Коэффициент корреляции рангов Спирмена

Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи меж­ду переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о ха­рактере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядко­вых признаков, которые в этом случае представляют собой ран­ги сравниваемых величин.

Величина коэффициента корреляции Спирмена также лежит в интервале +1 и -1. Он, как и коэффициент Пир­сона, может быть положительным и отрицательным, характери­зуя направленность связи между двумя признаками, измеренны­ми в ранговой шкале.

В принципе число ранжируемых признаков (качеств, черт и т.п.) может быть любым, но сам процесс ранжирования большего, чем 20 числа признаков — затруднителен. Возможно, что именно поэтому таблица критических значений рангового коэф­фициента корреляции рассчитана лишь для сорока ранжируемых признаков (n <40, табл. 20 приложения 6).

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

где n — количество ранжируемых признаков (показателей, ис­пытуемых);

D— разность между рангами по двум переменным для каж­дого испытуемого;

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru — сумма квадратов разностей рангов.

Используя ранговый коэффициент корреляции, рассмотрим следующий пример.

Пример: Психолог выясняет, как связаны между собой индивидуальные показатели готовности к школе, полученные до начала обучения в школе у 11 первоклассников и их средняя успеваемость в конце учебного года.

Для решения этой задачи были проранжированы, во-первых, значения показателей школьной готовности, полученные при поступлении в шко­лу, и, во-вторых, итоговые показатели успевае­мости в конце года у этих же учащихся в среднем. Результаты представим в табл. 13.

Таблица 12

№ учащихся
Ранги показателей школьной готовности
Ранги среднегодовой успеваемости
Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru -2 -2 -2 -2 -2
Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Подставляем полученные данные в формулу и производим расчет. Получаем:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Для нахождения уровня значимости обращаемся к табл. 20 приложения 6, в которой приведены критические значения для коэффициентов ранговой корреляции.

Подчеркнем, что в табл. 20 приложения 6, как и в таблице для линейной корреляции Пирсона, все величины коэффициентов корреляции даны по абсолютной величине. Поэтому, знак коэффициента корреляции учитывается только при его интерпретации.

Нахождение уровней значимости в данной таблице осуществляется по числу n, т. е. по числу испытуемых. В нашем случае n = 11. Для этого числа находим r Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru :

0,61 для P Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru 0,05

0,76 для P Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru 0,01

Строим соответствующую «ось значимости»:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Полученный коэффициент корреляции совпал с критическим значением для уровня значимости в 1%. Следовательно, можно утверждать, что показатели школьной готовности и итоговые оценки первоклассников связаны положительной корреляционной зависимостью – иначе говоря, чем выше показатель школьной готовности, тем лучше учится первоклассник. В терминах статистических гипотез психолог должен отклонить нулевую (Но) гипотезу о сходстве и принять альтернативную (Н1) о наличии различий, которая говорит о том, что связь между показателями школьной готовности и средней успеваемостью отлична от нуля.

Случай одинаковых (равных) рангов

При наличии одинаковых рангов формула расчета коэффи­циента линейной корреляции Спирмена будет несколько иной. В этом случае в формулу вычисления коэффициентов корреляции добавляются два новых члена, учитывающие одинаковые ранги. Они называются поправками на одинаковые ранги и добавляют­ся в числитель расчетной формулы.

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

где n - число одинаковых рангов в первом столбце,

k - число одинаковых рангов во втором столбце.

Если имеется две группы одинаковых рангов, в каком-либо столбце то формула поправки несколько усложняется:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

где n - число одинаковых рангов в первой группе ранжируемого столбца,

k - число одинаковых рангов в второй группе ранжируемого столбца. Модификация формулы в общем случае такова:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Пример: Психолог, используя тест умственного развития (ШТУР) проводит исследование интеллекта у 12 учащихся 9 класса. Одновременно с этим, но просит учителей литературы и математики провести ранжирование этих же учащихся по показателям умственного развития. Задача заключается в том, чтобы определить, как связаны между собой объективные показатели умственного развития (данные ШТУРа) и экспертные оценки учителей.

