Психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская.
Грудничок. Ум.
И тут я начинаю осознавать, что практически пересказывая книгу Никитиных. Это действительно потрясающая книга, и без ее детального изучения я просто “добром прошу” не браться за создание потомства.
Главная информация: малыш - самообучающаяся система, реализующая программу активного познания мира, он не нуждается ни в чем так сильно, как в свободе манипулирования, контакта и познания окружающего.
Самое большое удовольствие для малыша - новые ощущения, внешние и внутренние. Самое большое горе - ограничение ощущений и действий.
Что бы ни делал малыш, он познает. Что бы он ни делал, он просто развивается. У него нет другой задачи, у нас - другого желания. Он всегда прав.
Он имеет право исследовать мир так, как он хочет и может. У него свой путь и свой опыт. Опыт не бывает чужим (т.е. вашим). Не получив опыта, он не может и не должен иметь какие-то мнения.
Поэтому “материнская любовь” (или отцовская), как система действий, способствующих жизни малыша, а не разрушающих ее, сводится к:
- наблюдению, анализу результатов и познанию законов развития,
- созданию безопасной и разнообразной среды,
- представлению в этой среде полной свободы,
- обеспечению реальных (т.е. востребованных самим малышом) биологических потребностей и условий среды, поддерживающих его тонус и здоровье.
Это - все, что вы должны. Все прочее может оказаться созиданием разрушения жизни вашего подопечного человека. Это так, хотя трудно смириться с этим. А вот - то, что приносит определенный вред жизни малыша:
- любые насильственные действия вроде пеленания и кормления по режиму,
- решение за малыша, что для него лучше, вместо наблюдения за реакцией,
- попытки ограничить действия малыша вместо приспособления среды к нему,
- попытки добиваться послушания, сна, “смирности” с целью делать свои дела,
- тревога за будущий “моральный облик” и попытки “воспитывать”,
- проявление страха, тревоги, гордости, показной нежности и других реактивных эмоций, не приносящих удовольствия малышу, вместо нужных ему действий. Видите? Начинать надо с себя!
Когда человек уже родился, - если, конечно, вы не претендуете на дианетически идеальное вынашивание - поздно в нем что-то менять: реактивный банк его уже загружен вами, и он запрограммирован так или иначе относиться к определенным вашим проявлениям, поведению, тону, словам, жестам. Вы сами, своими действиями, которые не осознавали, заложили эту программу. Теперь вам остается только спокойно воспринимать эти реакции - они уже есть, и это просто ваша реальность. Именно потому, что ваш реактивный банк так же заполнен, эти реакции - плач, сопротивление и т.д. - будут вызывать у вас сильное раздражение и отчаянье. Но именно такая ваша реакция и есть рестимулятор для записей малыша, включатель его реактивного банка, напоминатель о болях и страхе, и проявляя свое нетерпение, вы обнажаете вашу вражескую половину в его подсознании и так подавляете его. Ваша задача - “... обнажить дружескую половину?” - догадались вы. Представьте, и не это, хотя это так естественно для наших представлений о духовности. Конечно, это лучше, чем подавлять. Но помните - если ваша любовь имеет оттенок навязчивости, или если вы бурно проявляете ее, когда малыш в беде, вы сделаете его реактивно зависимым от вас, а это просто другая сторона неразумия, аберрация ума, такая же вредоносная для жизни, как и агрессия. Записав вас, как сочувствующего или защитника, тело ребенка начнет болеть для вас. Боль была причиной сочувствия, значит, она ценна для выживания. Поняли? Так работает реактивный ум. Если вы любите выражать свое сочувствие, человек будет болеть просто потому, что вы рядом. Более того, он будет болеть рядом с кем-то, похожим на вас (чаще всего это люди, к которым мы чувствуем влюбленность и женимся на них). Это непривычно и невероятно, но точно известно: все психосоматические болезни - ни что иное, как воспроизведение соматики (болевых ощущений и нарушений тела) записей сочувствия или защиты. При нахождении и стирании этих моментов, сочувствия соответствующее расстройство исчезает за одну-две недели и никогда больше не появляется: тело не делает себе вреда, если он не ценен для выживания как способ вызвать сочувствие.
Хорошо, подавлять нельзя, сочувствовать - тоже нельзя, что же делать?!
