Психологическая диагностика как наука. Сферы применения психодиагностических данных.(вторая версия)
Как особая отрасль психологии психодиагностика выделилась и начала складываться на рубеже XIX - XX вв. под воздействием требований практики. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.
Возникновение психодиагностики и экспериментальной психологии началось в 50-70-х гг. XIX в. Ее рождение было связано с усилением влияния естествознания на область психологических явлений, получившим название процесса “физиологизации” психологии. Этот процесс подразумевал перевод изучения психофизиологических факторов в сторону опыта и точных методов естественных наук. Выяснилось, что психическое включено в работу биологических систем. Это показало развитие рефлекторной концепции, психофизиологии органов чувств, учений о времени реакции, психофизики, эволюционной теории. При этом открывались такие факты и явления, которые не поддавались принятым в естествознании способам объяснений. Например обнаружилось, что психическое имеет самостоятельную объективную ценность. Психические явления подчиняются законам, не совпадающим с анатомо-физиологическими. Возникновение экспериментальной психологии позволило выделиться психологии как независимой, самостоятельной науке, а также выступить источником психодиагностики. Началом возникновения новой экспериментальной психологии условно считается 1879 г. - время создания в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии. Ее основатель - Вильгельм Вундт.
Вундт, понимая психологию как цельную науку, предусмотрел разработку в ней двух непересекающихся направлений: естественно-научного (опирающегося на эксперимент) и культурно-исторического (“психологии народов”). По Вундту, методы первого направления успешно можно применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментировать можно не над самой душой, а над ее внешними проявлениями. В лаборатории Вундта поэтому исследовались органы движения и ощущений: периферическое и бинокулярное зрение, зрительная адаптация, контраст, образы, цветоощущения и т. д. Развитие экспериментальной технологии способствовало не только распространению в других странах подобных лабораторий, но и переход (выход) на еще более сложные процессы: речевые ассоциации, память.
Френсис Гальтон разработал ассоциативные эксперименты. Составив списки из 75 слов, он открывал первое в списке слово и включал секундомер. Как только на слово-раздражитель возникала словесная ассоциация, он останавливал секундомер. Так впервые хронометрия была использована в умственной деятельности.
Этой методикой воспользовался Вундт, несколько изменив ее. Он упростил структуру опыта, испытывая все через хроноскоп Гиппа.
Герман Эббингауз совершил следующий шаг в области методологии. Изучая законы запоминания и забывания, он, по сути, явился изобретателем первого собственно психологического метода, поскольку все другие методы брались из естествознания и физиологии. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.
Джеймс Кэттелл исследовал объем внимания и навыки чтения. При экспериментах с чтением букв и слов он зафиксировал феномен антиципации, предсказания, забегания восприятия вперед.
Итак, на рубеже XX в. внедрение и утверждение в психологии экспериментального метода способствовало зарождению знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Еще одним источником психодиагностиком стала дифференциальная психология. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим продолжением экспериментально-психологического. Оно складывалось под давлением запросов практики, сначала медицинской и психологической, а затем и индустриальной.
В системе Вундта учение об индивидуальных различиях отсутствовало. Но уже у его последователей (в частности у Кэттелла) возникает установка на приложение эксперимента к индивидуальным особенностям людей. Это стало причиной разрыва Кэттелла с лабораторией В. Вундта (игнорирование индивидуальных различий) и переезда его к Френсису Гальтону.
Сэр Френсис пришел к выводу, что измерение в психологии возможно только на основе сопоставления разброса значений измеренных переменных, поскольку у “психологической линейки” нет ни абсолютной единицы измерения, ни нуля. Он сформулировал гипотезу о связи интенсивности психического свойства с вероятностью его проявления и тем самым заложил основы психометрии.
Термин “тест” (от англ. “test”- испытание) приобрел широкую известность после опубликования в 1890 г. в журнале “Mind” статьи Кэттелла “Умственные тесты и измерения”. В этой статье Кэттелл высказал две идеи, которые легли в основу любого теста. Первая - применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вторая - научная и практическая ценность тестов вырастет, если условия их проведения будут однообразными. Тесты появились для изучения индивидуальных различий в психических процессах, но при этом тест должен быть стандартизирован. Стандартизациянеобходима для того, чтобы сравнение результатов тестов, полученных разными исследователями на разных испытуемых, стало возможным.
Кэттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затраченного на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. В США Кэттелл стал применять тесты в лаборатории Колумбийского университета. Вслед за ним другие американские лаборатории начинают использовать метод тестов. Возникают координационные центры для объединения усилий тестологов и придания общего направления их работам. В США в гг. были созданы два национальных центра.
В качестве тестов первоначально использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они были похожи на лабораторные испытания (исследования), но были наделены несколько иным смыслом. В экспериментальном опыте исследователю важна зависимость психического акта от внешних и внутренних факторов (например, характер восприятия - от внешних раздражителей, запоминание - от частоты и распределения повторений); в тесте важно регистрировать индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов.
