Интеллектуальная собственность как объект управления
1.1 Понятие интеллектуальной собственности. Классификация объектов интеллектуальной собственности
В настоящее время Республика Беларусь строит экономику инновационного типа, которая основана на активном создании, внедрении, применении и реализации самых разных объектов интеллектуальной собственности. Эффективное, экономически выгодное управление объектами интеллектуальной собственности предполагает широкое взаимодействие, как государственных, так и частных структур, работающих совместно для поиска и реализации новых идей, подходов и технологий. Цель деятельности государства в управлении интеллектуальной собственностью заключается, главным образом, в принятии четко проработанной нормативно-правовой базы, решающей вопросы использования, защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, в поддержании системы государственных органов, осуществляющих возложенные на них функции по созданию и осуществлению государственной политики в данной сфере, направленной на оказание помощи предприятиям, организациям и учреждениям, желающим использовать и активно использующим данные объекты. Субъекты хозяйствования осуществляют управление объектами интеллектуальной собственности через их создание, введение в гражданский оборот, а также правомерное использование.
Сегодня объекты интеллектуальной собственности проникли во все сектора экономики. Фактически, на рынке не найти товаров, работ или услуг, которые бы не включали в себя те или иные объекты интеллектуальной собственности. Себестоимость продукции включает также затраты на создание интеллектуального продукта и отчисления на выплаты вознаграждения за использование данного продукта, стоимость билетов на культурно-массовые мероприятия также содержит обязательные выплаты авторам произведений литературы, науки и искусства, владельцам смежных прав. Все это свидетельствует о возрастающем значении объектов интеллектуальной собственности в современном мире.
Интеллектуальная собственность – это исключительные права на результаты творческой интеллектуальной деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг.
Исключительность прав на объекты интеллектуальной собственности означает монопольное право автора объекта на его использование, введение в гражданский оборот. Права на объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две группы: личные неимущественные (например, право авторства) и имущественные права (права на введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот на основе различных договоров).
Права на объекты интеллектуальной собственности ограничены по сроку действия (например, патент на изобретение находится в действии в течение 20 лет с правом продления на 5 лет), по территориальному действию (патент, полученный в Республике Беларусь действует в пределах территории государства).
Субъектом права интеллектуальной собственности выступают физические лица (личные неимущественные права и имущественные права) и юридические лица (имущественные права).
1.2 Классификация объектов интеллектуальной собственности
Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две сферы прав: авторское право и смежные права, а также промышленная собственность.
Авторское право и смежные права ‑ это права на творческие произведения, охраняемые на основе Закона Республики Беларусь об авторском праве и смежных правах. Авторское право распространяется на произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы; смежные права имеют своей целью защиту прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания от несанкционированного использования результатов их интеллектуального труда.
Промышленная собственность ‑ это права на творческие произведения, используемые в промышленности и охраняемые на основе специальных патентных законов. Технико-конструкторские решения, сорта растений охраняются с помощью патентов, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и проч. охраняются с помощью свидетельств.
Можно выделить следующую систему распределения объектов интеллектуальной собственности:
lавторское право (произведения литературы, науки и искусства, компьютерные программы) и смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания);
lпромышленная собственность:
1)технико-конструкторские решения (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
2)средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг (товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания, фирменные наименования);
3)селекционные достижения (сорта растений и породы животных);
4)топологии интегральных микросхем;
5)нераскрытая информация, в том числе секреты производства, ноу-хау;
6)противодействие недобросовестной конкуренции;
7)рационализаторские предложения.
1.3 Основы управления интеллектуальной собственностью
В Республике Беларусь предусмотрена следующая система государственного управления объектами интеллектуальной собственности: нормативно-правовая и институциональная.
Нормативно-правовая система представлена:
1) Национальным законодательством Республики Беларусь (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, законы, указы и декреты Президента Республики Беларусь, подзаконные акты), которое определяет понятие объектов интеллектуальной собственности, принципы ее использования, охраны и защиты, введения в гражданский оборот, методы оценки и учета при осуществлении предпринимательской деятельности, порядок налогообложения и прочее:
1.1 закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» 2002г. (с изменениями и дополнениями);
1.2 закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» 1993 г. (с изменениями и дополнениями);
1.3 закон Республики Беларусь «О географических указаниях» 2002г.(с изменениями и дополнениями);
1.4 закон Республики Беларусь «О правовой охране топологий интегральных микросхем» 1998г. (с изменениями и дополнениями);
1.5 закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» 1995г. (с изменениями и дополнениями);
1.6 закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» 1996г. (с изменениями и дополнениями);
1.7 Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998г.;
1.8 Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999г.;
1.9 Таможенный кодекс Республики Беларусь 2007г.;
1.10 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003г.
2) Международными договорами, которые Республика Беларусь подписала и ратифицировала:
2.1 Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г.;
2.2 Договор о патентной Кооперации от 19 июня 1970г. (РСТ) (Республика Беларусь – с 14 сентября 1994г.);
2.3Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 28 июня 1989г. (Республика Беларусь с 14 апреля 1993г.);
2.4 Евразийская патентная конвенция от 09 сентября 1994г.;
2.5 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886г. (Республика Беларусь с 12 декабря 1997г.);
2.6 Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967г. (Республика Беларусь с 26 апреля 1970г.).
Институциональная система государственного управления объектами интеллектуальной собственностипредставлена в виде системы государственных органов, организаций и служб, которые находятся в постоянном контакте и взаимодействии с участниками гражданского оборота.
Совет Министров Республики Беларусь определяет основные пути и этапы развития государства, назначает задания министерствам, ведомствам, другим органам власти для выполнения поставленной Президентом Республики Беларусь задачи по повышению эффективного управления интеллектуальной собственностью и построению экономики инновационного типа.
Национальный центр интеллектуальной собственности гарантирует охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, выполняет возложенные на него функции патентного органа. Среди многочисленных задач Центра можно выделить такие как: формирование и реализация единой государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью, осуществление контроля выполнения законодательства Республики Беларусь в данной сфере, прием, рассмотрение (экспертиза) заявок на получение охранных документов на объекты промышленной собственности, их государственная регистрация, экспертиза и регистрация договоров на передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензионный договор, договор на оказание инжиниринговых услуг, договор уступки и проч.), взимание патентных пошлин и сборов, досудебное рассмотрение апелляционный советом жалоб, возражений и заявлений. Национальный центр интеллектуальной собственности входит в структуру Государственного Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь.