Подростков и старших школьников

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора

будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвистические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков и юношей при помощи известных тестов. Психологическая диагностика предлагаемых методик вошли четыре такие, которые предназначены для этих целей: методика оценки логики мышления, математического, лингвистического и технического мышления. Каждая из этих методик далее подробно описывается.

Методика 121. «Логико-количественные отношения»

Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений, далее в каждой из этих задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой, и результат записать под чертой в виде соотношения между величинами «А» и «В» с помощью знаков «>» или «<». Решать все без исключения задачи нужно только в уме, как можно быстрее и без ошибок. На решение всех 20 задач в целом отводится всего 10 минут.

Работа психолога со взрослыми

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ

Современное состояние общества приводит к тому, что люди чаще задумываются о своем психологическом здоровье, имея возможность обратиться к квалифицированному психологу, руководителю психокоррекционной группы. Психолог, работа­ющий со взрослыми, сложившимися людьми должен понимать что его клиенты — обладающие жизненным и профессиональ­ным опытом субъекты со всеми вытекающими из этого пре­имуществами и ограничениями. Соответственно, руководитель группы должен помнить о следующих специфических аспек­тах взрослой аудитории:

I) Мотивация

Большое преимущество взрослой аудитории состоит в том, что она может быть достаточно высоко мотивирована на кор­рекцию и развитие. Именно эта категория глубоко осознает причины необходимости такой работы, сферы возможного при­ложения полученных знаний и готова точно сформулировать запрос к психологу. Однако более сложной является ситуация, когда в коррекционную группу попадают люди, не имеющие актуального желания обучаться. В работе с данной категорией слушателей психолог оказывается перед необходимостью обо­сновывать важность коррекционно-развивающей работы. Для этого ему необходимы знания об индивидуальных целях, склон­ностях, мотивах слушателя, а также представление о ситуа­ции, в которой слушатель окажется по возвращении с курса подготовки. Для получения необходимой информации целесо­образно проводить более подробное знакомство со слушателями перед началом коррекционной работы, просить их заполнить подробные регистрационные анкеты, собирать информацию о том, что в ходе обучения вызывает наибольший или наимень­ший интерес обучаемых, что кажется им более, а что менее полезным. (Так, например, если слушатель вынужден был пой­ти на курсы, подчиняясь существующему в учреждении жест­кому правилу относительно порядка прохождения коррекци-онно-развивающих программ, то в мотивационной беседе целе­сообразно показать важность успешного обучения для получе­ния шанса стабильной спокойной карьеры.)

2) Психические особенности

Известно, что память взрослого человека в среднем менее объемна, он быстрее утомляется, ему труднее долгое время кон­центрировать внимание. С другой стороны, взрослый человек обладает существенным преимуществом, которого, как правило, нет у более молодых людей, — хорошо развитыми навыками мышления. Именно поэтому коррекционно-развивающая про­грамма для работающих субъектов требует гораздо большей чет­кости и строгости в определении понятий, структурированнос­ти материала, системной представленности отдельных элемен­тов курса. Продуманная и практически обоснованная структура программы дает возможность максимизировать эффект обуче­ния и развития именно за счет включения наиболее сильных сторон взрослых слушателей в работу по усвоению материала.

3) Профессиональный опыт

Следующий аспект, который необходимо затронуть при рас­смотрении особенностей взрослой аудитории, — это професси­ональный опыт человека. Здесь прежде всего важна специфика того вида деятельности, которой занимается слушатель. Если исходить из типологии, предложенной Е.А. Климовым (1988), можно выделить пять типов профессиональной деятельности, которые принципиально отличаются друг от друга: 1) человек-человек, 2) человек-техника, 3) человек-знак, 4 ) человек -при­рода, 5) человек-художественный образ.

Профессии типа человек — человек (педагоги, врачи, психоло­ги), как правило, развивают в людях большую проницательность, умение понимать особенности других людей, навыки общения, убедительность в коммуникации. Такие специалисты легко вклю­чаются в активные формы занятий, они инициативны в группо­вой работе, могут занять лидерскую позицию в группе161.

Профессии типа человек-техника (механики, инженеры, конструкторы), как правило, развивают в специалистах высо­кую ориентацию на предметность содержания курса. Для этих людей важно все увидеть своими глазами, попробовать, прове­рить на практике. Они особенно будут заинтересованы в полу­чении конкретных и непротиворечивых рекомендаций.

Представители профессий типа человек-знак (программис­ты, теоретики химики и физики, лингвисты) проявляют осо­бую требовательность к строгости определения понятий. Такие слушатели требовательны к логичности и определенности пост­роения курса и отдельных занятий, точности и непротиворечи­вости определений, особенно нетерпимы по отношению к лю­бым рассогласованиям. Для них особенно важно понимание ал­горитма действий. Если с этим нет проблем, то они готовы работать самостоятельно и без помощи преподавателя разраба­тывать новые способы решения проблем.

Профессии, относящиеся к типу человек-художественный образ (художники, артисты, дизайнеры), чаще всего развива­ют в специалистах нестандартность восприятия и мышления, особый подход к принятию решений, способность к многовари­антному видению различных проблем. Такие слушатели осо­бенно отличаются при групповом решении сложных проблем, проведении занятий с привлечением метода анализа конкрет­ных ситуаций, мозгового штурма. Они, как правило, особенно заинтересованы в получении новых эмоциональных переживаний и опыта, который бы мог быть интегрирован в их сферу деятельности162.

Помимо указанных специфических особенностей взрослой аудитории, необходимо учитывать те социально-психологиче­ские процессы, которые проявляются в связи с образованием и развитием малых групп, в частности трудовых коллекти­вов, членами которых являются клиенты. К таким социально-психологическим процессам и явлениям относятся эмоцио­нальная сфера (социально-психологический климат в группе), сфера межличностных отношений (формирование деловых и личных взаимоотношений, возникновение конфликтных си­туаций).

Таким образом, специфика коррекционно-развивающей работы со взрослыми обуславливает следующие основные на­правления деятельности психолога:

• Коррекция и развитие мотивационной сферы.

• Коррекция и развитие эмоциональной сферы.

• Развитие личности и личностный рост.

• Коррекция и развитие межличностных отношений.

• Коррекция профессиональной пригодности, адаптации и
компетентности.

2. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ И ИХ ВИДЫ

Наши рекомендации