Помогать делом, а не словом и эмоциями. Это - труднее всего. Быть: а) интересной средой для развития; б) примером для подражания. Недаром больше всего в Индии ценились немые гуру. Аналитический ум оперирует только результатами действий. Человек учится не тому, что мы говорим, а тому, что мы делаем. Можно уверенно сказать, что для нас, простых аберрированных, слова являются инструментом подавления. Сколько тиранов процветают, благодаря словам! Представьте, как было бы все просто, если мы бы молча делали. Оглянитесь: именно таких людей мы ценим больше всего. Прекрасные книжки о разумности жизни с детьми пишет Рут Миншулл («Чудеса за завтраком»).
Короче говоря, наш собственный потолок неразумности является первым потолком, о который разбивают лбы, поднимаясь, наши дети, и эти удары они начинают испытывать с пеленок. Однако мы можем во многом избежать этого, если заранее приготовим дом, вещи и свой ум к появлению малыша. Мы избежим многих бед, если усвоим: уступая, мы учим уступать. Общаясь, учим общаться. Уважая, учим уважать. Работая, учим работать. Интересуясь жизнью, учим тому, что мир интересен. Объясняя, что сын не прав, учим читать нотации. Ругая, учим ругать. Тревожась, учим бояться. Требуя уважения, учим подавлять. Требуя сочувствия, заставляем бежать из дома.
Живя своей интересной, счастливой жизнью, мы этому учим и ребенка.
1) Основа развития - отсутствие рестимуляции, подавления, насилия, ограничений, навязчивого беспокойства и сочувствия, отсутствие низких тонов (ниже антагонизма). Внедряйте в жизнь все, что повышает тон малыша. Исключайте все, что понижает тон малыша, будь это даже кормление, накрывание одеялом, взятие на руки или что угодно. Обеспечьте малышу возможность самому регулировать факторы выживания, наблюдая за ним и сдерживая ваш страх и привычки.
2) Свобода ощущать и исследовать.
С первых дней жизни в биосфере у любого живого существа включается и долгое время является доминирующей программа исследования и самообучения. последние исследования в саентологии показали, что кроме самообучения, никакого другого обучения и не существует, но это - особая, педагогическая тема.
Л.С.Выготский, исследуя процесс освоения реальности, выделил три фазы освоения: манипулирование, опредмечивание и коммуникация, что значит: чувственное исследование, затем - осмысление назначения и использование (вещь становится предметом) и затем - использование для самовыражения, т.е. с целью коммуникации. И это также - серьезная педагогическая тема.
Чувственное исследование, или манипулирование - важнейшая фаза освоения мира. Она начинается с момента рождения и продолжается примерно до 2-2,5 лет, особенно бурно проявляясь в 6 мес. - 1,5 лет. Малыш все трогает, нюхает, тянет в рот, пробует гнуть, стучать, класть и т.д. Это он учится исследовать. Далее он учится применять вещи. Глядя на нас (а не слушая).
Без преувеличения можно сказать, что умение исследовать и умение опредмечивать - самые главные для жизни умения человека. Тот, кто умеет активно исследовать и понимать, умеет жить; он будет удачлив, умел и активен. Однако, как в ранневозрастном воспитании, так и в более поздних педагогических режимах происходит последовательное и целенаправленное разрушение, блокирование именно этих способностей. “Нельзя!” - означает: “Я не хочу, чтобы ты исследовал или делал то, что тебе нравится”. Сначала мы не подпускаем малыша к вещам - они хрупки или опасны, потом не подпускаем к знаниям, подсовывая вместо них учителя (а это - не одно и то же!), затем не подпускаем к работе и заработку, а потом упрекаем за равнодушие и безинициативность. Мы активно вгоняем малыша в апатию, сажая его в манеж. Затем мы в том же духе до 18 лет формируем у человека убеждение, что этот мир с удовольствием обошелся бы без него. При этом декларируем мы прямо противоположные, очень красивые вещи. Это очень смешно со стороны.
Но я увлекся, а вы давно поняли, что я хотел сказать. Шесть месяцев - за 3 до, и 3 - после рождения, мозг малыша растет с огромной скоростью: каждую минуту появляется 250 тысяч новых нейронов . Затем под воздействием сенсорной нагрузки формируются ассоциативные зоны коры больших полушарий - инструмент разума. Чем больше информации поступает через органы чувств в первый год жизни, тем мощнее и функциональнее будет ум. Чем меньше запретов, тем увереннее человек будет осваивать этот мир. Поэтому создайте обстановку, исключающую запреты.
Приготовьте дом заранее: наделайте полок и уберите туда все хрупкое и опасное - острое, мелкое, химическое и т.д. - так вы исключите нанесение вреда и малышу, и вещам. Малыш должен быть полным хозяином во всей квартире. Посуда, обувь, одежда, ящики тумбочек, стулья и прочие вещи на год призываются в армию материала для свободного манипулирования. Приносите в дом муз.инструменты, разные интересные вещи - например, камни, коряжки, шишки - для ознакомления. Таскайте малыша с собой по улицам, на дачу, в лес. Ему доставляет огромное удовольствие исследовать все, чего он раньше не встречал. Не бойтесь, если он тянет в рот ботинки или веточки: его иммунитет при активном исследовании очень высок, и это не причинит ему никакого вреда.
3) Свобода помогать.
Никитины пишут, что малыши предпочитают игрушкам реальные предметы домашнего обихода. Это - важный момент. Здесь также явно видно наше реактивное нежелание принять детей в наш мир - отделить свой мир от их мира. Они не проводят такого разделения, и очень интересуются реальными вещами нашего мира - общего, единого мира людей. Мы же создаем для них отдельный мир - мир игрушек. Мы считаем детей идиотиками и стремимся окружить их очень глупыми вещами - муляжами, которые нельзя применить. Большинство игрушек - муляжи, не подлежащие опредмечиванию. Представьте себе, что вы попали в мир вещей, которые нельзя применить: целая мастерская пластмассовых станков и инструментов, крохотная посуда, резиновые телефоны и компьютеры. Теперь представьте, что некие живущие рядом существа, похожие на вас, пользуются нормальными вещами, а на вас смотрят с улыбкой, но каждый раз подсовывают вам муляжи. Что бы вы решили? Что вы не нужны им.
В мастерской Никитиных, специально расположенной почти на полу, малыши возятся, едва научившись стоять. Они пытаются помогать вам.
С самого начала малыш помогает вам, чем может: сначала улыбается, потом - танцует, поет, приносит разные предметы и подает вам, позже - крутится возле вас на кухне и пытается подражать вам. Он помогает вам, он заботится о вас. Можете не делать ничего другого, кроме как с энтузиазмом принимать эту помощь, и вы получите активного, созидательного человека. Можете делать все, кроме этого, и вы получите одинокого, убежденного в своей ненужности и, как следствие, асоциального и больного человека, - такого, как большинство из нас(Р.Хаббард)
Вывод из пунктов 2 и 3: ребенок, с момента появления на свет - настоящий, нормальный человек. Такой же, как и мы, только еще маленький. Мир, создаваемый для него, должен быть работающим миром, просто - меньшего размера. Но в целом ему вполне годится наш мир - мир реальных предметов.
4) Самостоятельность опыта.
Представим себе волчонка, которого год обучали по книгам, не выпуская их из норы, а потом выдали диплом “Специалист по жизни в лесу” и выпустили в лес. Что с ним будет? Он начнет учиться всему с нуля, набивая массу шишек, испытывая разочарования и проклиная учебу. Это происходит со всеми нами.
Никитины заметили, что надо не ограждать малыша от опасностей, а создавать ситуацию приобретения личного опыта, опыта избегания или опыта преодоления. Вот малыш тянет со стола миску с водой: пусть обольется, зато с этого момента он будет внимательно относиться к мискам, стоящим на столе. А если это - кастрюля с горячей водой или супом? Быстро замените ее другой кастрюлей. Всегда можно дать что-то взамен, но не надо отнимать или запрещать: в другой раз малыш сам доберется - без вас, т.к. вы помешали исследовать неисследованное. Исследовать - природная функция малыша, в соответствии с которой не должно остаться ничего неисследованного.
То же - с собственным телом. Вот он лезет на этажерку (кстати, по определению, если возможно туда залезть, значит это можно, и все предметы оттуда убраны). Подстрахуйте, но не вмешивайтесь. Вот он залез. Это - достижение, и можете его поздравить! Вот он хочет слезть, и вы сняли его. Чему он научился? Тому, что произошло: лазить за этажерку здорово, а мама нужна для того, чтобы “слезать”. Разумнее было предоставить ему и решать проблемы слезания.
