Тема: Обработка и представление результатов исследования

Требования к оформлению исследовательской работы:

Текст работы набирают на компьютере с учетом следующих правил:

текст набирают шрифтом Times New Roman, размер – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине.

Для названия глав – 16 жирный, буквы заглавные (ААА), выравнивание по центру.

Для названия параграфов – 14 жирный, буквы строчные (ааа), выравнивание по центру.

Для всех остальных заголовков (содержание, введение, заключение, список использованных источников) – 16 жирный, буквы заглавные (ААА), выравнивание по центру.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной пустой строке.

Размер абзацного отступа 15 мм.

Страницы должны иметь поля: нижнее – 2; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5.

нумерация страницы — снизу по центру;

объем курсовой работы — до 25 страниц, ВКР – 30 – 50 страниц.

Текст работы пишут распечатывают на одной стороне листа (формата А-4). При изложении материала следует четко выделять части (абзацы), начинать главы и параграфы с новой страницы, избегать сокращения слов.

2. Наименования структурных частей работы служат их заго­ловками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не под­черкивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не до­пускаются.

4. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдает­ся сквозная нумерация по всему тексту работы.

5. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­снимки, карты) располагают непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Каждая иллюстра­ция должна иметь название, которое помещают под ней. Под ил­люстрацией располагают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нуме­рацией в пределах всей работы. Если в реферате одна иллюстра­ция, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

6. Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют араб­скими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком по­сле слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеру­ют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы помещают над таблицей посередине.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подза­головки — со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

7. Титульный лист должен содержать информацию об учебном заведении, отделении, курсе обучения студента, названии учеб­ной дисциплины, по которой выполнен реферат.

Качество рефератов оценивается, как правило, по следующим критериям:

1. Новизна реферативного текста:

актуальность темы исследования;

· новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта известной проблемы, в ус­тановлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интегративных);

· наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

· стилевое единство текста, единство жанровых черт.

2. Степень раскрытия сути вопроса:

· соответствие плана теме реферата;

· соответствие содержания теме и плану реферата;

· полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;

· обоснованность способов и методов работы с материалом;

· умение работать с исследованиями, критической литерату­рой;

· умение систематизировать и структурировать материал;

· умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу.

3. Обоснованность выбора источников:

· полнота использования работ по проблеме;

· привлечение работ наиболее известных исследований, но­вейших учебно-научных изданий, современных статисти­ческих данных.

4. Соблюдение требований к оформлению:

· оценка грамотности и культуры изложения, владение тер­минологией;

· культура оформления и соблюдение требований к объему реферата.

При проверке и оценке рефератов следует обращать внимание на следующие типичные ошибки студентов:

· механическое переписывание текстов без их комментирова­ния и собственных оценок. Текст должен не переписывать­ся, а излагаться;

· отступление от темы и плана;

· резкий переход от одного вопроса к другому, от фрагмента к фрагменту;

· при изложении вопросов мало внимания обращается на ар­гументацию, доказательства тех или иных положений;

· некритическое восприятие прочитанной литературы, приня­тие любых суждений на веру;

· цитаты не берутся в кавычки;

· абстрактность изложения: студент слабо подключает соб­ственный жизненный опыт, профиль учебного заведения, свою специализацию;

· учащийся редко высказывает собственное мнение;

· введение, по сути, не отличается от заключения.

Содержание должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, про­стым, точным и при этом выразительным. При предоставлении материала необходимо соблюдать следующие общепринятые пра­вила.

1. Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Такие утверждения лучше выражать в без­личной форме. Например, вместо фразы: «Проведенный мною эксперимент», лучше писать: «Проведенный эксперимент».

2. При упоминании в тексте фамилий необходимо ставить ини­циалы перед фамилией.

3. Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы.

4. При изложении различных точек зрения и научных положе­ний, цитат, выдержек из литературы необходимо соблюдать ряд требований:

· Цитату нужно приводить точно по источнику и заключать в кавычки.

· Цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, пред­ложений в цитате, который обозначается многоточием. Многоточие ставится в любом месте цитаты. Знак препина­ния, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется.

· Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

· Допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов своими словами. В этом случае также необ­ходимо сделать ссылку на источник.

· Цитирование не должно быть избыточным, что создает впе­чатление несамостоятельной работы.

· При необходимости выразить свое отношение к цитате или к какой-то мысли автора рекомендуется ставить после вос­клицательный или вопросительный знаки, которые заключа­ют в круглые скобки.

· Сноски на источники цитирования можно оформлять раз­личными способами

· Сноску можно давать в тексте.

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в дет­ских образовательных учреждениях предполагает его демократизацию и гуманизацию» (Васильев В.Н. Преемственность детского сада и школы. — М.: Пламя, 1993. — С. 29).

Сноска на литературный источник может быть подстрочной.

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в дет­ских образовательных учреждениях предполагает его демократизацию и гуманизацию»1.

В данном случае нужно помнить, что ссылки располагаются в конце страницы не в алфавитном порядке, а в последовательно­сти цитирования. Нумерацию ссылок можно делать сплошной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы. Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках используют слова: «Там же» и ставят но­мер страницы, с которой взята цитата.

Например: «Там же. — С. 35».

Могут использоваться такие ссылки на общий список литера­туры.

Например:

«Модернизация образовательно-воспитательного процесса в ДОУ предполагает его демократизацию и гуманизацию» [4. — 26].

Первая цифра в данном примере указывает на номер источни­ка в общем списке литературы, вторая — номер страницы.

« Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочи­нения, то после номера книги римской цифрой указывает­ся номер тома, а потом — номер страницы.

" В случае, когда автор работы (реферата, курсового или дип­ломного проекта) выделяет в цитате некоторые слова, это необходимо прокомментировать.В круглых скобках дается поясняющая оговорка и инициалы студента.

Например:

(разрядка наша. — П. И.) или (подчеркнуто мною. — П. И.).

« Инициалы студента ставятся также в случае, когда в цита­ту вводится пояснение. Например:

«В его (Л.С.Выготского. — П.И.) психологических исследованиях можно получить ответы на многие чисто педагогические вопросы».

1 Васильев В.Н. Преемственность детского сада и школы. — М.: Пламя, 1993. —

С. 29.

· Сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся.

Приведем примеры оформления ссылок на использованную литературу.

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО до 15-20% поступаю­щих в систему начального и среднего профессионального образования оказываются непригодными к избранной профессии; 20-25% учащих­ся прерывают учебу, так и не получив профессии; до 30% выпускников трудоустраиваются не по специальности (Чистякова С.Н., 2002).

Многочисленные работы по проблеме качества среднего профес­сионального образования (О.С.Гребенюк, Г.И.Ибрагимов, Г. В.Мухаметзянова, А.А.Скамницкий и др.) убедительно доказали, что традици­онный подход к оценке качества подготовки специалиста по одному па­раметру — уроню знаний и умений — не отвечает требованиям совре­менности. По словам Г.И.Ибрагимова, чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красными дипломами», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, культурной, коммуникативной, научной и т.д. [97].

5. При ссылках на таблицы в скобках указывается номер таб­лицы или рисунка (табл. 2 или рис. 2.); сокращенное слово «смо­три» не употребляется.

6. При написании реферата (курсовой или дипломной работы) целесообразно использовать следующие «клишированные» фразы и словосочетания: «Проблема исследована авторами», «В работе... рассматривается», «Во введении указывается, что», «Автор счита­ет, что». «В первой главе освещается вопрос», «Говоря о пробле­ме..., автор подчеркивает», «Также обращается внимание на», «Таким образом, автор приходит к выводу о том, что», «В работе... рассматривается роль (значение)», «Автор придерживается идеи (позиций)», «Подчеркивается необходимость», «В заключении автор приходит к выводам».

7. При написании текста не следует злоупотреблять вступи­тельными словосочетаниями в начале фраз («следует подчерк­нуть», «необходимо заметить»); рекомендуется избегать длинных предложений, так как они затрудняют понимание текста.

8. При наличии в тексте перечислений следует соблюдать сле­дующие требования.

· Перечисления, состоящие из отдельных слов или простых фраз, пишут в подбор с текстом, отделяя друг от друга за­пятой.

· Перечисления из сложных фраз, пишут с новой строчки, де­лая абзацный отступ, отделяя одно от другого точкой с за­пятой, начинают со строчной буквы.

· Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать ос­новную фразу на «из», «на», «от», «то», «как» и т.д.

9. Сокращения допустимы только для слов: «т.д.», «т.п.», «др.», «пр.», нельзя сокращать слова «так как», «таким образом», «так называемый», «например», «уравнение», «упражнение».

Нельзя делать сокращения путем произвольного слияния слов («спецупражнение», «спецтренировка» и т.п.). Сокращения слож­ных слов-терминов, образованных от начальных букв, пишутся строчными буквами и с точками. Например: «коэффициент полез­ного действия» — к.п.д. Сокращения нарицательных существи­тельных пишутся слитно. Например: вуз. Сокращенные названия государств пишут слитно заглавными прописными буквами без точек и кавычек. Например: США, СНГ и т.п.

Знаки, обозначающие номер, градус, параграф, процент и т.п., следует писать словами. Но если они стоят перед числительными величинами, их обозначают знаками. Например: «тринадцатый номер или № 13»; «двадцать процентов или 20%»; «§1».

Сокращения метрических мер при числах производятся в со­ответствии со стандартами. Например: «мм», «см», «мм рт. ст.». Формулы располагают посередине строки, после чего пишут слово «где» и с новой строки дают перечень условных обозначе­ний. Например:

Формула расчета мышечной силы

F= тq,

где:

F — сила,

т — масса гири (кг);

q — ускорение силы тяжести.

Заключение — самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть кратким пересказом содержания работы. Заключе­ние содержит:

· основные выводы в сжатой форме;

· оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения.

Объем заключения — 1-2 машинописных листа формата А-4.

Приложение помещают после заключения, оно содержит материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фо­томатериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления.

Приложение 1. Современные политические термины. Словарь. Приложение 2. Структура деятельности учителя. Схема. Приложение 3. Гражданская война в России. Хронология событий.

В тексте реферата можно делать примечания: «(См. приложе­ние 1, с. 21)».

Приложение является желательным, но не обязательным эле­ментом реферата.

Список литературы помещают в конце реферата. Его составляют по алфавиту и пронумеровывают.

Сведения о книге дают в следующем порядке:

1) автор (фамилия, инициалы);

2) название работы;

3) выходные данные (место издания, издательство и год изда­ния).

Например:

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000. — 415 с.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указывают:

1) название сборника, журнала, газеты;

2) место и год издания (для сборника);

3) год, номер журнала или дату выхода газеты, страницу. Например:

Семушина Л.Г. Проблемы формирования личности специалиста со средним профессиональным образованием и их реализация в государ­ственном образовательном стандарте // Профессиональное образова­ние и формирование личности специалиста: научно-метод. сборник. — М., 2002. — С. 39-49.

Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпрета­ции // Обществознание в школе. — 1999. — № 1. — С. 10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей.

Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д). Названия осталь­ных городов пишут без сокращений.

Если книга издавалась параллельно в двух городах, их назва­ния приводятся через тире (М. — СПб.).

Требования к оформлению реферата.

1. Текст работы пишут разборчиво на одной стороне листа (формата А-4). Оставляют широкие поля слева, страницы прону­меровывают. При изложении материала следует четко выделять части (абзацы), начинать главы и параграфы с новой страницы, избегать сокращения слов.

2. Если работу набирают на компьютере, необходимо придер­живаться следующих правил (в дополнение вышеуказанных):

· текст набирают 12 шрифтом;

· заголовки набирают 14 шрифтом и выделяют полужирным;

· междустрочный интервал — полуторный; « разрешается интервал между абзацами; " отступ в абзацах — 1-2 см;

· левое поле — 2,5 см, правое — не менее 10 мм, верхнее — не менее 15 мм, нижнее — не менее 20 мм;

· нумерация страницы — снизу справа;

· объем реферата — до 25 страниц.

3. Наименования структурных частей работы служат их заго­ловками и располагаются в середине строки. Заголовки пунктов и подпунктов начинают с абзацного отступа. Заголовки не под­черкивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предл°женияг их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не до­пускаются.

4. Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдает­ся сквозная нумерация по всему тексту работы.

5. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­снимки, карты) располагают непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Каждая иллюстра­ция должна иметь название, которое помещают под ней. Под ил­люстрацией располагают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нуме­рацией в пределах всей работы. Если в реферате одна иллюстра­ция, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.

6. Цифровой материал оформляют в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы нумеруют араб­скими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком по­сле слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеру­ют и слово «Таблица» не пишут.

Заголовок таблицы помещают над таблицей посередине.

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подза­головки — со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Наши рекомендации