Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира
а. интуитивное мышление
b. дискурсивное (аналитическое) мышление
с. практическое мышление
d. теоретическое мышление
Выполняя задания 41 — 50, необходимо установить соответствие между понятиями (поставить соответствующую первой колонке цифру во второй колонке):
Установите соответствие между видами воображения и их значениями:
1.преднамеренное пассивное воображение | воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков Ответ: 3 | |
2.непреднамеренное пассивное воображение | воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельностиОтвет: 4 | |
3.воссоздающее активное воображение | проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта Ответ: 2 | |
4.творческое активное воображение | создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь Ответ: 1 |
42.Установите соответствие между видами умозаключений и их значениями:
1.индуктивное умозаключение | умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий Ответ: 3 | |
2.дедуктивное умозаключение | умозаключение, в котором рассуждение идет от от общих фактов к единичному выводу Ответ: 2 | |
3.умозаключение по аналогии | умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводуОтвет: 1 |
43.Установите соответствие между компонентами в структуре психики личности и их характеристиками:
1.психические процессы | психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта Ответ: 4 | |
2.психические своства | определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый момент времениОтвет: 3 | |
3.психические состояния | наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее Ответ: 2 | |
4.психические образования | психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительностиОтвет: 1 |
44.Установите соответствие между некоторыми иллюзиями восприятия и их расшифровками:
1.иллюзия стрелы | параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра — вогнутыми Ответ:4 | |
2.иллюзия железнодорожных путей | высота цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равныОтвет:3 | |
3.переоценка вертикальных линий | линия, расположенная в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковыОтвет:2 | |
4.иллюзия веера | из двух стрел одинаковой длины с расходящимися и сходящимися наконечниками, стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннееОтвет:1 |
45.Установите соответствие между некоторыми разделами языкознания и их характеристиками:
1.семантика | раздел языкознания, изучающий звуковые компоненты или звуки языка Ответ:3 | |
2.синтаксис | совокупность правил, определяющих взаимоотношения между словами и их комбинации при составлении фразОтвет:2 | |
3.фонология | раздел языкознания, изучающий лексическое значение слов и выражений, изменения их значенийОтвет:1 |
46.Установите соответствие между некоторыми функциями эмоций и их наполнением:
1.функция закрепления-торможения, аффективного следообразования, подкрепления | неожиданное нахождение решения в трудной ситуации Ответ:3 | |
2.функция предвосхищения | способность эмоций актуализировать закрепленный опыт в будущем, опережая развитие событий сигналом о возможном принятом или не принятом исходеОтвет:2 | |
3.эвристическая функция | способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем и удавшиеся-неудавшиеся действия и те взаимодействия, которые их возбудилиОтвет:1 |
47.Установите соответствие между основными закономерностями восприятия, выделенными представителями гештальтпсихологии и их значениями:
1.закон фигуры и фона | образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия Ответ:3 | |
2.закон транспозиции | психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение Ответ:2 | |
3.закон константности | человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигурыОтвет:1 |
48.Установите соответствие между отдельными процессами памяти и их характеристиками:
1.припоминание | характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется малоОтвет:4 | |
2.непроизвольное воспроизведение | имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции и переработкеОтвет:3 | |
3.статическое сохранение | происходит как бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространствеОтвет:2 | |
4.динамическое сохранение | произвольное воспроизведение, активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели — вспомнитьОтвет:1 |
49.Установите соответствие между разными видами ощущений и их характеристиками:
1.интероцептивные ощущения | ощущения, отражающие свойства предметов и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности телаОтвет:3 | |
2.проприоцептивные ощущения | ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах — они дают информацию о движении и положении нашего телаОтвет:2 | |
3.экстероцептивные ощущения | ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органовОтвет:1 |
50.Установите соответствие между этапами развития внимания и их наполнением:
1.первый этап развития внимания — первые недели-месяцы жизни | обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предметОтвет:3 | |
2.второй этап развития внимания — конец первого года жизни ребенка | возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного вниманияОтвет:2 | |
3.третий этап развития внимания — начало второго года жизни | появление ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания ребенкаОтвет:1 |
В заданиях 51— 60 необходимо вставить пропущенное слово:
51.Вид внимания, который не связан с участием воли, — это непроизвольное внимание.
52.Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей, называется апперцепцией
53.Общая последовательность культурного развития внимания по Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя (указать инициалы и фамилию).
54.Переход действия из внешнего материального в умственное, называется интериоризация.
55.Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы, называется ощущение
56.Универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта — это воображение
57.Число логических ходов, посредством которых усваивается новая закономерность - экономичность мышления
58.Систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов - классификация
59.Представление материала в виде слов - словесно-логическое мышление.
60.Человек как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект, - субъект.
Контрольный срез №3 по дисциплине "Когнитивная психология"