Темперамент вашего ребенка, или что из чего следует
Цель: расширить знания об особенностях темперамента и определить эффективные стратегии индивидуального подхода.
Ход занятия
№ | Этап | Содержание | Материал |
Начало работы | Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить? | ||
Работа по теме | Лекция по теме «Темперамент». | Рис. 7 | |
Интеллекту-альная пауза | ТЕСТ «Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?»(Тесты. Приложение 4) Сейчас мы определим тип темперамента Ваших детей. | Листы бумаги, каранда-ши | |
Работа по теме | Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы – проблемами в воспитании и развитии ребенка. Вывод: Зная особенности Вашего ребенка, можно с успехом его воспитать, учитывая, что нервная система ребенка пластична. Темперамент сравним с гранитом, который шлифуют методы воспитания, учитывая все плюсы и минусы его проявлений. Важно не придавать ребенку черты чужого ему темперамента, которые не поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я. Итак, мы можем так учитывать особенности темперамент ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется только сильным из его сторон. | ||
Развивающие упражнения | Давайте вместе разработаем рекомендации эффективной помощи ребенку с разным темпераментом (Памятки. Приложение 2) | ||
Завершение | Обмен мнениями по теме |
Рис. 7.
Тема № 8
Как определить способности вашего ребенка?
Цель:расширить знания о понятиях «способности», «задатки». Помочь осознать способности собственных детей.
Ход занятия
№ | Этап | Содержание | Материал |
Начало работы | Что рассказали дети о занятиях в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить? | ||
Работа по теме | Лекция по теме «Способности». | ||
Интеллекту-альная пауза | Анкета для определения способностей ребенка(Г. Е. Акимова, «Как помочь своему ребенку» У-Фактория, 2003 г.) (Тесты. Приложение 5) | Бланки анкеты, каранда-ши | |
Развивающие упражнения | Давайте попробуем развить ваши собственные творческие способности. Это у нас заключительное занятие. Я предлагаю вам написать синквейн на тему впечатлений о наших встречах. (Приложение. Синквейн) | Листы бумаги, каранда-ши | |
Завершение. | Анкета-рефлексия (Тесты. Приложение 6) | Бланки анкеты, каранда-ши |
Тесты
Приложение 1
Задание 1. Анкета для родителей будущих первоклассников
Заполните, пожалуйста, тест «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1/ | 2/ | 3/ | 4/ | 5/ |
6/ | 7/ | 8/ | 9/ | 10/ |
11/ | 12/ | 13/ | 14/ | 15/ |
Всего:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
- до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями
4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.
Приложение 2.
Задание 2.
Оценка уровня «зрелости» с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.
Оценка развития познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
2. Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
5.Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта
6. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
10.Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18.Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?