Оказалось, что если не поддерживать малыша, который учится ходить, он сначала “научивается” безопасно падать - на руки, или садится на попку. Оказалось, что, поддерживая его, мы совершаем жестокий обман: запрещаем его телу научиться страховать себя, заставляя рассчитывать на нас. Оказалось, что лучший гарант безопасности - не смирность и послушность, а ловкость, цепкость и умение падать.
В системе развивающего обучения (Эльконин, Давыдов, Дусовицкий) ребятам создаются условия, заставляющие их самостоятельно опредмечивать знания. Там нет готовых ответов, правил и аксиом, которые надо выучить. Там есть только проблемы, которые надо решать, а учитель “ничего не знает”. И ребята сами с увлечением создают правила и законы, проверяя их на опыте. В традиционной системе опредмечиваются не знания, а отношения с учителем, и это тоже довольно интересная педагогическая тема.
Выводы: опыт - продукт личного опредмечивания и контакта, а не чужих слов и действий. Вы должны создавать условия для накопления опыта.
Не надо думать, что, залезая на стол, малыш всю жизнь будет лазить по столу. Но если ему не запрещали это, у него определенно больше шансов покорить Эверест, или подняться по служебной лестнице.
5) Решил упомянуть - показалось важным. Мы с пеленок приучаем малышей здороваться, улыбаться тем, кто нам нравится, и даже умудряемся выказывать разочарование или недовольство, если он не делает этого. Пожалуйста, предоставьте вашему человечку полную свободу решать – кому улыбаться, с кем общаться и здороваться. Это – не ваши, а их отношения! И если вы сами вежливы, этого достаточно, чтобы не беспокоиться за его будущую вежливость.
Есть всего несколько человек, к которым ребенок не может и не должен проявлять всю свою человечность. И это - вы - те, кто попал в его реактивный банк. “Ну, если он так относится к своей родной сестре (матери), то к другим будет еще хуже относиться!..” Как мы любим решать за других! Правда состоит в обратном: другие (не имею в виду школьных учителей) как раз не имеют претензий к вашему ребенку. Ухитритесь быть этими другими.
6) Речь. Еще один удивительный парадокс.
Малыш учится говорить , подражая взрослым. Слыша человеческую речь, он сам начинает произносить слова. Но чему он может научиться, слыша в основном “Тю-тю-тю, ля-ля-ля и агу-агу”, или иностранщину типа “Ди ти мой миленький синёцик!” Вместо того, чтобы учить его нашему языку, мы сами учимся доречевым коммуникациям. Конечно, это не столь категорично, но мне кажется, что лучше бы малыш слышал красивую речь.
Кстати, если с пеленок общаться с ним на двух или трех языках, он и будет владеть ими одинаково хорошо.
Вообще, в соответствии с главным законом, приведенным в начале, способность к обучению сильнее всего в первые два-три года жизни. В это время можно сформировать главную способность - способность обучаться.
7) Знак.
В японских яслях и детских комнатах изображения цифр, букв и иероглифов заполняют интерьер, наравне с другими вещами.
Знаки - вторая сигнальная система, такая же, как и речь. Если шесть лет человек не обращал на них внимания, то на седьмом году возникнут проблемы. Мы и решаем их с минимальным эффектом путем насилия и натаскивания.
Поскольку знаки приходится воспроизводить рукой, которая созревает для этого, действительно, не так быстро, мы и думаем, что раньше шести-семи лет учить знакам не стоит. Но мы упускаем, что ум созревает для знаков тогда же, когда и для опредмечивания других вещей, т.е. в 1-3 года.
Думаю, что если малыш будет принимать знаки как нормальный элемент окружающего мира и не будет отделен от них, проблема обучения будет решаться проще. Интересен здесь опыт вальдорфцев: идя с 3-4 лет к знаку через рисунок, они ждут, когда дети начнут сами писать в тетрадке по линеечке мелким почерком, и это наступает к 9-11 годам. Учить читать их уже не приходится - они сперва научились выражать мысли на бумаге. В дальнейшем они стремительно осваивают чтение и письмо сами.
Выводы по главе 5:
Человек учится всему сам. Мы должны только дать ему возможность осваивать реальный мир, предоставив его для исследования в возможно более полном объеме, и помня, что развитие состоит из проблем, а не из ответов, из свобод, о не из запретов, из прав, а не из обязанностей.
Психолог-перинатолог Ж.В. Цареградская.
Потягунюшки-порастунушки!