Причины расплывания и возбуждённости

Причины расплывания:

1. необузданность чувств;

2. неразумное питание (несбалансированное, такое, от которого мы либо погружаемся в сон (когда его много), либо слишком возбуждены (когда его мало));

3. недостаток усердия в практике (главная причина этого — в малой мотивированности);

4. отсутствие бдительности (то есть неострота ума);

5. преданность заблуждению (то есть, например, преданность убеждению в том, что шаматха — слабая медитация по сравнению с тумо);

6. излишний сон (среднее количество сна зависит от множества факторов; средний сон на ретрите составляет примерно 6 часов);

7. незнание методов практики;

8. лень (как прорастание в практике общей тенденции к тому, чтобы постоянно жалеть себя);

9. пристрастие к безмятежности (суть в том, что практик во время или после практики привязывается к тому удовольствию, которое получается от этой практики);

10. осваивание поздних аспектов шаматхи без подготовки к ней (когда практик, например, не освоился в объектной шаматхе, а уже начал практиковать безобъектную шаматху);

11. печаль и мрак ума (депрессия);

12. отсутствие радости при закреплении на объекте шаматхи (когда, например, не появляется радость от того, что практик оказывается способен удерживать внимание на объекте медитации).

Тема

Основные типы шаматхи

Разница между випашьяной и шаматхой

Эти медитации как две стороны одного процесса, два пути к одной цели. Шаматха ведёт к спокойствию, випашьяна ведёт к мудрости, через которую достигается Пробуждение. В этом отношении випашьяна является прямым путём, а шаматха приуготовляет наше сознание к духовным преображениям. Кроме того, как побочные эффекты при шаматхе развиваются самые разные духовные способности.

Причём в северном буддизме шаматха — предварительная практика, а випашьяна — для подготовленных. В южном буддизме эти практики делаются параллельно. Но там тоже помнят, что разным людям преимущественно подходят разные медитации.

Виды саматхи

1. Саматха с произнесением мантры «Буддхо»

На вдохе произносится «буд», на выдохе — «дхо». Ритм нашего дыхания естественный. Концентрация осуществляется на звуке. Глаза полуприкрыты либо закрыты. Можно отвернуться к стене.

Плюс этой практики в том, что наше сознание просто не успевает отвлекаться ни на что иное, кроме Будды и практики.

2. Саматха на счёт

При этом медитации считается количество дыханий. Концентрация происходит на подъёме и опускании стенки диафрагмы или живота.

3. Саматха на счёт (4) и на ноздри

Мы концентрируемся на счёте, с одной стороны, а с другой стороны, на том, как воздух входит и выходит через наши ноздри. Счёт через «четыре»: от одного до четырёх, потом снова на единицу — до 5, до 6, до 7, до 8, до 9, до 10. Цифра повторяется 2 раза: вдох — выдох. Если происходит сбой, то всё начинается с начала.

Дыхание естественное, едва заметное.

Причём нужно не дыхание подстраивать под счёт, а счёт под дыхание.

4. Саматха без счёта

В ходе этой медитации мы только фиксируем дыхания. Мы абстрагируемся от всего, от прошлого, от будущего. И находимся в настоящем времени, не вовлекаясь в изменчивые состояния сансары.

Цель

Главная цель всех эти практик — порождение концентрации.

Безобъектная шаматха

Безобъектная шаматха предполагает продвижение сознания по уровням погружения. Буддизм выделяет четыре уровня погружения.

Особенности уровней погружения

(уровень погружения = дхьяна)

Первая дхьяна: отсутствие отрицательных чувств, наличие позитивного мыслетворения.

Вторая дхьяна: отсутствие отрицательных чувств, прекращение мыслетворения (витарки = волнений на поверхности сознания).

Третья дхъяна: то же, что на второй дхьяне, плюс появление физического блаженства.

Четвёртая дхьяна: физическое блаженство превращается, а сознание оказывается в состоянии глубокой безмятежности, за пределами счастья и страдания.

Випассана

Випассана — это медитация, которая сразу начинает с развития мудрости (в отличие от шаматхи, которая идёт окольным путём — через формирование спокойствия в сознании ведёт к развитию мудрости).

Четыре базовых элементы випашьяны:

— телесный (все телесные проявления),

— ощущения (приятно, неприятно, безразлично),

— мысли (которые наблюдаются и останавливаются),

— дхармы (кармические волевые импульсы — глубинные мысли и ощущения, которые уходят корнями в нашу карму).

Наши рекомендации