Причины расплывания и возбуждённости
Причины расплывания:
1. необузданность чувств;
2. неразумное питание (несбалансированное, такое, от которого мы либо погружаемся в сон (когда его много), либо слишком возбуждены (когда его мало));
3. недостаток усердия в практике (главная причина этого — в малой мотивированности);
4. отсутствие бдительности (то есть неострота ума);
5. преданность заблуждению (то есть, например, преданность убеждению в том, что шаматха — слабая медитация по сравнению с тумо);
6. излишний сон (среднее количество сна зависит от множества факторов; средний сон на ретрите составляет примерно 6 часов);
7. незнание методов практики;
8. лень (как прорастание в практике общей тенденции к тому, чтобы постоянно жалеть себя);
9. пристрастие к безмятежности (суть в том, что практик во время или после практики привязывается к тому удовольствию, которое получается от этой практики);
10. осваивание поздних аспектов шаматхи без подготовки к ней (когда практик, например, не освоился в объектной шаматхе, а уже начал практиковать безобъектную шаматху);
11. печаль и мрак ума (депрессия);
12. отсутствие радости при закреплении на объекте шаматхи (когда, например, не появляется радость от того, что практик оказывается способен удерживать внимание на объекте медитации).
Тема
Основные типы шаматхи
Разница между випашьяной и шаматхой
Эти медитации как две стороны одного процесса, два пути к одной цели. Шаматха ведёт к спокойствию, випашьяна ведёт к мудрости, через которую достигается Пробуждение. В этом отношении випашьяна является прямым путём, а шаматха приуготовляет наше сознание к духовным преображениям. Кроме того, как побочные эффекты при шаматхе развиваются самые разные духовные способности.
Причём в северном буддизме шаматха — предварительная практика, а випашьяна — для подготовленных. В южном буддизме эти практики делаются параллельно. Но там тоже помнят, что разным людям преимущественно подходят разные медитации.
Виды саматхи
1. Саматха с произнесением мантры «Буддхо»
На вдохе произносится «буд», на выдохе — «дхо». Ритм нашего дыхания естественный. Концентрация осуществляется на звуке. Глаза полуприкрыты либо закрыты. Можно отвернуться к стене.
Плюс этой практики в том, что наше сознание просто не успевает отвлекаться ни на что иное, кроме Будды и практики.
2. Саматха на счёт
При этом медитации считается количество дыханий. Концентрация происходит на подъёме и опускании стенки диафрагмы или живота.
3. Саматха на счёт (4) и на ноздри
Мы концентрируемся на счёте, с одной стороны, а с другой стороны, на том, как воздух входит и выходит через наши ноздри. Счёт через «четыре»: от одного до четырёх, потом снова на единицу — до 5, до 6, до 7, до 8, до 9, до 10. Цифра повторяется 2 раза: вдох — выдох. Если происходит сбой, то всё начинается с начала.
Дыхание естественное, едва заметное.
Причём нужно не дыхание подстраивать под счёт, а счёт под дыхание.
4. Саматха без счёта
В ходе этой медитации мы только фиксируем дыхания. Мы абстрагируемся от всего, от прошлого, от будущего. И находимся в настоящем времени, не вовлекаясь в изменчивые состояния сансары.
Цель
Главная цель всех эти практик — порождение концентрации.
Безобъектная шаматха
Безобъектная шаматха предполагает продвижение сознания по уровням погружения. Буддизм выделяет четыре уровня погружения.
Особенности уровней погружения
(уровень погружения = дхьяна)
Первая дхьяна: отсутствие отрицательных чувств, наличие позитивного мыслетворения.
Вторая дхьяна: отсутствие отрицательных чувств, прекращение мыслетворения (витарки = волнений на поверхности сознания).
Третья дхъяна: то же, что на второй дхьяне, плюс появление физического блаженства.
Четвёртая дхьяна: физическое блаженство превращается, а сознание оказывается в состоянии глубокой безмятежности, за пределами счастья и страдания.
Випассана
Випассана — это медитация, которая сразу начинает с развития мудрости (в отличие от шаматхи, которая идёт окольным путём — через формирование спокойствия в сознании ведёт к развитию мудрости).
Четыре базовых элементы випашьяны:
— телесный (все телесные проявления),
— ощущения (приятно, неприятно, безразлично),
— мысли (которые наблюдаются и останавливаются),
— дхармы (кармические волевые импульсы — глубинные мысли и ощущения, которые уходят корнями в нашу карму).