Культурно-историческая теория высших психических функций
Социокультурный подход
Межкультурные исследования
Межкультурные исследования заключались в сравнительном анализе особенностей интеллектуальной деятельности представителей западной (технократической) и примитивной (традициональной) культуры. Были получены следующие результаты:
1. Различия между образованными и необразованными людьми значительны в отношении способности к категориальному обобщению, благодаря которому познавательное действие выходит за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений.
2. Культура оказывает влияние не столько на уровень развития интеллекта, сколько на характер интеллектуальных предпочтений. Формирование познавательного стиля личности отражает требования культуры общества, которому она принадлежит.
|
3. Критерии оценки интеллекта, сформулированные в рамках одной культуры, не могут без коррекции применяться в другой культуре, необходимо разрабатывать другие методики.
4. В межкультурных исследованиях было продемонстрировано, что результат выполнения заданий для оценки интеллекта должен интерпретироваться не в терминах «хороший – плохой», а в терминах «один – другой».
5. Для человека любой культуры характерно стремление к упорядочиванию информации с помощью базовых мыслительных процедур. Наука и магия - это разные способы организации картины мира и получения знаний о нем.
6. Некоторые социо-культурные среды определяют интеллектуальное развитие людей лучше, раньше и на более длительном отрезке жизни. В культурно обедненной среде человек не достигает наивысшего уровня развития познавательных возможностей.
7. Культурные влияния способствуют расширению интеллектуального мира отдельного человека, но в то же время, по мере роста уровня образованности у испытуемых увеличивается число оптико-геометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков. Образованный человек выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объемы сложной информации, но одновременно теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни.
8. Критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, насколько субъект освоил содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентаций.
9. Базовые культурные факторы (традиционный образ жизни, образование, языковая семантика) создают эффект унификации механизмов интеллектуальной активности. Образованные представители разных культур по складу ума более схожи между собой, чем необразованный и образованный представители одной и той же культуры.
Генетический подход
Образовательный подход
Информационный подход
Феноменологический подход
Гештальт теория интеллекта
Природа интеллекта трактовалась в контексте проблемы организации феноменального поля сознания. Предпосылки такого подхода были заданы В. Кёлером. В качестве критерия наличия интеллектуального поведения у животных он рассматривал эффекты структурности: возникновение решения связано с тем, что поле восприятия приобретает новую структуру, в которой схватываются соотношения между элементами проблемной ситуации, важные для ее разрешения. Решение возникает внезапно, на основе практически мгновенного переструктурирования образа исходной ситуации (это явление получило название «инсайта»). Впоследствии М. Вертгеймер, характеризуя «продуктивное мышление» человека, также на первый план вывел процессы структурирования содержания сознания: группирование, центрирование, реорганизацию наличных впечатлений. Основной вектор, по которому идет перестройка образа ситуации, - это его переход к "хорошему гештальту", то есть предельно простому, ясному, расчлененному, осмысленному образу, в котором в полном объеме воспроизводятся все основные элементы проблемной ситуации, в первую очередь, ее ключевое структурное противоречие.
Вопрос для самопроверки:
Студент и опытный невролог рассматривают срез мозга под микроскопом. Отличается ли то, что они видят согласно Келлеру ?
а) да
б) нет
Ответ: а) да отличается. Форма образов не является зрительной реальностью, поскольку это скорее правило организации визуальной информации, рождающееся внутри субъекта. Студент не может сразу реагировать определенным образом на различие структур тканей, которые доминируют в поле зрения профессора, потому что он не в состоянии увидеть поле организованным должным образом.
К. Дункера считал ключевой характеристикой интеллекта инсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы). Чем глубже инсайт, то есть чем сильнее существенные черты проблемной ситуации определяют ответное действие, тем более интеллектуальным оно является. Различия между людьми в умственной одаренности, определяются легкостью переструктурирования мыслимого материала. Способность к инсайту (то есть способность быстро перестраивать содержание познавательного образа в направлении выявления основного проблемного противоречия ситуации) и является критерием развития интеллекта.
Особенности индивидуальной базы знаний как основа
интеллектуальной компетентности (Р.Глезер)
Люди с различным уровнем интеллектуальных способностей обладают в разной мере организованной системой знаний - как декларативных (знаний о том, что), так и процедурных (знаний о том, как). Особенности индивидуальной базы знаний предопределяют и эффективность отдельных познавательных процессов (запоминания, решения задач), и уровень интеллектуальных достижений в профессиональной деятельности. Дефициты в организации базы знаний являются одним из источников умственной отсталости. Роль базы знаний изучается путем сравнительного анализа проявлений интеллектуальной активности экспертов (знающих, опытных, обученных) и новичков (малоосведомленных, неопытных, начинающих).
Сравнительный анализ проявлений интеллектуальной активности | |
эксперты-физики (специалисты) | новички (студенты) |
сначала строят физическую репрезентацию проблемы и только потом начинают ее решать | сразу же переходят к процессу решения |
репрезентации строятся вокруг фундаментальных принципов, которые характеризуют наиболее обобщенное, а также «подразумеваемое» знание (в виде сложных интуитивных представлений, не всегда четко вербализованных) | репрезентации строятся вокруг доминантных объектов, которые явно представлены в соответствующей физической ситуации |
знания включают информацию о возможности применения того, что они знают | знания абстрактны |
успешно извлекают из памяти сведения, необходимые для планирования своих дальнейших действий | не склонны планировать дальнейшие действия |
Для высокой интеллектуальной продуктивности важно не количество знаний, а способы их хранения и воспроизведения.
В индивидуальной базе знаний существуют «узловые точки» особо чувствительные к определенным семантическим влияниям, они могут инициировать изменения в индивидуальных семантических структурах, вследствие чего происходят качественные изменения в характере понимания проблемной ситуации.
Особенности базы знаний субъекта характеризуют его компетентность.Это психологическое качество выступает в качестве критерия развития интеллекта. Высокий уровень компетентности предполагает высокий уровень понимания проблемы в некоторой реальной предметной области (такой, как математика, шахматы и т.д.), опытность при выполнении сложных действий, эффективность суждений и оценок относительно происходящих в этой области событий.
Компетентность в отношении реальных профессиональных проблем не связана с IQ. Например, при прогнозе результатов конных скачек опытные знатоки, независимо от величины своего IQ, обнаруживали более высокие показатели умозаключающей способности и многовариантность суждений в отличие от новичков .
Творческое задание: что вы думаете по поводу высказывания «многознание уму не научает». Выскажете свою точку зрения на форуме.
Ответ: умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний.
Регуляционный подход
Социокультурный подход
Межкультурные исследования
Межкультурные исследования заключались в сравнительном анализе особенностей интеллектуальной деятельности представителей западной (технократической) и примитивной (традициональной) культуры. Были получены следующие результаты:
1. Различия между образованными и необразованными людьми значительны в отношении способности к категориальному обобщению, благодаря которому познавательное действие выходит за пределы непосредственного практического опыта в область логических рассуждений.
2. Культура оказывает влияние не столько на уровень развития интеллекта, сколько на характер интеллектуальных предпочтений. Формирование познавательного стиля личности отражает требования культуры общества, которому она принадлежит.
|
3. Критерии оценки интеллекта, сформулированные в рамках одной культуры, не могут без коррекции применяться в другой культуре, необходимо разрабатывать другие методики.
4. В межкультурных исследованиях было продемонстрировано, что результат выполнения заданий для оценки интеллекта должен интерпретироваться не в терминах «хороший – плохой», а в терминах «один – другой».
5. Для человека любой культуры характерно стремление к упорядочиванию информации с помощью базовых мыслительных процедур. Наука и магия - это разные способы организации картины мира и получения знаний о нем.
6. Некоторые социо-культурные среды определяют интеллектуальное развитие людей лучше, раньше и на более длительном отрезке жизни. В культурно обедненной среде человек не достигает наивысшего уровня развития познавательных возможностей.
7. Культурные влияния способствуют расширению интеллектуального мира отдельного человека, но в то же время, по мере роста уровня образованности у испытуемых увеличивается число оптико-геометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков. Образованный человек выигрывает в способности логически рассуждать, категориально формулировать, классифицировать большие объемы сложной информации, но одновременно теряет остроту восприятия предметно-практических аспектов жизни.
8. Критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, насколько субъект освоил содержание соответствующей культуры и в какой мере его интеллект является носителем и реализатором доминирующих культурных ориентаций.
9. Базовые культурные факторы (традиционный образ жизни, образование, языковая семантика) создают эффект унификации механизмов интеллектуальной активности. Образованные представители разных культур по складу ума более схожи между собой, чем необразованный и образованный представители одной и той же культуры.
Культурно-историческая теория высших психических функций
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций проблема интеллекта рассматривается как проблема умственного (психического) развития ребенка, при этом «индивидуальное выводится из социального». «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка» - писал Л.С. Выготский.
Развитие интеллекта ребенка осуществляется под влиянием:
Ø употребления орудий (материальных средств организации интеллектуального контакта с миром в виде счетных палочек, книг, микроскопа и т.п.);
Ø овладения знаками (в виде усвоения значений слов родного языка, а также разнообразных средств буквенной и визуальной символики);
Ø включения в социальное взаимодействие с другими людьми (в виде различных форм помощи и поддержки со стороны взрослых).
Существуют принципиальные отличия между натуральным интеллектом как продуктом биологической эволюции и исторически возникшей формой человеческого интеллекта, строение которого основано на функциональном употреблении слова. Механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием системы словесных значений.
Ступени развития детских понятий:
1. Мышление в синкретических образах. Предметы объединяются на основе субъективных представлений ребенка по принципу «все связано со всем». Синкретизм мышления проявляется в феномене «всевластия мысли», готовности ребенка все «объяснить» на основе случайного впечатления.
2. Мышление в комплексах. Ребенок группирует предметы на основании объективных, но конкретных наглядно-образных связей, называет предметы с точки зрения их соучастия в практической ситуации. Признаки значений слов диффузны, они «скользят и колеблются», переходя один в другой. В завершающей фазе эта стадия заканчивается формированием «псевдопонятий», внешне похожих на настоящие понятия: ребенок при этом опирается на постоянные значения слов, которые он в готовом виде получает при общении с взрослыми. Однако давать определения, выделять частные и общие признаки понятия он еще не может.
3. Мышление в понятиях. Ребенок может выделять, абстрагировать отдельные признаки предметов, а также комбинировать их, пользуясь значением слова в разных ситуациях. Отдельные понятия при этом образуют своего рода "пирамиду" понятий, мысль движется от частного к общему и от общего к частному. Любое понятие находится в системе связей с другими понятиями, анализ одного и того же предмета может осуществляться разными путями.
Включаясь в социальную систему, ребенок начинает воспринимать мир не только «через свои глаза», но и через свою речь. Позднее «вербализованное восприятие» переходит, в «познающее восприятие», обеспечивающее аналитико-синтетический характер чувственного отражения. На этапе появления понятийного мышления происходит перестройка («интеллектуализация») всех познавательных функций: восприятие становится частью наглядного мышления, запоминание превращается в осмысленный логический процесс, внимание приобретает качество произвольности и т.д. Интеллект возникает как эффект изменения межфункциональных связей и результат интеграции познавательных процессов, перестроенных категориальным аппаратом понятийного мышления.
Термин «интеллект» в работах Л.С.Выготского употребляется редко, на место интеллекта встает сознательная, категориально-логическая форма интеллектуальной деятельности. В качестве критерия развития интеллекта выступает мера общности понятия по содержанию и по включенности в систему связей с другими понятиями.
Вопрос для самопроверки:
Положение о том, что критерии оценки интеллекта, сформулированные в рамках одной культуры, не могут без коррекции применяться в другой культуре, характерно для:
а) межкультурных исследований
б) культурно-исторической теории высших психических функций
ответ: а) критерии оценки интеллекта, сформулированные в рамках одной культуры, не могут без коррекции применяться в другой культуре, необходимо разрабатывать другие методики
Положение о то, что в качестве критерия развития интеллекта выступает мера общности понятия по содержанию и по включенности в систему связей с другими понятиями, характерно для:
а) межкультурных исследований
б) культурно-исторической теории высших психических функций
Ответ: б) культурно-исторической теории высших психических функций
Генетический подход