Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно

нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение

предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак

между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-

дачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта:«На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,

наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи

Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа:«На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы

записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».

Методика «Поиск закономерности»

Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического

Мышления.

Ход работы.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-

суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор

фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель:исследование операции абстрагирования, способности

дифференциации существенных признаков предметов или явлений от

несущественных, второстепенных.

Стимульный материал и оборудование.

Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками

Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в

скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.

Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый

должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное

значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко

в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения,

исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.

Методика «Толкование пословиц»

Цель:исследование уровня развития операций абстрагирования,

сравнения, умения выделять существенные признаки предметов и явлений.

Из предложенного набора пословиц и метафор экспериментатор

выбирает 20, после чего предлагает испытуемому объяснить отвлеченный переносный смысл каждого высказывания. Ответы испытуемого

заносятся в протокол.

Можно использовать другой вариант проведения данной методики, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти

среди них сходные или противоположные по смыслу.

Методика «Сравнение понятий»

Цель:исследование операций сравнения, обобщения.

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает

относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на

вопрос: «Чем они отличаются?» Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале

описание сходства, а потом – различий.

Функции внутренней речи

Л. С. Выготский

  • Умственная ориентировка
  • Осознание и преодоление трудностей / ограничений
  • Речь для себя
  • Мысль

А. Р. Лурия

  • Обогащение непосредственной апперцепции
  • Прямое внимание (ориентировка)
  • Саморегуляция (регуляция всех психических и поведенческих действий)
  • Регуляция (особенно интеллектуальных и поведенческих элементов)
  • Связующее звено между мыслью и словом
  • Формирование сознания
  • Формирование волевых актов

Б. Г. Ананьев



  • Общий механизм сознания, тесно связанный с личностью и развитием личности
  • Вид словесно-логической памяти, находящийся под влиянием убеждений, мировоззрения и морального самосознания
  • Функция планирования
  • Формирование речи (говорение, слушание) и письма (письмо и чтение), а также продуцирование и восприятие языка

Наши рекомендации