Механизм выполнения проекта.
Этапы | Содержание | Методы | Сроки | Ответственные | ||||||
1этап под- гото- ви- тель-ный | Цель: готовность детей к участию в работе по повышению уровня развития мышления через усвоение знаний о животных. Анализ знаний детей, выявление проблем, путей их решения, диагностика исходной ситуации. С детьми. -Разработка вопросов для бесед; -Подбор сюжетных и предметных картинок; -Подбор произведений художественной литературы; -Обработка диагностических материалов, анализ уровня знаний детей. С родителями. -Анкетирование родителей. -Встречи за круглым столом | Анализ предметно-развивающей среды, результатов диагностического обследования. Наблюдения за детьми в играх, беседы, дидактические игры. | Сентябрь Сентябрь | Вос- пита тель Вос- питатель | ||||||
2 этап пре- обра- зова- тель- ный 3этап Обобща- ющий | Цель: Создание системы взаимо- связанных мероприятий, форм, приемов и методов организации детской деятельности, в итоге обеспечиваю- щую совокупность условий для формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных. Работа с детьми. Занятия: -«Век динозавров». -«Птицы – наши помощники и друзья». -«Царство животных». -«Дикие животные». -«Домашние животные». -«Волк и лиса – лесные хищники». -«Сравнение белого и бурого медведя». Беседы: - «Жизнь домашних животных в разные времена года». - «Жизнь диких животных в разные времена года». - «Как белка, лось и заяц проводят зиму в лесу». - «Естественный отбор в мире животных». - «Насекомые». - «Нелегкая жизнь лягушачья». -«Птицы-хозяева неба». -Куда ведут следы?» -«Домашние любимцы». Игры-занятия: -«Путешествие на лесную поляну». -«Кто тут живет». -«Кто это?» -«Путешествие на волшебную полянку». Дидактические игры: -«Чего не хватает?» -«Четвертый лишний?» -«Найди лишнее слово». -«Сравни по размеру». -«Дорисуй». -«Так и не так». -«Кто чем питается?» -«Кто где живет?» -«Найди ошибки у художника». -«Узнай по описанию». -«Бывает или нет?» -«Лесные заморочки». Речевые логические задачи: -«Чьи следы?» -«Что здесь случилось?» -О чем рассказал ежик?» -«Что бабушка сообщила Саше?» -«Кто обедал в птичьей столовой?» -«Что случилось на прогулке?» Совместная деятельность воспитателя с детьми -Чтение художественной литературы -Дидактические игры -Психотренинги -Этюды -Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирова-ние) -Театрализова- ная деятель- ность -Подвижные игры -Сюжетно-ролевые игры Самостоятель-ная игроваядеятельность Работа с педагогами -Обмен опыта на педсовете «Эффективные методы и приемы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте» -Создание методических рекомендаций «Развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование при ознакомлении с животными» -«День открытых дверей» . Игра-занятие в форме КВН «Любить все живое – любить себя». -Выступление на семинаре «Развитие образно-логического мышления через дидактические игры». Работа с родителями. - Творческая встреча «Загадки мира животных». -Творческий семинар «Создание организованной среды для развития мышления детей». -Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома». -Родительское собрание «Воспитание любви к живому». -Родительское собрание «Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности». -Наглядная агитация. · Фотогазе-та «Кто живет на нашем участке?» · Дневник наблюде-ний «Нашафотоохо-та». · Папка-передвиж-ка «Игры и упражне-ния для развития мышления при ознаком-лении с миром живот-ных». -Экскурсия в музей «Природа нашего края». -Участие родителей в подготовке раздаточного и демонстрацион-ного материала». -Изготовление декораций, игрушек, костюмов и масок животных. Внедрение инновационной деятельности Проектная деятельность с детьми «Загадки мира животных». Создание методических рекомендаций по развитию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие с учителями начальных классов МОУ СОШ № 3. «Взаимосотруд-ничество по вопросу разви-тиямыслитель-нойдеятельнос-ти у детей. Мониторинг. Цель.