Дизайн множественного случая
Дизайн множественного случая имеет свою специфику и явные преимущества:
1. Дает больше доказательств, хотя, как указывает Йин, доказательства в большей степени касаются не репрезентативности или популяции, а теории.
2. Получаются более объективные данные, поскольку помогают обобщить данные не только об одном случае, но о разных и при разных обстоятельствах
Дизайн множественного случая имеет и недостатки:
1. Высокая стоимость проекта.
2. Требуется наличие команды исследователей.
3. Исследование критических, редких случаев возможно только при одиночном кейсе.
4. Необходимость проведения сравнения.
ВОПРОС 8.Анализ данных в качественном исследовании в стиле case study.
Анализ данных является самым ответственным этапом исследования в целом. Он может иметь несколько уровней и переходить в отдельных случаях от иллюстрирования отдельных фрагментов реальности к описанию и далее к выстраиванию мини-теории изучаемого явления или процесса.
ВИДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ
1.построение типологий
2.таксономия
3.контент-анализ
4.микроанализ
5.анализ метафор
6.герменевтический анализ
7.дискурс анализ
8.семиотический анализ
9.феноменологический анализ
10.анализ нарративов
11.аналитическая индукция
12. Grounded Theory
Анализ качественных данных, несомненно, зависит от дизайна самого исследования и, в конечном итоге, от типа кейс-стади. Действительно, изучается один случай или множественный, каковы основная тема и аналитические стратегии, а также от того, проводит его один исследователь или исследовательская команда и приоритетов - все это будет влиять и на выбор основных переменных, по которым впоследствии будет идти систематизация и редукция данных.
Традиционно исследования в стиле кейс-стади подразумевали анализ единичного случая: например, анализ жизни отдельной гангстерской молодежной группировки (у Уайта), а в клинической психологии - это может быть анализ жизни отдельного пациента. При анализе единичного случая одним исследователем преимуществом является то, что исследователь волен сам решать, какую аналитическую стратегию использовать, какие теории привлекать для анализа данных, как построить презентацию материала. Однако преимущество иногда может обернуться недостатком, когда исследователь, не имея изначально возможности рассмотреть свою стратегию с нескольких точек зрения, получает расплывчатые, недостаточно структурированные данные, с которыми анализ затруднен. Именно поэтому с самого начала работы в поле исследователь должен четко отслеживать тот исследовательский вопрос, который он поставил перед собой. В случае же его переформулирования должно быть дано четкое объяснение в связи с чем он изменился.
Анализ множественных кейсов имеет свою специфику. Современные тенденции в проведении кейс-стади отличаются тем, что наблюдается достаточно большая диверсификация в подходах. Это и не удивительно, поскольку развиваются и социологическая наука, и социологические школы. Каждая школа, как правило, имеет свои предпочтения в проведении исследований. Таким образом, некоторые школы предпочитают изучение и анализ единичных случаев, другие специализируются на анализе множественных кейсов. Уже в чикагской школе мы наблюдаем тенденцию к квантификации и стремлению проанализировать и изучить большее количество случаев.
Выделяются различные стратегии для анализа множественных кейсов. Губерман и Майлз, проанализировав основные подходы к анализу множественных случаев, выделили следующие типы стратегий:
- Стратегия, ориентированная на отдельные случаи. В соответствии с концептуальным подходом рассматривается первый случай, а затем последовательно изучаются все остальные случаи на предмет того, есть ли похожие образцы наподобие того, который был найден ранее.
- Стратегии, ориентированные на переменные. Это иная стратегия, когда из данных вырисовывается (проявляется) определенная тема, а затем прослеживается то, как она представлена в множественных кейсах. Например, в исследовании «инновации в постсоветской промышленности» уже на первых этапах исследования выяснилось, что есть одна очень важная тема, которая появляется в различных кейсах в различных интервью - это тема барьеров инноваций. Впоследствии исследователи проанализировали основные барьеры, характерные для различных уровней. Сложность при этом подходе состоит в том, что ключевая категория порой может появиться только при неоднократном прочтении и перекрестном анализе данных всех случаев.
Кейс--стади как правило проводятся в течение длительного времени, иногда это наблюдение за процессами в организациях в течение нескольких лет. Вместе с тем, мы уже говорили о том, что аналитическая работа - это во многом сравнение. При исследовании единичного кейс-стади исследователь не может сравнивать данные с другими кейсами. Однако, во-первых, он/она может сравнить определенные образцы поведения во времени. Поэтому при проведении единичных кейсов одним исследователем иногда целесообразно сравнение динамики тех или иных процессов во времени. Такой подход может показать, в каком направлении идут процессы в организации и помочь исследователю сделать интересные выводы. Во-вторых, при изучении единичного случая процесс сравнения все равно происходит, только сравнение это идет в рамках этого случая, но в качестве базы для сравнения берутся сходные или различные модели поведения людей, повторяющиеся процессы на разных уровнях изучаемого объекта.
Как правило, отчет строится по определенному плану. Существуют различные точки зрения по поводу логики построения таких отчетов. Ниже мы приводим наиболее распространенную схему:
/. Введение.
2. Методология.
3. Анализ результатов. Ввод в дискуссионные поля.
4. Рефлексия по поводу того, что было сделано исследователем,
5. Заключение.
6. Библиографические ссылки.