Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I
этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно
нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение
предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак
между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-
дачи Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа
опыта:«На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,
наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи
Вам дается 60 секунд».
Инструкция испытуемым для II этапа:«На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы
записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».
Методика «Поиск закономерности»
Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического
Мышления.
Ход работы.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.
Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-
суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор
фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.
Методика «Выделение существенных признаков»
Цель:исследование операции абстрагирования, способности
дифференциации существенных признаков предметов или явлений от
несущественных, второстепенных.
Стимульный материал и оборудование.
Бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного – перед скобками
Испытуемому предъявляется текст методики и предлагается установить связь между словом, стоящим перед скобками, и словами в
скобках, выбрав из последних те, которые в наибольшей степени отражают смысл первого слова.
Слова в задачах подобраны таким образом, что испытуемый
должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное
значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
После самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого следует обсудить, задавая ему уточняющие вопросы. Нередко
в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения,
исправляет ошибки.
Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол.
Методика «Толкование пословиц»
Цель:исследование уровня развития операций абстрагирования,
сравнения, умения выделять существенные признаки предметов и явлений.
Из предложенного набора пословиц и метафор экспериментатор
выбирает 20, после чего предлагает испытуемому объяснить отвлеченный переносный смысл каждого высказывания. Ответы испытуемого
заносятся в протокол.
Можно использовать другой вариант проведения данной методики, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти
среди них сходные или противоположные по смыслу.
Методика «Сравнение понятий»
Цель:исследование операций сравнения, обобщения.
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает
относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на
вопрос: «Чем они отличаются?» Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале
описание сходства, а потом – различий.
Функции внутренней речи
Л. С. Выготский
- Умственная ориентировка
- Осознание и преодоление трудностей / ограничений
- Речь для себя
- Мысль
А. Р. Лурия
- Обогащение непосредственной апперцепции
- Прямое внимание (ориентировка)
- Саморегуляция (регуляция всех психических и поведенческих действий)
- Регуляция (особенно интеллектуальных и поведенческих элементов)
- Связующее звено между мыслью и словом
- Формирование сознания
- Формирование волевых актов
Б. Г. Ананьев
- Общий механизм сознания, тесно связанный с личностью и развитием личности
- Вид словесно-логической памяти, находящийся под влиянием убеждений, мировоззрения и морального самосознания
- Функция планирования
- Формирование речи (говорение, слушание) и письма (письмо и чтение), а также продуцирование и восприятие языка