Дизайн множественного случая

Дизайн множественного случая имеет свою специфику и явные преимущества:

1. Дает больше доказательств, хотя, как указывает Йин, доказательства в большей степени касаются не репрезентативности или популяции, а теории.

2. Получаются более объективные данные, поскольку помога​ют обобщить данные не только об одном случае, но о разных и при разных обстоятельствах

Дизайн множественного случая имеет и недостатки:

1. Высокая стоимость проекта.

2. Требуется наличие команды исследователей.

3. Исследование критических, редких случаев возможно толь​ко при одиночном кейсе.

4. Необходимость проведения сравнения.

ВОПРОС 8.Анализ данных в качественном исследовании в стиле case study.

Анализ данных является самым ответственным этапом исследова​ния в целом. Он может иметь несколько уровней и переходить в отдель​ных случаях от иллюстрирования отдельных фрагментов реальности к описанию и далее к выстраиванию мини-теории изучаемого явле​ния или процесса.

ВИДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ

1.построение типологий

2.таксономия

3.контент-анализ

4.микроанализ

5.анализ метафор

6.герменевтический анализ

7.дискурс анализ

8.семиотический анализ

9.феноменологический анализ

10.анализ нарративов

11.аналитическая индукция

12. Grounded Theory

Анализ качественных данных, несомненно, зависит от дизайна самого исследования и, в конечном итоге, от типа кейс-стади. Действительно, изучается один случай или множественный, каковы основная тема и аналитические стратегии, а также от того, проводит его один исследователь или исследовательская команда и приорите​тов - все это будет влиять и на выбор основных переменных, по ко​торым впоследствии будет идти систематизация и редукция данных.

Традиционно исследования в стиле кейс-стади подразумевали анализ единичного случая: например, анализ жизни отдельной ганг​стерской молодежной группировки (у Уайта), а в клинической психологии - это может быть анализ жизни отдельного пациента. При анализе единичного случая одним исследователем преимуще​ством является то, что исследователь волен сам решать, какую ана​литическую стратегию использовать, какие теории привлекать для анализа данных, как построить презентацию материала. Однако преимущество иногда может обернуться недостатком, когда иссле​дователь, не имея изначально возможности рассмотреть свою стра​тегию с нескольких точек зрения, получает расплывчатые, недоста​точно структурированные данные, с которыми анализ затруднен. Именно поэтому с самого начала работы в поле исследователь должен четко отслеживать тот исследовательский вопрос, который он поставил перед собой. В случае же его переформулирования дол​жно быть дано четкое объяснение в связи с чем он изменился.

Анализ множественных кейсов имеет свою специфику. Совре​менные тенденции в проведении кейс-стади отличаются тем, что наблюдается достаточно большая диверсификация в подходах. Это и не удивительно, поскольку развиваются и социологическая наука, и социологические школы. Каждая школа, как правило, имеет свои предпочтения в проведении исследований. Таким образом, некоторые школы предпочитают изучение и анализ единичных случаев, другие специализируются на анализе множе​ственных кейсов. Уже в чикагской школе мы наблюдаем тенденцию к квантификации и стремлению проанализировать и изучить боль​шее количество случаев.

Выделяются различные стратегии для анализа множественных кейсов. Губерман и Майлз, проанализировав основные подходы к анализу множественных случаев, выделили следующие типы стра​тегий:

  1. Стратегия, ориентированная на отдельные случаи. В соот​ветствии с концептуальным подходом рассматривается первый случай, а затем последовательно изучаются все остальные случаи на предмет того, есть ли похожие образцы наподобие того, кото​рый был найден ранее.
  2. Стратегии, ориентированные на переменные. Это иная стра​тегия, когда из данных вырисовывается (проявляется) определен​ная тема, а затем прослеживается то, как она представлена в мно​жественных кейсах. Например, в исследовании «инновации в постсоветской промышленности» уже на первых этапах исследо​вания выяснилось, что есть одна очень важная тема, которая по​является в различных кейсах в различных интервью - это тема барьеров инноваций. Впоследствии исследователи проанализиро​вали основные барьеры, характерные для различных уровней. Сложность при этом подходе состоит в том, что ключевая катего​рия порой может появиться только при неоднократном прочте​нии и перекрестном анализе данных всех случаев.

Кейс--стади как правило проводятся в течение длительного вре​мени, иногда это наблюдение за процессами в организациях в те​чение нескольких лет. Вместе с тем, мы уже говорили о том, что аналитическая работа - это во многом сравнение. При исследова​нии единичного кейс-стади исследователь не может сравнивать данные с другими кейсами. Однако, во-первых, он/она может срав​нить определенные образцы поведения во времени. Поэтому при проведении единичных кейсов одним исследователем иногда целесообразно сравнение динамики тех или иных процессов во вре​мени. Такой подход может показать, в каком направлении идут процессы в организации и помочь исследователю сделать интерес​ные выводы. Во-вторых, при изучении единичного случая процесс сравнения все равно происходит, только сравнение это идет в рамках этого случая, но в качестве базы для сравнения берутся сходные или различные модели поведения людей, повторяющиеся процессы на разных уровнях изучаемого объекта.
Как правило, отчет строится по определенному плану. Существу​ют различные точки зрения по поводу логики построения таких отчетов. Ниже мы приводим наиболее распространенную схему:

/. Введение.

2. Методология.

3. Анализ результатов. Ввод в дискуссионные поля.

4. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем,

5. Заключение.

6. Библиографические ссылки.

Наши рекомендации