Программа педагогического исследования
№ | Структурный компонент программы (раздел) | Комментарии к содержанию структурных компонентов ( разделов) программы |
1. | Тема исследования | Формулируется на основе противоречий (проб – лем), обнаруженных в образоательном процессе. В теме может выражаться конечный резуль- тат (цель) работы. |
2. | Обоснование актуальности темы | Актуальность определяется :
|
3. | Объект исследования | Та область (часть) , в рамках которой осуществ–ляется исследование. Это может быть конкретный класс, группа учащихся, ученик и т.д. |
4. | Предмет исследования | Конкретный процесс, положение, часть объекта, который исследуется. Содержание конкретного учебного курса, организация обучения, система оценивания, использование технологии и т.п. |
5. | Цель исследования | Конечный результат ( на основе представлений автора). Цель должна быть обладать конкретными характеристиками (её можно просчитать, т.е. подвергнуть количественному анализу). |
6. | Гипотеза | Научное предположение о способах достижения цели. Описание возможных изменений качественных характеристик объекта и предмета исследова-ния. Представляется в форме сложноподчинен-ной констукции типа: Если…, то…, так как… |
7. | Задачи исследования | Поэтапная реализация целей (какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель) Задачи должны быть конкретными. |
8. | Методы исследования | Выбор адекватных методов решения конкретных задач. Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками. |
9. | База исследования | Указание точного места проведения исследования. Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования. |
10. | Руководитель исследования | Назвать Ф.И.О. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку. Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать). |
11. | Сроки и этапы исследования | Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование. |
12. | Критерии оценки ожидаемых результатов |
|
13. | Прогнозируемый результат | Описать выполнение целей. К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ? |
14. | Возможные затруднения | Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования |
План действий ( схема реализации программы)
№/№ | Содержание работы | Сроки | Исполнитель | Мониторинг (контроль и анализ) |
Подготовительный этап (перечислить мероприятия): | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
Ход исследования (перчислить основные мероприятия): | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3… | ||||
Подведение итогов исследования (перечислить мероприятия): | ||||
1… | ||||
7. | Задачи исследования | Поэтапная реализация целей (какие конкретные вопросы нужно рассмотреть в совокупности, чтобы реализовать цель) Задачи должны быть конкретными. | ||
8. | Методы исследования | Выбор адекватных методов решения конкретных задач. Методы должны по своему определению соответствовать поставленной цели и обладать качественно и количественно анализируемыми характеристиками. | ||
9. | База исследования | Указание точного места проведения исследования. Возможно указание факторов, способствующих проведению исследования. | ||
10. | Руководитель исследования | Назвать Ф.И.О. педагога, осуществляющего исследование, указать должность, категорию, стаж работы, нагрузку. Если в исследовании участвует группа педагогов, то указать статус каждого(можно ранжировать). | ||
11. | Сроки и этапы исследования | Указать временные промежутки, в которые про –водится исследование. | ||
12. | Критерии оценки ожидаемых результатов |
| ||
13. | Прогнозируемый результат | Описать выполнение целей. К каким изменениям привела реализациия поставленных целей и задач ? | ||
14. | Возможные затруднения | Прогнозирование трудностей, с которыми придется столкнуться в процессе исследования |
План действий ( схема реализации программы)
№/№ | Содержание работы | Сроки | Исполнитель | Мониторинг (контроль и анализ) |
Подготовительный этап (перечислить мероприятия): | ||||
1. | ||||
2. | ||||
… | ||||
Ход исследования (перчислить основные мероприятия): | ||||
1. | ||||
2. | ||||
3… | ||||
Подведение итогов исследования (перечислить мероприятия): | ||||
1… |
ОТВЕТ №39.СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Социометрия.В педагогической диагностике широко распространены социометрические методы, основанные на опросе какой- либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Задача социометрической шкалы — представить в виде определенного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы выявляют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы выявить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, работать, готовиться к экзаменам и т. п.
К достоинствам социометрического метода относят следующее:
-он наглядно раскрывает структуру внутри коллективных отношений;
- он позволяет сравнить формальный и истинный активы группы;
- он выявляет истинного лидера и критерии, которыми руководствуются учащиеся при оценке своих одноклассников;
-он позволяет сравнить отношения к одним и тем же учащимся со стороны одноклассников и учителей;
-он способствует налаживанию индивидуальной работы, особенно с «отвергаемыми»;
- путем повторения социометрического обследования можно увидеть динамику развития коллектива.
Однако в использовании социометрического метода есть и сложности.
Во-первых, достаточно трудно определить, какие показатели следует взять для выяснения взаимоотношений и какие качества личности при данных показателях оказываются решающими для выбора. Во-вторых, результаты социометрии информируют не только об имеющихся, но и о желаемых дружеских отношениях.
Рейтинг. Рейтинг — это близкий к социометрии метод оценки, определенных свойств, качеств человека или процесса компетентными экспертами-специалистами.
