Наглядное представление результатов исследования
Для того, чтобы наглядное представление информации способствовало переходуосмысления полученных результатов на новую ступень необходимо: а) отображать только существенные для данной задачи связи и параметры рассматриваемого явления;б) помнить об ограниченности объема восприятия: максимальное число одномоментно охватываемых единиц 5-9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации.
Диаграммыиспользуются главным образом для изображения отношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 2.1 представлена диаграмма субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы. На оси абсцисс отложены чувства, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизованных баллах.
Рисунок 2.1. - Распределение субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы
В приведенном примере номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 2.1). Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью. Точка в конце названия не ставится.
Совмещенные диаграммыпозволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например, в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.
На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например, в процентах встречаемости каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных частей выборки с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентоввстречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2.2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 2.3 - диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых).
Рисунок 2.2 - Встречаемость чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых
Рисунок 2.3. - Встречаемость чувств (в центрированных процентах) при сердечно-сосудистых расстройствах
Номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1 - бодрость: 4 ~ гнев; 7 — растерянность: 10 — печаль; 2 — радость; 5 — страх;8 - стыд; 11 - безразличие; 3 - азарт; 6 - тревога; 9 вина.
На рисунке 2 линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (п = 13); 2 - гипертонической болезни (п = 24); 3 - ишемической болезни сердца (п = 26); 4 - у здоровых людей (п =34).
Секторная диаграмма- диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.
Рисунок 2.4. - Распределение показателей сформированности фазы «Резистенция»
Гистограмма(столбчатая диаграмма) - графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины. Высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.
Аналогом диаграммы является полигон.Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками.
Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси Х отмечаются значения или порядок признака, на оси Y-численность, доля, частота и т. п. Градации на оси Х могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен масштабу соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами.
Графикиследует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин «график» часто используется как синоним термина «диаграмма». В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины.
Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков).
1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи.
3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева.
4. Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть толще неоцифрованных.
5. Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т. п.).
В таблицахрекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек.
Диаграммы и профилииспользуют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многофакторных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования - отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю.
В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения.
Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок.
Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности.
Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу.
Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме.
Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить в виде корреляционного кольца.Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-либо критерию.
Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен.
Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные, - прерывистыми; связи, достоверные на нижнем уровне значимости - одной линией, на более высоких уровнях значимости - большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5 %, - одной линией, а достоверные на уровне 1 %, - двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком.
Корреляционные плеядыявляются формой графического отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра).
В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, или использовать результаты факторного анализа. Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбит вокруг центра плеяды.
Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют и корреляционные ряды -две-три параллельные линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются так же, как и в кольцах или плеядах. Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т. п.
Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтверждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью исследователями могут быть предложены десять отличающихся описаний и интерпретаций.
Во-вторых, творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. В результате такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у исследователя сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы экспериментатора должны быть «натренированы» на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления, охватываемая одноактно (одномоментно), тем «прозрачнее» его сущность.
Значение наглядных форм представления информации заключается в том, чтобы дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления.
При описании результатов вначале целесообразно дать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анкетирования. Затем необходимо представить оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что - нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие - с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники эксперимента воспринимали процесс обучения.
Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т. п.). Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д.
Представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, другие параметры. Анализируя первичные статистики или построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистики, констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской выборками, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных уровней обученности.
В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач всего исследования, которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем к все более частным аспектам.
Важно словесное описание каждой таблицы, каждой диаграммы, корреляционной плеяды и проч. Должны быть названы все сходства и различия, различия оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей и т. п. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам.
В любом массиве данных можно выделить какие-либо части, назвав и обосновав (хотя бы кратко, предположительно) критерий разделения, найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и пытаться их объяснить.
выводы (общие выводы по всей работе) представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Формулируются выводы в конце каждой главы без выделения их в виде отдельных пунктов.
Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество, равное 3-4.
Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.
Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах.
Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений.
В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты.
Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых получены доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ отражаются общие результаты ВКР, формулируются обобщенные выводы и предложения, указываются перспективы применения результатов на практике и возможности дальнейшего исследования проблемы. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. В заключении целесообразно указать вывод о доказанности или недоказанности рабочей гипотезы исследования, а также о перспективные направления дальнейших исследований проблемы.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ и условных обозначений предполагается в том случае, когда в ВКР применяются сокращения, не предусмотренные ГОСТ, или малораспространенные условные обозначения.
Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте.
Перечень помещают после основного текста, перед библиографическим списком.
