Интеллектуальная готовность.

В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ

(программа развивающих занятий с детьми 6-7 лет)

I. Анатомо-физиологические особенности детей старшего
дошкольного возраста.

Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, крити­ческого периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка пере­живаний. Она связана с завершением дошкольного цикла разви­тия и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 7 лет - начало диффе­ренциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, ут­рата непосредственности, привнесение в поступки интеллекту­ального момента.

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важней­шая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притя­гательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одоле­вают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радо­стное нетерпение, опасение неизвестности... Все так перепута­но, трудно... Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься, а потом стыдишься себя и от этого становится еще труднее.

То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот бо­лит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится... Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.

Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неоп­ределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрес­сам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться

любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредото­ченность, замкнутость или демонстративность... Ребенку труд­но. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризи­са, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

В этот период происходит активное анатомо-физиологи-ческое созревание организма. К 7 годам завершается морфоло­гическое созревание лобного отдела больших полушарий голов­ного мозга, что создает возможности для осуществления целе­направленного произвольного поведения, планирования и вы­полнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвиж­ность нервных процессов, отличается большее, чем у дошколь­ников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие ха­рактерные особенности младших школьников, как непоседли­вость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания за­служивают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые дви­жения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учи­тывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работо­способности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособ-

ность обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.

Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к школе.

В современной психологии, к сожалению, пока не существу­ет единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А, Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овла­дение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и дру­гими необходимыми для оптимального уровня усвоения школь­ной программы поведенческими характеристиками».

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выде­ляет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л. И. Божович еще в 60-е годы указала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня раз­вития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаи­мосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности меха­низмов волевой регуляции действий и т. д.».

На сегодняшний день практически общепризнанно, что го­товность к школьному обучению - многокомпонентное образо­вание, которое требует комплексных психологических исследо­ваний. В структуре психологической готовности принято выде­лять следующие компоненты:

Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеюще­го круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность вы­ражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельно­сти, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Гото­вым к школьному обучению является ребенок, которого шко­ла привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью полу­чать новые знания, что предполагает развитие познаватель­ных интересов. Будущему школьнику необходимо произволь­но управлять своим поведением, познавательной деятельно­стью, что становится возможным при сформированной иерар­хической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готов­ность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

IV. Материалы.

- тетрадь для отработки навыков письма;

- пластилин;

- мозаика;

- ножницы и карточки с написанными буквами и цифрами.

V. Технология работы.

Занятия с ребенком проводятся регулярно, каждый день или через день по 30-40 минут.

Если занятие длится более 30 минут, увеличивается время на активные движения (физкультминутка).

Занятия построены по одному принципу:

1. Пальчиковые игры.

2. Отработка навыков письма.

3. Сложи из мозаики или вырежи из карточки цифру, слепи
из пластилина.

4. Физкультминутка.

5. Подумай:

- отгадай загадку;

- выполни задание.

6. Посмотри на букву и выучи короткое стихотворение.

Возможно изменение порядка видов деятельности, упражне­ний на занятиях. Физкультминутка должна быть в середине за­нятия, чтобы ребенок мог отдохнуть.

Для лучшего запоминания стихотворение, прочитанное во время последнего упражнения, рекомендуется родителям повто­рять с ребенком перед сном и утром.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. БУКВА «А»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.



Сложи из мозаики цифру «1».

На что похожа цифра «один»?

1) Вот один, иль единица, 2) Похожа единица на крючок,

Очень тонкая, как спица. А может, на обломанный сучок.

С. Маршак Г. Виеру

Физкультминутка.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Ребенок должен стоять, широко расставив ноги. На каж­дый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка.

Темп постепенно убыстряется.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку:

К нам приехали с бахчи Полосатые мячи.

(Арбузы.)

2. Выполни задание. Кто лишний? Почему?

3. Посмотри на букву и выучи стишок:

Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то.

Занятие 2. БУКВА «Б»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

Физкультминутка.

БУРАТИНО Буратино потянулся, Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Ребенок декламирует стихотворение, выполняя движения.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку:

Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью.

(Ботинки.)

2. Выполни задание.

Можешь ли ты убрать всех маленьких матрешек в большие? Каких матрешек больше, а каких - меньше? Найди одинаковые матрешки.

3. Посмотри на букву и выучи стишок:

Бегемот разинул рот: Булки просит бегемот.