Оценочный анализ деятельности детей. Отслеживание результатов, характеризую-щих знания детей о животных, уровень развития образно-логического мышления. | Тематическое планирование Реализация системы в проектной деятельности. Сравнительный анализ результатов на начальном этапе и итого- вой диагностики. | 2010-2011 Октябрь Но- Ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- Раль Март Ап- рель Сен- тябрь Ок- тябрь 1неде- ля Ок- тябрь 3неде- ля Но- ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- раль Март Ап- рель Ян- варь Фев- раль Март Ап- рель Де- кабрь 2не- деля Ян- варь 2не- деля Фев-раль 2не- деля Март 2не- деля Но- ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- раль Март Ап- рель Ян- варь Фев- раль 1нед. Фев- раль 2не- деля Март Ап- рель Май В течение года В течение года Ноябрь Январь Март Апрель Ок- тябрь Но- ябрь Де- кабрь Ок- тябрь Январь Фев- раль Март Апрель Май В тече- ниего- да Де- кабрь Творческая вст- реча Январь Ок- тябрь, май | Вос- питатель. Воспи- татель Воспи- тель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи-татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспита- тель Воспи- татель Воспи- татели Воспи-татель Воспи-татель Воспи-татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи-татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель, роди- тели Воспи-татель Воспи- татели Учителя началь- ных классов, воспи- татели Воспи- татель | ||||||
-29-
3.1.Проектная деятельность. (Описание проекта).
Уровень образно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте повысится, если дети научатся устанавливать связи и отношения, существующие между объектами природы.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к миру животных были проведены беседы:
· «Жизнь домашних животных в разные времена года».
· «Жизнь диких животных в разные времена года».
· «Как белка, лось и заяц проводят зиму в лесу».
· «Естественный отбор в мире животных».
· «Что мы знаем о насекомых».
· «Нелегкая жизнь лягушачья».
Цикл занятий:
· «Царство животных»
· «Дикие животные»
· «Волк и лиса – лесные хищники»
· Сравнение белого и бурого медведя» помог познакомить детей с особенностями внешнего мира животных, устанавливать взаимосвязь между образом жизни животного и питанием, отражать свои впечатления в речевом диалоге.
В рамках проекта требовалось продуманное использование зоны по ознакомлению детей с животными. На занятиях по художественному творчеству дети с воспитателем изготовили макеты:
· «Домашние животные»
· «Животные нашего леса»
· «Животные Севера»
· «Животные жарких стран»
Альбомы:
· «Птицы»
· «Дикие птицы»
· «Наши питомцы»
-30-
· «Что такое «Красная книга?»
Дети вместе с родителями искали картинки с изображением животных, сами рисовали животных.
Построение среды включало в себя принцип постоянного обновления и соответствия возрасту детей, содержанию этапа обучения и воспитания.
В соответствии с принципом постепенности усложнялся материал. Дети любят играть в настольные игры.
-Игра «Береги живое» помогла детям осознать важность бережного, заботливого отношения к природе и ее обитателям.
-Игра «Кто как устроен» помогает усвоить знания о том, как и где живет животное, при помощи чего животные передвигаются.
-Лото «Герои русских сказок» учит детей описывать животных по внешним признакам; ориентировке во времени; пересказывать.
-Игра «Сам себе сказочник» развивает образно-логическое мышление, образную речь, умение строить рассказ.
- Игра «Четыре сезона» знакомит детей с временами года, обогащает детей знаниями о сезонных изменениях в природе.
Во второй половине дня с детьми в увлекательной форме проводились игры-занятия:
-«Путешествие на лесную поляну».
-«Кто тут живет».
-«Кто это?»
-«Путешествие на волшебную полянку».
Эти занятия развивают у детей эмоциональное воображение, способность к переживанию, радости, печали.
