Результаты исследования образного мышления
Данная таблица 2.7 показывает, что различие между средними показателями уровня развития образного мышления до и после коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе значительно. Если при первичном исследовании среднее значение составляет 1,9; то после серии развивающих занятий - 1,85. Среди испытуемых первичного исследования 60 % успешно выполнили задание, 10 % - допустили ошибки, то есть не смогли составить полностью фигуру. Ошибки обусловлены как легкомысленным отношением к выполнению задания, так и слабым умением воспроизводить зрительно-воспринимаемый образец и 30% не смогли выполнить задание, так как не поняли инструкции, а также не знакомы с геометрическими фигурами и не умеют анализировать пространство. После подготовки к обучению в школе правильно выполнили задание 70 % испытуемых, показав высокие результаты, 20% - допустили ошибки и лишь 10% не справились с заданием.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа, направленная на подготовку к обучению в школе способствовала развитию образного мышления у детей. В качестве дальнейшей развивающей процедуры, можно предложить такие задания как срисовывание, раскладывание по образцу и т.д.
В целом задание на формирующей стадии исследования выполнено на хорошем уровне. Результаты данного исследования методики («Геометрические фигуры») показывают достаточно высокий уровень образного мышления испытуемых. Представим результаты исследования на рисунке 2.4.
Рис 2.4 Показатели уровня развития образного мышления
Результаты изучения особенностей речевой сферы детей дошкольного возраста
С целью диагностирования особенностей развития речевой сферы детей дошкольного возраста был проведен «Логопедический» субтест. Представим результаты в таблице 2.8 и на рисунке 2.5.
Таблица 2.8
Результаты исследования речи
Уровень развития речи | Испытуемые ( в процентах) | |
Констатирующая стадия исследования | Формирующая стадия исследования | |
Низкий | ||
Средний | ||
Высокий |
Проведем сравнительный анализ полученных нами данных в ходе исследований. При первичном исследовании полностью с заданием справились 20 % испытуемых, 20% допустили ошибки и большая часть испытуемых (60%) не справились с заданием. Можно сделать вывод, что у большинства детей не развит фонематический слух. После коррекционно-развивающей работы те же 20 % исследуемых ребят справились с заданием, 40 % допустили ошибки, то есть не смогли определить наличие искомого звука в слове и 40% не справились с заданием.
Вывод. После коррекционно-развивающей раборазвивающей рабона подготовку к обучению в школе изменения произошли у 2-х детей в сторону развития фонематического слуха и звукового анализа слова. Изменения произошли, хоть и не большие.
Таким образом, в качестве дальнейшей развивающей работы, можно предложить игры на развитие фонематического слуха («Эхо», «Расколдуй слово»). Эти игры применяются не только для развития фонематического слуха, но и облегчает обучение звуковому анализу слова.
Нужно отметить, что в процессе коррекционно-развивающей работы, упражнения на развитие фонематического слуха вызывали больше всего трудностей.
Рис.2.5. Показатели уровня развития речевой сферы