С неуспевающими и слабоуспевающими детьми
При работе
С неуспевающими и слабоуспевающими детьми
«Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников».
Лизинский В.М.
МОБУ Лицей
2014 год
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
С точки зрения психологии причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
2. Недостатки познавательной деятельности
‾ несформированность приемов учебной деятельности;
‾ недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
‾ неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
1. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
Рекомендации учителю
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
Учитель обязан:
1. Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
2. Стремиться понять и принять каждого ребёнка.
3. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
4. Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика.
5. Уметь встать на позицию ученика.
6. Уметь вести непринуждённый диалог.
7. Стремиться к внешней занимательности.
8. Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план.)
9. Учить работать со словарями и другим справочным материалом.
10. В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы. взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.
11. При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).
12. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).
13. Применять частую смену видов деятельности на уроке.
14. Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
15. Стремиться к алгоритмизации деятельности.
3. Во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы (например, посадить такого ученика в центре класса напротив доски);
4. Предоставлять ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
6. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
7. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
8. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки».
Недостатки познавательной деятельности.
Рекомендации учителю
Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.
Пример: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:
- выделение опорных пунктов;
- составление плана тезисов;
- составление логической схемы прочитанного;
- формулирование главной мысли.
Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.
Рекомендации учителю
Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Рекомендации учителю
Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности, а так же:
- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;
- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
- следует осторожно оценивать неудачи ученика;
- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Рекомендации учителю
1. Работу с гиперактивным учеником строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ученика и поощрять его хорошее поведение;
При работе
с неуспевающими и слабоуспевающими детьми
«Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников».
Лизинский В.М.
МОБУ Лицей
2014 год
Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).
С точки зрения психологии причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
2. Недостатки познавательной деятельности
‾ несформированность приемов учебной деятельности;
‾ недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
‾ неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
1. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?
Рекомендации учителю
1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
Учитель обязан:
1. Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
2. Стремиться понять и принять каждого ребёнка.
3. Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
4. Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика.
5. Уметь встать на позицию ученика.
6. Уметь вести непринуждённый диалог.
7. Стремиться к внешней занимательности.
8. Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план.)
9. Учить работать со словарями и другим справочным материалом.
10. В обучении применять опережающее обучение, различные формы групповой работы. взаимоопрос, самоконтроль, конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения.
11. При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).
12. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).
13. Применять частую смену видов деятельности на уроке.
14. Многократно проговаривать и закреплять материал урока.
15. Стремиться к алгоритмизации деятельности.
3. Во время урока ограничивать до минимума отвлекающие факторы (например, посадить такого ученика в центре класса напротив доски);
4. Предоставлять ученику возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
5. Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
6. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
7. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
8. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки».