Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду
Изучая характер и поведение взрослых, он выделил следующие виды акцентуаций:
К гипертимному типу относятся лица, которым свойственна повышенная контактность, многословие, четкая определенность жестов, мимики, энергичность, оптимизм, повышенная конфликтность, некоторая легкомысленность, негативное отношение к жесткой дисциплине. Плохо переносят жестокую дисциплину, монотонную работу, одиночество.
К дистимному типу относятся лица, которым характерны серьезность, добросовестность, правдивость, справедливость. Но у таких людей доминируют пессимистические настроения, некоторая пассивность и индивидуализм.
Циклоидный тип характеризуется постоянной сменой и перепадами настроения, благодаря чему люди такого типа могут выглядеть как лица с гипертимным характером, если у них повышенное настроение, или как люди дистимным характером, если настроение у них подавленное.
К возбужденному типу относятся лица, которым присуща низкая контактность в общении, мрачность, склонность к конфликтам, занудство, замедленность вербальных и невербальных реакций, в спокойном состоянии - добросовестность, аккуратность, любовь к животным и маленьких детей, при эмоциональном возбуждении - слабый контроль за поведением, раздражительность.
Застревающий тип характеризуется типичной умеренностью в общении, занудством, склонностью к морализаторству, неразговорчивостью, стремлением к высоким показателям, повышенными требованиями к себе, уязвимостью, мстительностью, повышенной требовательностью к близким и к подчиненным.
Лица, принадлежащие к педантичному типу, подвержены формальным требованиям, занудливые, но вместе с тем добросовестные, аккуратные, надежные, и малоконфликтные.
Тревожный тип характеризуется неуверенностью в себе, минорным настроением, малоконтактностью в общении, тщательностью, дружелюбием, но некоторой беззащитностью.
Человек, который принадлежит к эмотивному типу, отличается добротой, сострадание, повышенным чувством ответственности, ограниченным кругом общения, слишком высокой чувствительностью;
Лицу демонстративного типа свойственны легкость в общении, стремление к лидерству, стремление к власти и поощрениям, умение приспосабливаться к людям, склонность к интригам, артистичность, оригинальность в мышлении и действиях, эгоцентризм, блудливость, хвастовство;
Лица, принадлежащие к экзальтированному типу, склонны к высокой контактности, многословию, влюбчивости, неконфликтности, альтруистичности, изменчивости настроения.
Интровертивный тип - лица, которые отличаются недостаточной контактностью, одиночеством, слабыми связями с другими людьми, принципиальностью, упрямством, ригидностью мышления, значительной приверженностью собственным идеям, позициям.
Экстравертивный тип, в отличие от интровертивного, характеризуется высокой контактностью, широким кругом знакомств, неконфликтностью, отсутствием стремления к лидерству, тщательностью, легкомыслием, страстью к развлечениям.
Типы акцентуаций по А.Е. Личко
Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.
Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.
А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.
Гипертимный тип
Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.
Циклоидный тип
Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.
При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.
Сенситивный тип
Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.
Шизоидный тип
Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.
Истероидный тип
Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих.
Конморфный тип
Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.
Психастенический тип
Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.
Паранойяльный тип
Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.
Неустойчивый тип
Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».
Эмоционально-лабильный тип
Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.
Эпилептоидный тип
В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.