Акценты в восприятии взаимодействия личности со средой
Акцент в восприятии ситуации может быть поставлен или на «Я», или на окружающий мир, фокусироваться либо на межличностных, либо на ориентированных на задачу аспектах. Последний включает в себя заинтересованное отношение к задаче и выполнение ее требований - заинтересованное отношение, которое может возникнуть не только в ущерб «Я», но и из-за сильной личностной вовлеченности в задачу.
Если акцент ставится на социальный аспект, то подчеркивается влияние, производимое действиями одного человека на ситуацию межличностного взаимодействия. Если акцентируется личность, то протекание деятельности рассматривается как проявление степени компетентности или некомпетентности человека. Не поддаваясь искушению более подробно останавливаться на описании этой типологии, отметим только, что изменение акцента обычно происходит в достаточно широком диапазоне. Оно зависит, например, от результата, достигнутого в процессе деятельности. Так, параметр соотнесения имеет тенденцию смещаться в сторону социальности после выполнения задачи.
Не менее важно, подразумевает ли задание соревнование с заданными критериями успешности, ориентированными на выполнение самого задания или на отношение человека к деятельности других людей или самого себя. Социально ориентированные критерии успешности всегда применимы к ситуации соревнования, хотя остальные могут работать в ней не менее эффективно. В частности, критерии ориентации на себя чаще всего присутствуют в ситуациях соревнования. Развитие в онтогенезе восприятия ориентации на достижения заслуживает отдельного внимания. Например, 2-3-летние дети интерпретируют неудачу в достижении цели не как поражение в смысле личностной неспособности (в отношении личности или самооценки), а как сопротивление со стороны задачи и, таким образом, как относящееся к заданию или окружающей среде (более подробно см. в гл. 12).
Акцент на восприятии ситуации в целом также влияет и на поведение, и на его результаты. Пример подобной важности акцента восприятия можно обнаружить в обратном эффекте Зейгарник, когда деятельность ориентирована не на задачу, а на себя. В последнем случае лучше всего запоминается именно завершенное действие, а не незавершенное (см., например: Lewis & Franklin, 1944; Green, 1963). Еще один подобный пример можно обнаружить у Сильвермана (Silverman, 1964): человек с высокой самооценкой помнит меньшее количество фактов, относящихся к незавершенной вследствие неудачи деятельности, чем человек с низкой самооценкой. Примечательны в этой связи и результаты, полученные Мирке (Mierke, 1955, с. 222). Испытуемым предоставляли два ряда аналогичных заданий на выбор. Им предлагалось решить один из них в обязательном порядке, второй же по желанию. Обязательное задание решалось быстрее, хотя и с большим количеством ошибок, чем дополнительное. Это похоже на следствие различных способов расстановки акцентов или концептуализации деятельности. Обязательное задание провоцировало акцентирование самооценки и социального аспекта, а дополнительное переносило акцент на задачу; таким образом, первое вело к преобладанию заинтересованности в быстром решении задачи, а второе - к точности ее выполнения. Интересно, что различная концептуализация двух заданий преобразовывает тест на последовательное выполнение заданий в ситуацию работы в условиях дефицита времени; в реальности они противопоставляются даже более резко. Так, заинтересованность в решении дополнительного задания может оставаться, несмотря на внешнее ограничение времени.
Иногда акценты в области достижения рассматривают как установки по отношению к задаче, которые могут быть ориентированы на задачу или личностно ориентированы (см.: Heckhausen, 1955). Мне кажется более удачным определение установок на задачу как специфических стилей деятельности, характерных для ориентации на успех или неудачу вне зависимости от акцента восприятия ситуации. Такая установка на задачу, как ориентация на успех, располагает к высокоскоростному, сосредоточенному процессу решения задачи, в то время как настрой на ожидание неудачи ведет к напряжению, блокировке, привнесению ограничений и помехам при выполнении задания. В зависимости от типа выполняемого задания это может улучшить или ухудшить конечный результат (ср.: главы 9 и 11).