Глава 1. Теоретический анализ мотивационной сферы младшего школьника
Введение
Актуальность исследования
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование технологий средств информационно-коммуникационных. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.
Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.
В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного интереса у младших школьников позволило выявить ряд противоречий:
· между пониманием принципиальной значимости начального образования в развитии познавательного интереса учащихся и ограниченными возможностями реальной педагогической практики в становлении этого интегративного качества личности, способствующего ее саморазвитию и самосовершенствованию;
· между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;
· между стремительной информатизацией образования, создающей огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, а также недостаточной подготовленностью большинства учителей начальных классов к использованию компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, цель нашего исследования – повысить познавательный интерес учащихся 4 класса с помощью занимательных заданий на уроках по предмету окружающий мир.
Объект исследования –познавательный интерес учащихся 4 класса.
Предмет исследования – занимательные задания как средство повышения познавательного интереса учащихся 4 класса.
Гипотеза:мы предполагаем, что занимательные задания повысят познавательный интерес учащихся 4 класса на предмете «Окружающий мир».
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
· проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения познавательного интереса учащихся 4 класса;
· выявить уровень познавательного интереса учащихся 4 класса до формирующего эксперимента;
· провести диагностику мотивации учения у учащихся 4 класса;
· разработать и апробировать комплекс занимательных заданий на уроках окружающего мира после формирующего эксперимента;
· сравнить полученные результаты до и после формирующего эксперимента, сделать выводы.
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации исходя из цели и задач исследования; проведение формирующего экспериментального исследования на повышение познавательного интереса учащихся 4 класса
Констатирующий эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в 4 «а» классе государственной общеобразовательной школы № 285 Красносельского района г. Санкт-Петербурга. Классный руководитель Крюкова Татьяна Демьянова. В классе 24 человека, 13 мальчиков и 11 девочек. Класс занимается по системе, направленной на достижение высокого уровню общего развития - «Школа России» На уроках окружающего мира используют учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас 4 класс»
Цель констатирующего эксперимента:
Выявление уровня познавательных интересов у учащихся 4 класса.
Для того чтобы выявить, на сколько дети активны и заинтересованы на уроках окружающего мира, на исходном этапе эксперимента нами было использовано анкетирование. При разработке анкеты мы опирались на методику исследования познавательного интереса, предложенной Кувалдиной Е.А.
Исследование уровня познавательных интересов младших школьников
В проведении эксперимента участвовало 24 ученика. Для выявления уровня познавательных интересов к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:
1.Обращенность учащихся к объектам (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.
2.Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания слабая отвлекаемость)
3.Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности)
При выборе критериев была использована методика исследования познавательных интересов, предложенная Кувалдиной Е.А.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов и получения количественных показателей были выделены три уровня познавательных интересов учащихся: низкий, средний и высокий.
Высокий уровень - ребенок проявляет интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес школьника достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.
Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес ее все время побуждается внешними средствами, сам школьник остается к познанию нейтральным.
Низкий уровень – интертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.
Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в
таблицу №1
Уровни познавательных интересов учащихся:
Показатели Познавательных интересов. Уровни Познавательных интересов | Обращенность учащихся к объектам познания | Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс | Интеллектуальная активность |
Низкий уровень 46% | Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем. 47,8 % | Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения. 37,7 % | Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания. 33,4 % |
Средний уровень 34% | Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т д). 36,1 % | Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования. 31,9 % | Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей. 40,4 % |
Высокий уровень 18 % | Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями. 30,5% | Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.24,1 % | Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь. 10,3 % |
Результаты констатирующего эксперимента также представлены
диаграммой 1
Диаграмма 1
Из таблицы № 1 видно, что почти у половины класса (46, %) - низкие уровни развития познавательных интересов; у трети класса (34 %) – средние уровни; У шестой части класса (18 %) высокие уровни развития познавательных интересов. Следовательно, уровни развития познавательных интересов детей в целом по классу малы, они требуют повышения.
Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента: повышение уровня познавательных интересов на уроках окружающего мира.
Задачи формирующего эксперимента:
- подобрать различные виды занимательных заданий;
- способствовать повышению познавательных интересов на уроках окружающего мира;
- провести данные виды занимательных заданий в классе.
Для эффективности повышения уровня познавательных интересов, мы считаем необходимым учитывать их исходный уровень у ученика.
Для того чтобы организовать работу на уроке нами были подобраны и использованы занимательные задания, связанные с темой урока окружающего мира. Темы урока были взяты из планирования на 4 четверть.
Цель занимательных заданий: активизировать внимание детей на уроках окружающего мира, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательные интересы на уроках окружающего мира. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей.
Нами была подобрана серия занимательных заданий не только подходящих к теме каждого урока, но и направленных на первичное восприятие материала, или на закрепление уже изученного. Эксперимент проводился в течение 4 учебных недель. Подобранные занимательные задания были объединены в картотеку (см. Приложение 1).Разработаны конспекты уроков с использованием занимательных заданий. (см. Приложение 2)
Занимательные задания проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя, итог нового материла. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялась быстрота и оригинальность.