Экспериментальные данные этой задачи и дополнительные столбцы, необходимые для расчета коэффициента корреляции Спирмена, представим в виде табл. 14.

Таблица 13

№ учащихся Ранги тестирования с помощью ШТУРа Экспертные оценки учителей по математики Экспертные оценки учителей по литературе D (второго и третьего столбцов) D (второго и четвертого столбцов) Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru (второго и третьего столбцов) Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru (второго и четвертого столбцов)
-3 -1
-4 -3
-6
2,5 0,5 -8,5 0,25 77,25
2,5 -0,5 -8,5 0,25 77,25
-3
-1
-8
Суммы 66,5 471,5

Поскольку при ранжировании использовались одинаковые ранги, то необходимо проверить правильность ранжирования во втором, третьем и четвертом столбцах таблицы. Суммирование в каждом из этих столбцов дает одинаковую сумму – 78.

Проверяем по расчетной формуле. Проверка дает:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

В пятом и шестом столбцах таблицы приведены величины разности рангов между экспертными оценками психолога по тесту ШТУР для каждого ученика и величинами экспертных оценок учителей, соответственно по математике и литературе. Сумма величин разностей рангов должна быть равна нулю. Суммирование величин D в пятом и шестом столбцах дало искомый результат. Следовательно, вычитание рангов проведено правильно. Подобную проверку необходимо делать каждый раз при проведении сложных видов ранжирования.

Прежде, чем начать расчет по формуле необходимо рассчитать поправки на одинаковые ранги для второго, третьего и четвертого столбцов таблицы.

В нашем случае во втором столбце таблицы два одинаковых ранга, следовательно, по формуле величина поправки D1 будет: Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

В третьем столбце три одинаковых ранга, следовательно, по формуле величина поправки D2 будет: Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

В четвертом столбце таблицы две группы по три одинаковых ранга, следовательно, по формуле величина поправки D3 будет: Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Прежде, чем преступить к решению задачи, напомним, что психолог выясняет два вопроса – как связаны величины рангов по тесту ШТУР с экспертными оценками по математике и литературе. Именно поэтому расчет проводится дважды.

Считаем первый ранговый коэффициент Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru с учетом добавок по формуле. Получаем:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Подсчитаем без учета добавки:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Как видим, разница в величинах коэффициентов корреляции оказалась очень незначительной.

Считаем второй ранговый коэффициент Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru с учетом добавок по формуле. Получаем:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Подсчитаем без учета добавки:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

И опять, различия оказались очень незначительны. Поскольку число учащихся в обоих случаях одинаково, по табл. 20 приложения 6 находим критические значения при n = 12 сразу для обоих коэффициентов корреляции.

0,58 для P Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru 0,05

0,73 для P Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru 0,01

Откладываем первое значение Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru на «оси значимости»:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

В первом случае полученный коэффициент ранговой корреляции находится в зоне значимости. Поэтому психолог должен отклонить нулевую Но гипотезу о сходстве коэффициента корреляции с нулем и принять альтернативную Н1 о значимом отличии коэффициента корреляции от нуля. Иными словами, полученный результат говорит о том, что чем выше экспертные оценки учащихся по тесту ШТУР, тем выше их экспертные оценки по математике.

Откладываем второе значение Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru на «оси значимости»:

Коэффициент корреляции рангов Спирмена - student2.ru

Во втором случае коэффициент ранговой корреляции находится в зоне неопределенности. Поэтому психолог может принять нулевую Но гипотезу о сходстве коэффициента корреляции с нулем и отклонить альтернативную Н1 о значимом отличии коэффициента корреляции от нуля. В этом случае полученный результат говорит о том, что экспертные оценки учащихся по тесту ШТУР не связаны с экспертными оценками по литературе.

Для применения коэффициента корреляции Спирмена, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Сравниваемые переменные должны быть получены в порядковой (ранговой) шкале, но могут быть измерены также в шкале интервалов и отношений.

2. Характер распределения коррелируемых величин не имеет значения.

3. Число варьирующих признаков в сравниваемых переменных Xи Y должно быть одинаковым.

Таблицы для определения критических значений коэффициента корреляции Спирмена (табл. 20 приложение 6) рассчитаны от числа признаков равных n = 5 до n = 40 и при большем числе сравниваемых переменных следует использовать таблицу для пирсоновского коэффициента корреляции (табл. 19 приложение 6). Нахождение критических значений осуществляется при k = n.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..4

1. Этапы и сроки выполнения работы………………………………………………………………… …5

2. Требования к объему и структуре работы………………………………………………………………5

3. Выбор темы курсовой и выпускной квалификационной работе……………………………………..5

4. Содержание курсовой и выпускной квалификационной работ……………………………………….5

4.1 Ведение…………………………………………………………………………………………...7

4.2 Теоретическая часть работы…………………………………………………………………….8

4.3 Практическая часть работы……………………………………………………………………...8

4.4. Заключение………………………………………………………………………………………9

4.5. Выводы…………………………………………………………………………………………..9

4.6. Библиографический список…………………………………………………………………….9

4.7. Приложения……………………………………………………………………………………...9

5. Общие требования к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы…………...10

6. Требования к языку и стилю работы……………………………………………………………………10

6.1. Оформление титульного листа………………………………………………………………..10

6.2. Оформление содержания………………………………………………………………………10

6.3. Оформление заголовков……………………………………………………………………….10

6.4. Оформление таблиц……………………………………………………………………………11

6.5. Оформление иллюстраций………………………………………………………………….....11

6.6. Оформление библиографического списка……………………………………………………13

6.7. Оформление библиографических ссылок…………………………………………………….14

6.8. Оформление приложений……………………………………………………………………...14

7. Типичные недостатки оформления курсовой и выпускной квалификационной работы…………...15

8. Статистическая обработка результатов исследования………………………………………………...15

8.1. Основные процедуры статистического анализа первичных результатов исследования….16

8.1.1. Меры центральной тенденции……………………………………………………....18

8.1.2. Меры разброса данных…………………………………………………………..…..19

8.2. Методы вторичной статистической обработки результатов исследования………………..19

8.2.1. Статистические критерии различий……………………………………………..….20

8.3. Непараметрические критерии для связных выборок………………………………………..21

Парный критерий Т – Вилкоксона

8.4. Непараметрические критерии для несвязных выборок……………………………………..23

Критерий U Вилкоксона – Манна – Уитни

8.5. Параметрические критерии различия………………………………………………………...26

8.5.1. t – критерий Стьюдента………………………………………………………….…..26

8.5.2.F – критерий Фишера

8.6. Корреляционный анализ………………………………………………………………………29

8.6.1. Коэффициент корреляции Пирсона…………………………………………………31

8.6.2. Коэффициент корреляции рангов Спирмена……………………………………….33

Библиографический список…………………………………………………………..……………38

Приложения………………………………………………………………………………………....39

Приложение 1. Оформление титульного листа

Приложение 2. Оформление содержания

Приложение 3. Примеры выполнения отдельных компонентов курсовой и выпускной квалификационной работы

Приложение 4. Пример выполнения библиографического списка

Приложение 5. Краткая классификация задач и методов их статистического решения

Приложение 6. Таблицы критических значений

Библиографический список

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. -7-е изд. - СПб.: Питер, 2007
  2. Афанасьев В.В. Математическая статистика в педагогике. Учебное пособие / В.В. Афанасьев, М.А. Сивов. - Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2010
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.:Питер, 2006
  4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997
  5. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. - М.: Мир, 1992
  6. Кричевец А.Н. Математика для психологов: Учебник А.Н. Кричевец, Е.В. Шикин, А.Г. Дьячков / Под ред. А.Н. Кричевца. М., 2003
  7. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003
  8. Математические методы в психологии: Практикум / О.В. Митина. - М.: Аспект Пресс, 2008
  9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004
  10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. М.: Речь, 2006
  11. Суходольский Г.В. Математические методы психологии. СПб., 2003

Приложения

Приложение 1

Оформление титульного листа курсовой или дипломной работы

Министерство образования и науки РФ

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

Наши рекомендации