Занятие 3. БУКВА «В»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

IV. Физкультминутка.

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.

Ребенок имитирует дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» ребенок приседает, на «выше, выше» - выпрямляется.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку:

У него - два колеса И седло на раме. Две педали есть внизу. Крутят их ногами.

(Велосипед.)

2. Выполни задание.

Кто должен быть нарисован в пустой клетке? Покажи стрелкой.

3. Посмотри на букву и выучи стишок:

Воробей влетел в окно Воровать у нас пшено. 16

Занятие 4. БУКВА «Г»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

Сложи из мозаики цифру «2».

П. Физкультминутка.

ГРИБЫ

Гришашел, шел, шел, Белый гриб нашел.

Раз - грибок, два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок.

Декламируя стихотворение, ребенок имитирует движения
грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. *

Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку:

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук.

(Гвоздь.)

2.Выполни задание. Нарисуй силуэт машинки.

3. Посмотри на букву и выучи стишок

Гриб растет среди дорожки -Голова на тонкой ножке.

А н я т и е 5. БУКВА «Д»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Д», цифрой «2».
1.Пальчиковая игра «Домик».

Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Домик мой кирпичный, Очень симпатичный.

Ладони направлены под углом вверх, кончики пальцев сопри­касаются. Средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

II. Физкультминутка.

ДОЖДЬ

Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет.

Ребенок стоит вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинает свободно встряхивать кистями рук. За­тем, продолжая встряхивания, поворачивает ладони вверх, потом снова поворачивает руки ладонями вниз.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку:

Кто приходит,

Кто уходит -

Все ее за ручку водят.

(Дверь.)

2. Выполни задание.

Покажи разными способами, какой свеча была сначала, по­том, позже.

3. Посмотри на букву и выучи стишок:

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом.

Занятие 6. БУКВА«Е»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Е», цифрой «2».
1.Пальчиковая игра «Елка».

Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ла­дони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед.

Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

II. Физкультминутка.

ЕЖИКИ

Ребенок изображает ежика, выполняет различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли ежики гулять. Раз, два, три! Ну-ка пофырчи!

После этих слов ребенок фырчит, так, как ему хочется.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку:

На спинке иголки

Длинные и колкие,

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.

(Ёж.)

2. Выполни задание. Правильно ли сделана фотография? Расскажи, что неверно.

Занятие 7. БУКВА «Ж»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

Занятие 8. БУКВА «3»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

II. Физкультминутка.

Текст стихотворения сопровождается движениями ребенка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте). *

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Зимой бел, летом сер, Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц.)

2. Выполни задание.

Найди в каждом ряду лишний предмет. Объясни, почему он лишний. Назови остальные предметы одним словом.

3. Посмотри на букву и выучи стишок, Звезды видели мы днем За рекою, над Кремлем. Звезды золотом сияют, Землю ночью освещают.

Занятие 9. БУКВА «И»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

П. Физкультминутка.

ИГРАЛОЧКИ

На поляне, у реки, Играют майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают. %

Ребенок ложится на ковер ножками вверх, барахтается. Устал. Некоторое время лежит, отдыхает. Упражнение можно повторить 2-3 раза.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Маленького роста я, Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой.)

2. Выполни задание.

Раздели шарики поровну между подругами.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели.

Занятие 10. БУКВА «К»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

П. Физкультминутка.

КУЗНЕЧИКИ Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок. Выше, с носка на носок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.

III. Закрепление.Подумай.

1. Отгадай загадку.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

2.Выполни задание. Зачеркни ненужные цифры.

3. Посмотри на букву и выучи стишок:

Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз.

Занятие 11. БУКВА «Л»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Л», цифрой «4».
1.Пальчиковая игра «Лошадка».

У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3.Слепи из пластилина цифру «4».

II. Физкультминутка.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо...

Получается на славу.

Молодцы!

Влево - вправо, влево - вправо...

Чтение стихотворения ребенок сопровождает движениями.

III. Закрепление.Подумай.

1.Отгадай загадку.

Сидит дед

В сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

2. Выполни задание.

Зачеркни рисунки, не похожие на круг.

3. Посмотри на букву и выучи стишок, Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

Занятие 12. БУКВА «М»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

I. Знакомство с буквой «М», цифрой «4».Пальчиковая игра «Мышка».

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Ука­зательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

2.Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3. Сложи из мозаики цифру «4».

