча, но почему-то была уверена в том, что мне удастся выдержать испытания. Движимая одним только честолюбием, я купила себе баскетбольный мяч и начала тренироваться. Когда девчонки узнали, что я хочу участвовать в отборочных испытаниях, они подняли меня на смех. Они издевались надо мной, говорили, что я «корчу из себя крутую», но их издевки привели к обратному результату — мое честолюбие переросло в твердую решимость. Изнурительные часы тренировок принесли свои плоды — меня взяли в команду. Мне удалось утереть нос своим недоброжелателям, и я была страшно горда собой, хотя большую часть времени проводила на скамейке запасных.
Последнее обстоятельство все же огорчало Марту, ибо ее уверенность в себе, ее самооценка еще не были достаточно прочны. Но она не теряла решимости, она устремилась к новой цели и достигла ее, и это упрочило ее уверенность в себе, вновь наполнило ее радостными переживаниями. Марта попала в группу девушек, открывавших матчи местной футбольной команды.
Это событие вознесло меня очень высоко, особенно в последний год моего обучения. Теперь я стала привлекать внимание (не то чтобы я стала такой уж звездой, но я чем-то выделялась из толпы). Через год меня выбрали капитаном группы. Я вошла в ту элиту, о которой мечтала многие годы! Теперь я не только участвовала в открытии футбольных матчей, но сама ставила гимнастические и танцевальные номера, обучала им девушек. Я была в зените славы! Каждую субботу в течение девяти недель я была центром внимания нескольких сотен болельщиков «Малагены», исполняя перед началом матча свою композицию «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Сказать, что мне нравилось все это, все равно что заявить, что «Эмпайр Стэйт Билдинг» — «высокое» здание.
Рассказ Марты служит наглядным доказательством того, что настойчивость в достижении поставленных целей является одним из важнейших источников самоуважения и радости. Решимость, упорство и постоянный труд, как правило, приводят человека к победе, к достижению заветной цели, и эта победа сопровождается переживанием радости. Кроме настойчивости и упорства Марта продемонстрировала также гибкость и умение осознавать пределы собственных возможностей. Поняв, что ей не добиться больших успехов в спорте, она поставила перед собой другую задачу и успешно справилась с ней.
Выражение радости
Радость — это одна из простейших эмоций, простейших с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц — скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.
Радость выражается улыбкой и смехом, эти проявления легко расшифровываются и почти всегда свидетельствуют об эмоции радости. Однако значение первой улыбки человека, улыбки новорожденного, до сих пор остается загадкой. По-видимому, можно считать, что она обусловлена только внутренними процессами (активностью ствола мозга), ибо впервые она проявляется во сне (во время фазы быстрых движений глаз).
Настоящая социальная улыбка обычно вызывает также сокращение круговых мышц глаза. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает легкие морщинки, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение скуловых и круговых мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур. Это выражение имеет множество вариаций. Вопрос о том, можно ли считать все эти вариации улыбкой в строгом смысле, пока остается открытым, но в повседневной жизни мы, как правило, называем их улыбкой. Эти разные улыбки имеют разный смысл, и мы можем наблюдать их даже у новорожденного ребенка.
Экман и Фризен (Ekman, Friesen, 1982) выделяют три типа улыбки: улыбку искреннюю, фальшивую и несчастную, жалобную. Приведенное ими описание искренней, или настоящей, улыбки совпадает с тем описанием, которое мы привели выше. У взрослого человека такая улыбка длится, как правило, от 2/3 до 4 секунд.
Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным, а с помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции. Экман и Фризен описывают ряд признаков, отличающих фальшивую улыбку от искренней. Во-первых, это относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего при фальшивой улыбке щеки почти не приподнимаются и отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки. Фальшивая улыбка слабой или умеренной интенсивности распознается довольно легко по отсутствию характерного приподнимания щек и морщинок вокруг глаз.
Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением в левую сторону у правшей. Кроме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуация. Она отличается от искренней улыбки также и продолжительностью. Ее кульминационный период длится дольше обычного. Период развертывания, наоборот, короче, и поэтому фальшивая улыбка появляется на лице как бы внезапно. Так же внезапно она исчезает — в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.
Третий тип — несчастную улыбку — Экман и Фризен (Ekman, Friesen, 1982) описывают как улыбку, наложенную поверх мимического выражения негативной эмоции. Человек чем-то расстроен, чувствует себя несчастным, и это написано у него на лице, однако вопреки своим чувствам и их очевидности для окружающих он пытается изобразить улыбку. Любой мало-мальски внимательный наблюдатель легко распознает эту несчастную, жалкую улыбку — она малоубедительна, из-под нее, как правило, проглядывает совсем иное мимическое выражение.
Смех.Многие люди воспринимают смех как выражение бурной радости. Это справедливо, но не всегда. Смех, возникший в процессе интимного общения, вы-
Рис. 6-2. Четырехлетний мальчик получает удовольствие, играя в песке на речном берегу.
званный встречей с любимым человеком или решением трудной задачи, может действительно свидетельствовать об интенсивной эмоции радости. Однако когда мы смеемся над удачной шуткой, дружеским шаржем или при встрече с какой-то несуразностью, то мы смеемся не потому, что испытываем радость, а потому, что понимаем смысл шутки, намека, улавливаем несоответствие между двумя предметами или явлениями, которые почему-то вдруг оказались связанными вместе. Такой смех предполагает работу ума, мы должны уметь установить взаимосвязь между теми или иными предметами, уметь понять нелепость, абсурдность той или иной ситуации. Если ребенок смеется при виде вставшего на четвереньки отца, значит, он понимает неадекватность, нелепость его поведения. Есть смех, который не требует столь сложных когнитивных процессов. Даже младенцы смеются, когда их щекочут, ибо такой смех не предполагает работы ума.
Игра и моторные проявления радости.Если мимически радость выражает себя улыбкой, то бурная двигательная активность, по всей видимости, может служить индикатором того, что переживание, лежащее в основе этой активности, хотя бы отчасти обусловлено эмоцией радости. Мы уже отмечали, что мотивационная основа игры может складываться из взаимодействия эмоции интереса и эмоции радости.