Перечень сокращений и условных обозначений следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа - их детальную расшифровку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК включает в себя источники, используемые при написании ВКР: нормативные документы, печатные и электронные книги, литературу из электронно-библиотечной системы, сборники, статьи (печатные и электронные) и другие документы.
оформляется в алфавитном порядке и состоит из следующих частей:
1. Нормативно-правовые акты.
2. Литература и периодические издания.
3. Литература на иностранных языках.
4. Интернет- ресурсы.
Работы без ссылок на источники использованного материала к защите не допускаются.
Связь текста и библиографических записей устанавливается по номеру документа в списке. Порядковый номер библиографической записи указывают в ссылке, которую приводят в строку с текстом документа. Ссылку заключают в квадратные скобки. Используется сплошная нумерация арабскими цифрами для всего текста ВКР.
Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, то указывают порядковый номер библиографической записи и номера страниц, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой. Источники приводятся в алфавитном порядке. Работы одного автора в списке располагаются в хронологическом порядке. При наличии в библиографическом списке документов на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языкеПримеры библиографического описания литературных источников и образец оформления библиографического списка даны в Приложении Е,Ж. Библиографический список должен включать не менее 30 источников (максимальный объем не ограничен). В нём должно быть представлено не менее 70% литературы не старше 5 лет и содержать только издания, которые были использованы в работе, т.е. те, которые цитировались, на которые делались ссылки или которые послужили основой для формулирования точки зрения студента.
В списке ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА перечисляют иллюстративный материал, представленный не в приложении, а в тексте. В списке указывают порядковый номер, наименование иллюстрации и страницу, на которой она расположена. Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другим подобным материалом.
В ПРИЛОЖЕНИЯ включаются связанные с выполненной ВКР иллюстративные материалы, которые не могут быть внесены в основную часть: копии подлинных документов, справочные материалы, таблицы, схемы, инструкции, графики, карты, иные материалы, разработанные в процессе выполнения работы.
В качестве приложений можно также включать следующие материалы:
- акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;
- заявку на патент или полезную модель;
- научную статью (опубликованную или представленную к публикации), список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);
- отчет о научно-исследовательской работе, представленный на конкурс;
- макеты устройств, информацию о докладах на конференциях по теме ВКР и др.;
- протоколы проведенных исследований, фотографии выполненных изделий и др.
Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Не рекомендуется использовать более 10 приложений.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Общие требования
При оформлении ВКР следует руководствоваться ГОСТ Р 7.0.11-2011, ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ-7.32-2001 (ред. от 7.09.2005), ГОСТ 19.404-79. ВКР оформляется на русском языке.
Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210×297) в текстовом редакторе Word. Допускается применение формата А3 (297×420) при наличии большого количества таблиц и иллюстраций данного формата.
Допустимые параметры:
- ориентация страницы – книжная;
- поля: левое – 25 (30) мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм;
- шрифт Times New Roman, размер 12-14 пунктов;
- межстрочный интервал – полуторный;
- абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 12,5 мм;
- перенос – автоматический;
- выравнивание – по ширине.
Основной текст должен быть разделен на разделы (главы) и подразделы (параграфы), которые нумеруют арабскими цифрами. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке.
Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы. Название раздела (главы) отделяется от последующего текста интервалом в одну-две строки. Точка в конце названия раздела (главы) не ставится, название не подчеркивается. Переносить слова не допускается.
Разделы (главы), подразделы (параграфы) и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. После номера раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта в тексте точку не ставят. Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы.
Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя.
Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка букв на букву и дорисовка букв не допускается.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах А4 или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.
Нумерация
Нумерация разделов, подразделов и пунктов в тексте проставляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений арабскими цифрами, проставляемыми посередине верхнего поля страницы. Нумерация страниц проставляется, начиная с 3 листа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Допускается использование приложений нестандартного размера, которые в сложенном виде соответствуют формату А4.
Приложения оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Иллюстрации, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к работе. На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово "Рисунок" с указанием его номера.
Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы).
Иллюстративный материал оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Таблицы, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к работе.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела.
На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера.
Таблицы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
В приложении чаще всего приводятся таблицы с «сырыми» данными.
Таблицы каждого Приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица В.3 – Результаты диагностики самооценки подростков). Точка в конце названия не ставится.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение Таблицы В.2).
При оформлении формул в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими национальными стандартами.
Пояснения символов должны быть приведены в тексте или непосредственно под формулой.
Формулы в тексте ВКР следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела (главы).
Номер заключают в круглые скобки и записывают на уровне формулы справа.
Формулы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Все размерности физических величин должны даваться в системе СИ.
Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.12-2011 и ГОСТ 7.11-2004.