II. Физкультминутка.

МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упи­рается в правую щеку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» ребенок каждый раз хлопает в ладоши, показывает сапожки на ногах, ставит попеременно каждую ногу на носочек, на пяточку. Далее на счет «раз - два - три» кружится, руки на поясе.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке, Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь.)

2.Выполни задание.

Внимательно рассмотри картинки. Как ты думаешь, что бы­ло сначала, а что - потом?

3.Посмотри на букву и выучи стишок.

Мед в лесу медведь нашел, -Мало меду, много пчел.

Занятие 13. БУКВА «Н»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Н», цифрой «5».
1.Пальчиковая игра «Норка».

У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке.

Ладони почти горизонтальны. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Сред­ний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3.Слепи из пластилина цифру «5».

II. Физкультминутка.

НОЖКИ

Ножки накрест - опускайся И команды дожидайся.



А когда скажу: «Вставай!» -Им рукой не помогай. Ножки вместе, ножки врозь, Ножки прямо, ножки вкось. Ножки здесь и ножки там. Что за шум и что за гам?

Все слова ребенок сопровождает движениями.

III.Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -Кружевной и синий-синий.

(Небо.)

2. Выполни задание.

Найди все предметы, которые спрятались на рисунке.

3. Посмотри на букву и выучи стишок. Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом!

Занятие 14. БУКВА «О»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.

(Одуванчик.)

2. Выполни задание.

У каждого второго предмета пары дорисуй то, чего не хватает.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Ослик был сегодня зол –

Он узнал, что он осел.

Занятие 15. БУКВА «П»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

П. Физкультминутка.

ПАЛЬЧИКИ

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок, Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке.

Декламация стихотворения сопровождается движениями пальцев.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает.

(Подснежник.)

2. Выполни задание.

Сравни картинку и натюрморт. Все ли правильно нарисовал художник?

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха.

Занятие 16. БУКВА «Р»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

II. Физкультминутка.

РЫБКИ

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Если ей работу дашь -Зря трудился карандаш.

(Резка.)

2. Выполни задание.
Подбери заплатки к коврикам.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Роет землю серый крот -Разоряет огород.

Занятие 17. БУКВА «С»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

II. Физкультминутка.

СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ

Солнечные зайчики Ну,лови, лови скорей!

Играют на стене, Вот, вот, вот - левей, левей!

Поманю их пальчиком, Но он прыгнул в уголок,

Пусть бегут ко мне. Убежал на потолок.

Ребёнок ловит зайчика на стене. Педагог направляет зер­кальце пониже, ребёнок старается поймать зайчика.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

2. Выполни задание.

У каждого второго предмета пары дорисуй то, чего не хватает.

3. Посмотри на букву и выучи стишок

Спит спокойно старый слон -Стоя спать, умеет он.

Занятие 18. БУКВА «Т»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

II. Физкультминутка.

ТОЧИЛЬЩИКИ

Мы с тобою точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурец... Угощайся, молодец!

Ребёнок имитирует движения точильщика: проводит ладо­нью то одной, то другой руки с переворотом. На две последние строки - четыре хлопка.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

То я в клетку, то в линейку, Написать во мне сумей-ка.

(Тетрадь.)

2.Выполни задание.

Дорисуй в каждом ряду предмет, который относится к той же группе, что и остальные. Назови их одним словом.

3. Посмотри на букву и выучи стишок

Таракан живет за печкой, -То-то теплое местечко!

Занятие 19. БУКВА «У»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

I. Знакомство с буквой «У», цифрой«7».

1. Пальчиковая игра «Ушки».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставляем вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперед, назад.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3. Сложи из мозаики цифру «7».

II. Физкультминутка.

УТОЧКА ЛУГОВАЯ

Ребёнок. Уточка луговая, серая, полевая, Где ты ночку ночевала?

Утка. Под кустиком, под берёзкой. Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу.

Сама, утя, поплыву.

Детей своих поведу.

Ребёнок должен выполнять за уточкой все движения: то пе­реваливается с ноги на ногу, то идёт, положив ладони на колени, то плывёт, делая круговые движения руками перед грудью.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет.

(Улитка.)

2. Выполни задание.

Чего не хватает у предметов? Дорисуй.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Ученик учил уроки –

У него в чернилах щеки.