Эксперты, проводящие рейтинг, должны обладать компетентностью, креативностью (наличием творческих способностей), положительным отношением к экспертизе, конструктивностью мышления, объективностью, аналитичностью и широтой мышления, самокритичностью, у них должна отсутствовать склонность к конформизму (чрезмерному следованию авторитетам в профессии). Хотя в каждом конкретном случае при подборе экспертов не всегда удается в полной мере выдержать весь широкий спектр требований, стремление к этому неизменно способствует повышению качества экспертизы.
При рейтинге учителей используются следующие характеристики: личностные качества, профессиональная компетентность, педагогические умения, педагогические способности, характеристика знаний, умений и навыков в области учебной работы с учащимися; характеристика умений и навыков воспитательной работы с учащимися; результаты педагогической деятельности.
Главное требование к методу рейтинга — четкое определение количества и качества оцениваемых характеристик и систематизация оценочных эквивалентов.
Результаты рейтинга обрабатываются путем расчета среднеарифметических показателей по каждому фактору (шкале). Затем все качества в каждой группе располагаются в определенной иерархии. Информация по всем сторонам деятельности представляется в сводной карте.
Шкалирование. Одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования, является метод шкалирования. Шкалирование — это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Методы шкалирования служат особыми приемами трансформации качественных характеристик в некую числовую переменную.
Метод полярных профилей. Данный метод основан на сопоставлении положительного проявления показателя (качества, свойства) с его же отрицательным проявлением.
Суть метода полярных профилей состоит в количественной оценке по определенной шкале проявлений каждого показателя. При этом оценивается не само качество или свойство, а то, насколько ярко оно выражено, как часто проявляется и т.п. В этом случае качественным оценкам приписывают количественные эквиваленты. Обычно они представляются в виде следующей шкалы:
5 баллов — положительное качество сформировано полностью, ярко выражено и проявляется всегда;
4 балла — преобладание положительного качества в большинстве случаев;
3 балла — слабое проявление положительного качества;
2 балла — типичное проявление недостатка;
1 балл — наличие отрицательного качества.
ОТВЕТ №40.СРЕДСТВА В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Средства научного исследования (средства познания).
В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Кроме того, в последнее время к ним, очевидно, необходимо добавить информационные средства как особый класс. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.
Материальные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формированиеэмпирическихметодов исследования –наблюдения, измерения, эксперимента.
Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще – микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и т.д. – оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.
Информационные средства познания. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует научно-исследовательскую деятельность во многих отраслях науки, делает их средствами научного познания. В том числе, в последние десятилетия вычислительная техника широко используется для автоматизации эксперимента в физике, биологии, в технических науках и т.д., что позволяет в сотни, тысячи раз упростить исследовательские процедуры и сократить время обработки данных. Кроме того, информационные средства позволяют значительно упростить обработку статистических данных практически во всех отраслях науки. А применение спутниковых навигационных систем во много раз повышает точность измерений в геодезии, картографии и т.д.
Математические средства познания. Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки.
Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, обеспечить точность и строгость суждений. Математические средства позволяют рассматривать не только непосредственно абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, то есть такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.
Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).
Логические средства познания. В любом исследовании ученому приходится решать логические задачи:
– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения,позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?
– каким логическим требованиям должно удовлетворять описаниеэмпирически наблюдаемых характеристик?
– как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний (например, в социологии и близко с ней связанной психологии)?
– каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснения, предсказания и т.д.?
Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства познания. Важным языковым средством познания являются, в том числе, правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании ученому приходится уточнять введенные понятия, символы и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.
Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.
Рядоположенно со средствами познания выступают методы научного познания (методы исследования).
ОТВЕТ №41.СРЕДСТВА НАУКИ
это методы мышления, методы эмпирического исследования, а также активная и пассивная техника (система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность). Структурно-функциональный анализ - метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. Структурно-функциональный анализ различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга. Структурно функциональный анализ — особенно действенное средство изучения социальных явлений при переходе от постановки проблем в рамках теории к конкретным социальным исследованиям.
Главным средством научного познания является разум, логическое мышление учёного, его интеллектуальные и эвристические (творческие) способности. Однако мыслительная деятельность осуществляется в единстве с данными органов чувств. В далёкие времена первые исследователи природы не располагали ничем, кроме своих органов чувств, показания которых весьма приблизительны, субъективны. Но, начиная примерно с XVII в., появляются первые приборы, пусть ещё несовершенные, которые давали уже более точную информацию о свойствах вещей.
Прибор — это как бы вышедший за свои естественные границы тот или иной орган человеческого тела, возможности которого в смысле чувствительности и точности намного превосходят природные реакции человеческого организма на различные воздействия. Тело человека различает степени температуры, массы, освещённости, силы тока и т.п., но термометры, весы, гальванометры и т.д. делают это гораздо точнее. С изобретением приборов познавательные возможности человека невероятно расширились; стали доступными исследования не только на уровне близкодействия, но и дальнодействия (явления в микромире, астрофизические процессы в космосе). Наука начинается с измерения. Поэтому девиз учёного — измерь то, что можно измерить, и найди способ измерить то, что измерению пока не поддаётся.