Дети совместно с воспитателями сочинили экологические сказки:
-«Однажды в лесу…»
-31-
-«Новогодняя история»
Сказки помогли делают речь детей грамматически правильной, обогащают словарь.
В процессе художественно-продуктивной деятельности (лепка, конструирование, рисование) дети активно отражали свои впечатления.
В течение года в процессе своей работы делилась опытом с коллегами, выступала на педсовете «Эффективные формы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте», где поделилась технологией, методами и приемами, которые способствуют развитию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Практика показала, что взаимодействие педагогов и родителей значительно повышает качество воспитательного процесса, преодолевает трудности в обучении.
Необходимо было заинтересовать родителей. Для этого использовались следующие формы работы:
-Творческая встреча «Загадки мира животных».
-Творческий семинар «Создание организованной среды для развития мышления детей».
-Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома».
-Родительское собрание «Воспитание любви к живому».
-Родительское собрание «Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности».
-Наглядная агитация.
· Фотогазета «Кто живет на нашем участке?»
· Дневник наблюдений «Нашафотоохо-та».
-32-
· Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мышления при ознакомлении с миром животных».
-Экскурсия в музей «Природа нашего края».
-Участие родителей в подготовке раздаточного и демонстрационного материала».
-Изготовление декораций, игрушек, костюмов и масок животных.
Такое доверительное взаимодействие с родителями помогло многим из них открыться во время бесед, более внимательно подходить к интересам и возможностям детей. Повысилось само понимание значимости партнерских отношений с ребенком, что способствовало эффективности педагогического воздействия на детей.
Для того, чтобы метод проектирования воспитательно-образовательной работы по развитию образно-логического мышления влился в общую систему работы, тщательно продумала планирование каждого этапа, использование разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми, родителями; создание предметной среды; были изготовлены необходимые пособия и материалы.
Был разработан проект «Познание мира животных».
Мотивом создания проекта послужили показатели диагностического обследования детей.Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер, не смогли выделить характерные особенности данного сезона.
Стояла необходимость коррекционной работы с детьми.
Учитывая принцип «развитие из сотрудничества», предлагались доступные пониманию дошкольников основы знаний из наук о животных: экологии, зоологии. Важно, как говорил К.Д. Ушинский, «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти», то есть развивающее влияние знаний. Поэтому проектная деятельность носит поисковый, творческий характер, где особую роль играют разнообразные формы поисковой активности
-33-
ребенка. Это занятия-загадки, прогулки, развивающие игры, создание проблемных ситуаций:
-«Сравни по размеру».
-«Дорисуй».
-«Так и не так».
-«Кто чем питается?»
-«Кто где живет?»
-«Найди ошибки у художника».
-«Узнай по описанию».
-«Бывает или нет?»
-«Лесные заморочки».
Такие формы деятельности систематизируют знания детей о животных, устанавливают связь с природной средой обитания.
В ходе работы широко использовались речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, о животных, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности в природы. Давая детям речевую логическую задачу, ставишь их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения).
-«Чьи следы?»
-«Что здесь случилось?»
-О чем рассказал ежик?»
-«Что бабушка сообщила Саше?»
-«Кто обедал в птичьей столовой?»
-«Что случилось на прогулке?»
-34-
При решении речевых задач у детей формировалось умение рассуждать, коллективно обосновывать правильность решения.
В ходе проекта использовался комплекс индивидуальных занятий «Хочу все знать!» Грамотное проведение коррекции развивает мышление детей:
· Для развития способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении использовалась игра «Чего не хватает?»
· Игра «Сравни животных» помогла выделить черты сходства и различия по существенным признакам.
· Игра «Четвертый лишний» развивает умение классифицировать предметы и обобщать.
· Игра «Найди лишнее слово» способствовала развитию мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
· Для развития мыслительных операций анализа и сравнения проводилась игра «Угадай животное».
Эти игры использовались в качестве промежуточной аттестации.
Результативность данного проекта ярко показывает сравнительный анализ обследования в начале и в конце проектной деятельности. (Приложения 23-31).