Новизна злободневность «вечность»

Можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней. Насколько часто проблема «повторяется».

Можно вспомнить, как до него решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

2) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

Авторское отношение непосредственно выраженное. Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит.

Выражено опосредованно. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

Клише: о новизне (злободневности, «вечности») заявленной проблемы говорит сам автор. Именно сейчас, по мнению автора, … Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Комментарий сводится к тому, что учащийся должен объяснить, почему данная проблема, по его мнению, является актуальной, в чем ее значимость.

Приступая к данному пункту, необходимо помнить, что это позиция учащегося, почему он считает названную проблему важной.

Например:«Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том…», «Значимость данной проблемы определяется …», «Проблема, поднятая автором, актуальна, ибо…» ит.д. В К2 должны присутствовать слова «актуальный, значимый» во избежание расплывчатости формулировки, за которой часто никакой мысли и нет.

4. Определяем авторскую позицию (идею текста). К3 – отражение позиции автора. Между К2 и К3 очень нечеткая граница, поэтому присутствует опасность замены одного другим. Нужно научить учащихся ясно представлять, что К2 – это позиция ученика об актуальности проблемы, а К3 – позиция автора к поднятой проблеме: почему автор поднял такую проблему? Что он хотел сказать?

Как выявить позицию автора?

Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. В сочинении необходимо показать мнение автора по проблеме.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может вызвать затруднения. Для выявления позиции автора учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: что хотел сказать своим читателям автор? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Надо обратить внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение - сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам

Рассуждать нужно конкретно по данному тексту, выделяя позицию автора. Здесь возможно цитирование, но слишком увлекаться нельзя. Нужно цитировать обороты речи, словосочетания, вставлять часть предложения из текста в свои рассуждения. Они делают язык сочинения богаче, красочнее.

В данном пункте также должны быть определенные лексические средства. Например: «Автор считает…, предупреждает…», «Позиция автора такова…» и др. Отвлекаться на рассуждения вне текста нельзя !

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.

Клише: Автор недоумевает …; автор ужасается …; автор сомневается …; автор хвалит …; автор призывает … и т. п.; автор текста стремится к предельной точности в описании событий (если перед тобой текст — описание или в тексте присутствует описание) и достигает этого благодаря указанию на даты (использованию статистических сведений) ( Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)(не забывай каждый раз приводить пример того, о чём пишешь, в скобках и кавычках); автор подводит читателей к мысли о том,…идея текста такова:… — вот главная мысль (идея) текста; решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…; цель автора текста — убедить нас (читателя) в том, что…

Возможно в тексте цитирование, прямая речь — это точно воспроизведённое высказывание из какого-либо сочинения или выступления, которое обычно даётся со ссылкой на источник. В публицистическом тексте цитата чаще выполняет информативную функцию, то есть подтверждает слова автора текста мнением авторитетного лица или даёт возможность убедиться в компетентности автора в той области культуры, о которой он пишет. Думай, какую информацию она несёт. Прямая речь вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором

Клише: При помощи цитирования («приводи пример») автор обогащает текст информацией о том, что…

Прямая речь («приводи пример») вносит в текст «живое слово» косвенных участников диалога, начатого этим текстом автором — слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что … (аргументируй)

5. Выражение собственного отношения к проблеме. К4 – аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. В данном пункте опять присутствует опасность уйти в рассуждения вне текста. Приводить необходимые аргументы нужно с «оглядкой» на текст, на названную проблему. Часто прибегать к вводным словам, словосочетаниям, предложениям. Например: «В тексте говорится, что подобное явление в жизни встречается часто. Трудно не согласиться с автором. Недавно в печати была статья, которая поднимает эту же проблему. В ней говорилось о… Наверное,…». Аргументов должно быть не менее двух-трех.

Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли — еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

NB. Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.

Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…» ; можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете.

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

· тезис (положение, которое надо доказать);

 
  Новизна злободневность «вечность» - student2.ru

· аргументация (доказательства, доводы);

 
  Новизна злободневность «вечность» - student2.ru

· вывод (общий итог).

Типы аргументов

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Аргументы «за» должны быть:

· правдивыми, опираться на авторитетные источники;

· доступными, простыми, понятными;

· отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).

Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить.

Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

К сильным аргументам относят: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; ссылки на признанные авторитеты; показания очевидцев; статистические данные; ссылки на мнения авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений; пословицы, поговорки, отражающие народную мудрость; опыт народа; факты, события; примеры из личной жизни и жизни окружающих; примеры из художественных проихведений.

Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

· ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

· пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

· факты, события;

· примеры из личной жизни и жизни окружающих;

· примеры из художественной литературы.

Кстати, вам не случайно предлагают подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.

Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Клише: нельзя не согласиться с автором в том, что…; нельзя не согласиться с автором в том, что…; с автором можно поспорить; автор прав в том, что….; однако его мысль о … вызывает сомнение; с автором трудно согласиться; я (не) разделяю точку зрения автора; позиция автора близка (понятна) мне, но…; я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…; проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы); я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…; мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…); косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…

Как начать сочинение?

Наибольшую трудность обычно вызывает построение вступительной части сочинения. 2-3 вступительных, вводных предложения! Сочинение можно образно сравнить с путешествием в мир произведения: сборы в дорогу и составление маршрута — это вступление, само путешествие и приобрете­ние сувениров (фактов того, что вы действительно побывали в этих местах, т.е. Цитат) — это основная часть, возвращение домой и подведение итогов путешествия — это заключение.

А теперь стоит познакомиться с этими главными частями сочинения подробнее.

Можно предложить несколько возможных вариантов вступления. Как говорится, лиха беда — начало. С чего начать сочинение — всегда трудный и важный вопрос. Ответить на него поможет народная мудрость: «Плясать нужно от печки». Первый шаг при написании сочинения нужно делать от темы. Вначале необходимо конкретизировать тему сочинения, то есть дать расширенное представление о смысле и содержании данной темы, иначе говоря, расставить все точки над i.

1. Определение во вступительной части темыи основных мыслей текста с конкретизацией и комментариями в последующих частях.

Утро — это время, когда пробуждается ото cна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, ко­торое передаётся людям, поднимающимся с первыми луча­ми солнца, как бесценный дар, как высшая награда за откры­тость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина»

Используя такой вариант построения вступительной части, нужно стремиться к ёмкому и по возможности исчерпывающему определению основных мыслей текста, а также помнить о необходимости их дальнейшего комментария, который может быть развёрнут как конкретизация мыслей автора, или как анализ использованных автором для выражения этих мыслей языковых и композиционных средств, или как. выражение своей позиции по отношению к раскрываемой автором теме,

2. Определение во вступительной части проблем, кото­рые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают чело­века с друзьями? Что значит для человека дружеская под­держка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет за­думаться текст В. Астафьева…

Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, анализ содержательной стороны которого требует выявления тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих час­тях должны быть выявлены:

а) позиция автора по отноше­нию к затронутым им проблемам;

б) позиция выпускника;

в) анализ использованных автором языковых средств.

Ав­торская позиция и позиция выпускника могут быть пред­ставлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи. 3.Выражение во вступительной части своей позиции.

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умствен­ным трудом; учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый., кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании ин­теллигентный человек — это человек глубоко порядочный, со­вестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвер­дился в своём мнении по этому вопросу.

4. Краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: об основных проблемах, которые он затрагивал

Новизна злободневность «вечность» - student2.ru Новизна злободневность «вечность» - student2.ru Новизна злободневность «вечность» - student2.ru Новизна злободневность «вечность» - student2.ru Новизна злободневность «вечность» - student2.ru в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тек­сте, с общей направленностью его творчества, Например:

Владимир Солоухин — один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о че­ловеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы., К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.

Сведения о писателе-авторе текста следует давать в пре­дельно сжатом объёме (не более трёх предложений или пя­той части текста),

Часто в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного учащимся писателя или публициста» В этом случае не стоит спешить делать широкие обобщения лишь на основании того текста, который прочитан, и следу­ет отказаться от описанного типа вступления,

Лирическое размышление.

Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходя­щего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее на­строение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.

Лирическое размышление предполагает предельную ис­кренность, готовность к откровению и в то же время требу­ет умения подчинить поток нахлынувших чувств строгой целесообразности, продиктованной требованием содержательного единства и соразмерности композиционных частей сочинения.

6.Одним из возможных элементов вступления любого типа может быть цитата, взятая из текста или из других источ­ников.

Наши рекомендации