Большой вклад в развитие собственно психологического тестирования сделан врачами, занимавшимися диагностикой и лечением умственно отсталых и душевнобольных людей.
Первые исследования в этой области проводились на клиническом материале. Французский врач, Эдуард Сеген, уделил внимание такой важной проблеме, как обучение умственно отсталых детей, и основал с этой целью в 1837 г. первую специальную школу. С помощью различных методик и тренировки сенсорного различения ему удалось опровергнуть господствующее мнение о неизлечимости умственной отсталости. Новый шаг в развитии психодиагностики был сделан французским врачом Альфредом Бине (создатель самой популярной системы тестов). До Бине обычно тестировались различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте реакции и т. д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно “ум”, “интеллект”. Ведь именно эти функции прежде всего обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности.
В 1904 г. Бине получил задание от Министерства образования разработать методы, с помощью которых можно было отделить детей, способных к обучению, но ленивых, не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами. Нужда эта возникла в связи с созданием специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине с другим исследователем, Анри Симоном, провели ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разных возрастов (начиная от 3-х лет). Рефлексия по поводу результатов и итогов экспериментов привела к появлению средства определения уровня умственного развития. В течение нескольких лет ( гг.) авторы совершенствовали свою методику.
В результате сложилась следующая система: задания были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если решались большинством детей данного возраста (80-90%). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).
Показателем умственного развития в тесте Бине-Симона стал умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по числу выполненных тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справился со всеми заданиями, соответствующими его возрасту, ему предлагали попробовать решить задания для более старшей группы (по возрасту). При невыполнении хотя бы одного испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему предлагалось несколько заданий, предназначенных для младшей группы (по возрасту). Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого выполнялись испытуемым. Умственный возраст равнялся числу лет того возраста, задания которого решались ребенком. Если же им были выполнены также некоторые задания более старших возрастных групп, то к числу лет, измеряющих умственный возраст ребенка, прибавлялось и некоторое число месяцев.
Ребенок решил все задания, предназначенные для 7-летнего возраста, и 2 задания, рассчитанные на 8-летних. Число месяцев рассчитывается так:
12 мес. : 6 (число заданий для 8 лет) = 2 мес. (цена 1 задания);
2 мес. х 2 = 4 мес.
Итак, умственный возраст ребенка = 7 лет и 4 месяца.
Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости (умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (умственный во Один из вариантов теста Бине - Симона послужил основой для работы коллектива сотрудников Станфордского университета (США) под руководством над проверкой и стандартизацией тестов. Этот вариант был настолько деформирован, что был назван шкалой Станфорд-Бине. В данном варианте теста использовались некоторые нововведения по сравнению с тестами Бине - Симона. Основных нововведений было два: 1) вводился в качестве показателя по тесту коэффициент интеллектуальности (IQ - intelligence quotient), оценивающий отношение между умственным и хронологическим возрастами; и 2) вводились попытки стандартизации теста через использование понятия тестовой нормы.
Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, так как он вскрыл существенный недостаток процедуры вычисления показателя умственного возраста по шкале Бине-Симона. Недостаток заключается в том, что одна и та же разность для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Для его устранения Штерн стал определять не абсолютную меру интеллекта - разность, а относительную, то есть частное, получаемое при делении показателя умственного возраста на хронологический. Этот показатель он и называл интеллектуальным коэффициентом. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.
Другое достижение стэндфордских психологов касалось введения в сферу психологических измерений понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было бы позволить сравнивать индивидуальные тестовые показатели IQ и тем самым оценивать их, давать психологическую интерпретацию возраст выше хронологического).
Шкала Станфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным группам. Для каждого возраста наиболее типичный (средний) показатель (x) был равен 100, а мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (s) равнялась 16. Все значения тестов, попадавшие в интервал x ± s, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (больше 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым.
Несмотря на широкое распространение, шкала Станфорд-Бине, как, впрочем, и многие другие тесты, имеет ряд сложных моментов, необходимых для учета при их использовании: 1) шкала Станфорд-Бине по преимуществу вербальная, большинство ее заданий - словесные. Ясно, что в таких заданиях сможет разобраться только ребенок или взрослый, знающий все те слова, из которых построены задания; 2) тесты, по замыслу их авторов, исследуют интеллект, который при всей своей неопределенности как понятие все-таки подразумевает некоторое природное, унаследованное качество психики; предлагая эти задания, авторы полагают, что этот интеллект проявится на любом материале, причем он останется неизменным на протяжении всей жизни; 3) способ представления полученных при испытаниях результатов: они показывают не то, насколько балл соответствует требованиям жизни, а лишь то, какое место занимает испытуемый среди других.