Анализ формирующего эксперимента показал, что при использовании занимательных заданий успешно проходит процесс обучения. Дети с удовольствием отгадывают ребусы, решают кроссворды с ключевыми словами.
Контрольный эксперимент
Контрольный эксперимент проводился нами с целью подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы: что занимательные задания повысят познавательный интерес учащихся 4 класса в том случае, если
- они будут использованы на уроках окружающего мира
- занимательные задания будут направлены на первичное восприятие материала и на закрепление изученного материала.
Для оценки выработанной и проведенной нами методики, мы применили ранжирование. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности:
Ответьте на заданный вопрос с помощью баллов:
3 – привлекает очень сильно
2 – привлекает в значительной степени
1 – привлекает слабо
0 – не привлекает совсем
· Интересное дело; · Возможность общения с разными людьми; · Возможность помочь товарищам; · Возможность передать свои знания; · Возможность творчества; · Возможность приобрести новые знания, умения; · | · Возможность руководить другими; · Возможность участвовать в делах своего коллектива; · Возможность заслужить уважение товарищей; · Возможность сделать доброе дело для других; · Возможность выделиться среди других; · Возможность выработать у себя определенные черты характера; · |
В контрольном эксперименте участвовало 22 человека
Результаты ранжировния представлены в диаграмме 1
Диаграмма 1
Показатели указывают на повышение интереса к учебе.
Сравнительные данные констатирующего эксперимента и данные контрольного эксперимента представлены в гистограмме 2
Гистограмма 2
Заключение
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
Предложенная нами серия занимательных заданий направленных на повышение познавательного интереса доказала свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках окружающего мира. Дети, были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлекались в работу, активнее шли на контакт с учителем.
Ученики теперь соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью занимательных заданий учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в занимательной обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Занимательные задания позволяют обеспечить нужное количество повторений и на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к обучению.
Список литературы
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И.
Щукиной. М.: Просвещение, 1984.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к
самообразованию. М., 1985.
3. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность
и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977.
4. Гордеев Е.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с
непроверяемым написанием//Начальная школа, 1995. № 3.
5.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.
6. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.:
Педагогика, 1985.
7. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.:
Просвещение, 1983.
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, серия
«Педагогика и психология», 1979. № 2.
10. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний/Под ред. Н.В.
Зверевой. М.: Педагогика, 1983.
11. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.:
Педагогика, 1991.
12. Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников/Под ред.
Н.П. Пальянова. Томск, 1979.
13. Формирование интереса к изучению у школьников/Под ред. Марковой О.К. М.:
Педагогика, 1986.
14. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.:
Педагогика, 1979.
15. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и
психология», 1985. № 11.
16. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном
процессе. М.: Просвещение, 1979.
17. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
18. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
19. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.,
1975.
31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся. М.: Педагогика, 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список учащихся участвующих в исследовании:
1.Юлия А 2.Наталия Б 3.Вячеслав Г 4.Дарья М 5.Иван Р 6.Николай A 7.Алексей В 8.Ксения Н 9.Светлана П 10.Марина Л 11.Кирилл М 12.Эдуард Д | 13.Петр Ч 14.Алина И 15.Мария К 16.Алиса В 17.Максим О 18.Оксана Т 19.Денис Б 20.Юлия Г 21.Илья Р 22.Ильнар З 23.Андрей С 24.Сергей П |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Введение
Актуальность исследования
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование технологий средств информационно-коммуникационных. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.
Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения дидактические и методические аспекты использования средств информационно-коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного интереса младших школьников.
В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного интереса у младших школьников позволило выявить ряд противоречий:
· между пониманием принципиальной значимости начального образования в развитии познавательного интереса учащихся и ограниченными возможностями реальной педагогической практики в становлении этого интегративного качества личности, способствующего ее саморазвитию и самосовершенствованию;
· между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;
· между стремительной информатизацией образования, создающей огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, а также недостаточной подготовленностью большинства учителей начальных классов к использованию компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, цель нашего исследования – повысить познавательный интерес учащихся 4 класса с помощью занимательных заданий на уроках по предмету окружающий мир.
Объект исследования –познавательный интерес учащихся 4 класса.
Предмет исследования – занимательные задания как средство повышения познавательного интереса учащихся 4 класса.
Гипотеза:мы предполагаем, что занимательные задания повысят познавательный интерес учащихся 4 класса на предмете «Окружающий мир».
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
· проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме повышения познавательного интереса учащихся 4 класса;
· выявить уровень познавательного интереса учащихся 4 класса до формирующего эксперимента;
· провести диагностику мотивации учения у учащихся 4 класса;
· разработать и апробировать комплекс занимательных заданий на уроках окружающего мира после формирующего эксперимента;
· сравнить полученные результаты до и после формирующего эксперимента, сделать выводы.
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации исходя из цели и задач исследования; проведение формирующего экспериментального исследования на повышение познавательного интереса учащихся 4 класса
Глава 1. Теоретический анализ мотивационной сферы младшего школьника