Занятие 20. БУКВА «Ф»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой«Ф», цифрой«7».
1.Пальчиковая игра «Филин».

Сидит филин на дубу

И кричит: бу-бу-бу-бу.

Руки в кулачок, прижаты. Большие пальцы - вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на себя (нос).

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3. Слепи из пластилина цифру «7».

II. Физкультминутка.

ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ

На болоте две подружки, Две зелёные лягушки

Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Ребёнок сопровождает чтение стихотворения движениями.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает.

(Филин.)

2. Выполни задание.

На каждой из четырех картинок найди и раскрась лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле.

Занятие№ 21.БУКВА «X»

Цель:развитие мелкой моторики руки, произвольной памя­ти, внимания, мышления.

I. Знакомство с буквой «X», цифрой«7».

1.Пальчиковая игра «Хитрый гусь».

Хитрый гусь стоит, гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь под прямым углом к предплечью. Указательный па­лец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Шевелить большим пальцем.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3. Вырежи из карточки цифру «7».

П. Физкультминутка.

ХОМЯЧОК Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок.



Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! Хомка хочет сильным стать.

Ребёнок имитирует все движения хомячка.

III. Закрепление. Подумай.

1.Отгадай загадку.

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

2. Выполни задание.

В какое время года нужны эти предметы?

3.Посмотри на букву и выучи стишок.

Ходит по лесу хорек,

Хищный маленький зверек.

А н я т и е 22. БУКВА «Ц»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Ц», цифрой «8».
1.Пальчиковая игра «Цепочка».

Пальчики перебираем И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой ру­ки: большой -указательный, большой - средний и т. д. Это уп­ражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3.Вырежи из карточки цифру «8».

II. Физкультминутка.

ЦАПЛЯ

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется 2 раза; первый раз ребёнок стоит на одной ноге, второй раз на другой.

III. Закрепление.Подумай.

1.Отгадай загадку.

Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете.

(Цифры.)

2. Выполни задание.

Рассмотри пуговицы. Нарисуй недостающую, чтобы и в этом ряду были представлены все виды пуговиц.

3. Посмотри на букву и выучи стишок. Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

А н я т и е 23. БУКВА «Ч»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

П. Физкультминутка.

ЧАСЫ

Тик-так, тик-так –

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так...

И мы тоже можем так.

Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так.

Раскачивайтесь в такт маятника.

Налево - раз, направо - раз,

Тик-так, тик-так. Ноги вместе, руки на поясе.

На счёт «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часы.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Идут, бегут,

А с места не сойдут. (Часы.)

2. Выполни задание.

Что было раньше, а что - потом? Проведи стрелки и поставь точки.

3. Посмотри на букву и выучи стишок Чайки кружат над волной,

В чаще слышен волчий вой.

Занятие 24. БУКВА «Ш»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

П. Физкультминутка.

ШИШКИ

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила. Застонал, заохал Мишка -На носу вскочила шишка.

Ребёнок сопровождает чтение стиха движениями.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

На квадратиках доски Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

(Шахматы.)

2. Выполни задание.

Нарисуй недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Школьник, школьник, ты - силач: Шар земной несешь, как мяч!

А н я т и е 25. БУКВА «Щ»

Цель:развитие мелкой моторики руки; произвольной памя­ти, внимания, мышления.

1. Знакомство с буквой «Щ», цифрой «9».
1.Пальчиковая игра «Щенок».

У щеночка острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Ука­зательный, средний, безымянный - вместе. Мизинец поперемен­но опускается и поднимается.

2. Отработка навыков письма.

Попросите ребенка продолжить рисование такого же узора на нескольких строчках слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него.

3. Сложи из мозаики цифру «9».

II. Физкультминутка.

ЩЕГОЛ

Щебетал щегол и щёлкал, Раздувал, как шарик, щёки.

Из пруда глядела щука, Удивлялась: что за штука?

Ребёнок имитирует движение животных.

III. Закрепление. Подумай.

1. Отгадай загадку.

Кто меня назвать не сможет?

Я на ежика похожа.

Я от пыли и от пятен

Охраняю ваше платье.

(Щетка.)

2. Выполни задание.

Рассмотри флажки. Выполни штриховку последнего флажка так, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой.

3. Посмотри на букву и выучи стишок.

Щёткой чи

Наши рекомендации