Электронные источники научной информации.

В зависимости от режима доступа электронные источники информации можно разделить на источники локального доступа (с информацией, зафиксированной на отдельном физическом носителе, который должен быть помещен пользователем в компьютер) и источники удаленного доступа (с информацией на винчестере либо размещенной в информационных сетях, в Интернете).

В настоящее время из существующих видов электронных источников можно выделить следующие: электронные версии периодических журналов и газет, электронные книги, компьютерные конференции, базы данных на КОД (дисках), глобальные информационные сети, электронные библиотеки, электронные СМИ.

Электронные версии периодических журналов и газет. Издательский процесс в большинстве случаев включает в себя использование программного обеспечения для обработки текстов, издательские системы, которые позволяют подготавливать рукописи статей в машиночитаемой форме, что значительно сокращает количество ошибок и делает процесс полиграфического издания более быстрым.

Электронные книги. Несмотря на неудобство чтения книг с экрана компьютера, электронные книги становятся все более привычным делом, особенно если доступ к ним возможен с рабочего места пользователя.

Компьютерные конференции. Это вид электронных коммуникаций и источник информации дает возможность пользоваться информационными материалами по определенной тематике принимать непосредственное участие в информационном обмене – участвовать в дискуссиях, помещать сведения о себе, своих научных трудах и т.д.

Базы данных на КОД. Самым многочисленным видом электронных источников информации являются базы данных. Компакт-дисков могут хранить на едином носителе текстовую, графическую иллюстративную и звуковые информации. Научная информация на КОД представлена в большинстве случаев библиографическими, реферативными и полнотекстовыми базами данных, содержащими информацию из периодических и непериодических изданий.

Электронная библиотека – цифровая библиотека, вид автоматизированной информационной системы, в которой полнотекстовые и мультимедийные документы хранятся и могут использоваться в электронной форме, причем программными средствами обеспечивается единый интерфейс доступа из одной точки к электронным документам, содержащим тексты и изображения.

ГИС Интернет – глобальное информационное пространство, основанное на самых передовых технологиях, обладающее широким спектром информационных и коммуникационных ресурсов, содержащее колоссальные объемы данных. Можно выделить три направления использования Интернета для научной работы: источник информации; средство обмена информацией; место размещения личной информации. Электронные ресурсы «работают» в 50-70 раз активнее, чем печатные. Адрес ресурса называется Uniform Resource Locator (Унифицированный указатель ресурса). Сокращенно его называют URL-адрес.

Источники научной информации должны оформляться в соответствии с Правилами библиографического оформления источников научной информации (ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка).

После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана (темы) научного исследования (магистерской диссертации).

По завершении этой стадии научно-исследовательской практики магистрант должен:

продемонстрировать знание различных видов источников научной информации и их значения;

уметь успешно находить и получать научную информацию из различных источников;

приобрести навыки использования источников научной информации системно, наиболее эффективно для полноты научной информации по теме исследования, учитывая их значение и достоверность;

представить описание разработанной им системы источников научной информации по теме исследования (магистерской диссертации), обосновав параметры их наиболее оптимального соотношения, определяющего доступность, полноту, новизну и актуальность информационного потока.

Раздел 4. Подготовка научного доклада (примерно 2 листа).

Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Готовится доклад для выступления на научно-практической конференции, запланированной в период прохождения научно-исследовательской практики.

Научный доклад— это публичное сообщение, развернутое изложение какой-нибудь темы, чаще всего рассчитанное на специалистов в данной области. Как правило, он состоит из следующих частей: краткого введения в виде вводных замечаний и практического значения рассматриваемой темы; основной части, раскрывающей сущность темы и главные ее научные положения; выводов и предложений.

В связи с тем, что на изложение доклада или научного сообщения обычно отводят ограниченное время (10 мин.), отдельные части его содержания должны быть хорошо проработаны и вполне соизмеримы.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной проблеме, изложенное перед аудиторией слушателей.Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с литературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных вопросов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых государственно-правовых или иных процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно – заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следовательно, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Научный доклад может быть подготовлен для выступления на студенческой научной конференции. В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

I. Выбор темы научного доклада

II. Подбор материалов

III. Составление плана доклада. Работа над текстом

IV Оформление материалов выступления

V. Подготовка к выступлению

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных этапов подготовительной работы.

I. Выбор темы научного доклада.Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступления. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играют способности студента, его знания по теме научного исследования, непосредственная связь темы доклада с практической работой. Определенную помощь при избрании темы может оказать научный руководитель (руководитель практики). При выборе темы и ее формулировке необходимо учитывать следующие требования:

1. Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Доклад должен быть рассчитан на 10–15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного – двух вопросов.

2. Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может содержать какую-либо новую для них информацию, или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме, изложение различных вариантов разрешения проблемы, предлагаемых автором.

Студент, приступающий к подготовке научного доклада должен четко определить цель будущего выступления.

Понятно, что до изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознанно и целенаправленно подбирать необходимый материал.

Известно, что критерием успешного выступления является наличие контакта, возникающего между докладчиком и аудиторией. Любой контакт предполагает включенность обеих сторон – и докладчика, и слушателей – в мыслительную деятельность. Чтобы вызвать интерес, необходимо в начале выступления сформулировать цель научного доклада.

Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.

II. Подбор материалов.Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением литературы.

Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по теме. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с группами источников информации. Эти группы весьма различны и имеют неодинаковое значение в информационном потоке. Можно предположить, что в группе «материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи» в основном содержатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

III. Работа над текстом доклада.После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изменяться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего выступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.

Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее сложному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.

Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его построения.

Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение. Доклад следует построить следующим образом.

• Название темы работы, обоснование ее новизны и практической значимости. Можно указать мотивы выбора темы.

• Цель и задачи работы.

• Характеристика предмета, объекта и материала исследования.

• Методы исследования.

• Основные результаты и выводы работы.

• В заключение можно указать дальнейшие перспективы исследования рассматриваемой проблемы.

Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2-3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить почву для доклада.

Вступление способно заинтересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.

Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное место. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.

Начать доклад нужно с обращения к аудитории «Уважаемые коллеги!». Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны.

Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необходимо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с основной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в теме доклада проблеме.

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возможность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установленный регламент.

Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?

Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. Поэтому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике проблемы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы представления материала:

1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предполагает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на основании которых делается обобщение.

Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающимися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад более ярким и убедительным. Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются.

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к частному, другие – с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис – концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов, или цитат.

Заключениеимеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функцию обобщения всего представленного докладчиком материала.

IV. Оформление материалов выступления.Подготовленный доклад и будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.

Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения на доске, плакаты.

Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:

1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей.

2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.

3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.

4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе.

5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов.

6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.

7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.

V. Подготовка к выступлению.Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к выступлению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.

К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:

1. До и после важных мыслей следует делать паузу.

2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает Вашу речь более выразительной.

3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.

Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.

Раздел 5. Составление тезисов научного доклада (примерно 1 лист).

Тезисы научных докладов — это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументированно раскрываются, чтобы читатель мог получить представление об основных направлениях работы над исследуемой темой.

Основа грамотно сформулированных тезисов – четкий, лаконичный доклад, содержащий необходимую информацию по существу и не содержащий воды. Если доклад был написан наспех и без необходимой структуры изложения, вычленить тезисы из него трудоемко и не всегда может оказаться по силам. Поэтому цените свое время и не делайте двойную работу.

Прежде чем писать тезисы, подумайте о предполагаемой аудитории. Мысленно представьте, какой стиль изложения будет понятным для нее. Попробуйте придумать нестандартный ход для ваших слушателей, добавить нотку юмора, которая смягчит сухость тезисов. Такой подход привлечет и удержит внимание.

Помните, чем проще ваш язык изложения, тем понятнее будет речь. Весьма гениальная мысль может так и не найти признания, если будет донесена громоздкими конструкциями. Такова особенность устного сообщения: у слушателя нет возможности слушать его несколько раз, суть приходится ловить на лету. Для этой же цели специальные термины используйте только в той аудитории, для которой они будут понятны и ясны. Если без незнакомого слушателям термина не обойтись, расшифруйте его, используя простые слова.

Тезисы – это краткие выводы, содержащие основную мысль. В целом, можно выделить 2 типа тезисов:

а) тезисы, имеющие четкую структуру и последовательность. В этом случае обязательно должны быть введение и заключение. После введения следует основная часть, где каждый тезис логически вытекает, подтверждает или логически связан с предыдущим (предыдущими). В конце делается вывод, объединяющий все доводы. Примером этого типа может быть научный доклад, который содержит одно предположение, которое затем доказывается. Тезисы помогают отследить логику доказательства;

б) отдельные тезисы, объединенные темой доклада, но логически не связанные друг с другом и не выводимые один из другого. В этом случае также есть введение и заключение, но более обобщенные по сравнению с первым вариантом. В введении могут присутствовать слова «основные положения таковы…», «приведу основные выводы…», «чтобы вам не пришлось зевать, расскажу только самое интересное…» (не забывайте о магической силе шуток). В докладе речь может идти о каком-то явлении или событии, а тезисы будут кратко характеризовать явление с разных сторон или описывать ход события. Прочитайте доклад, выделите основную мысль, подумайте, какой тип изложения тезисов подходит под ваш доклад, что можно поместить в основную часть, как сформулировать ведение и что необходимо обобщить в заключении.

Правила составления тезисов:

1. Тезисы — кратко сформулированные основные положения исследовательской работы.

2. Тезисы – это логически связный текст без разделения на главы и параграфы и обозначенные цифрами или буквами подпункты.

3. В тезисах обязательно излагаются цель исследования, методика исследования и полученные результаты.

4. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.

5. Тезисы и выступление – это не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи.

Правила оформления тезисов

1. Объем тезисов не должен превышать половины страницы формата А4.

2. Шрифт (гарнитура) основного текста – Times New Roman. Кегль (размер) – 12 обычного начертания. Межстрочное расстояние – одинарное. Красная строка – 1 см.

3. Положение на странице: верхнее поле – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое –20 мм, правое – 20 мм, выравнивание – по ширине.

4. Название тезисов - заглавными буквами, с новой строки фамилии и инициалы авторов, название организации, города, страны выравнивание по центру, интервал одинарный, отступа первой строки нет.

Структура текста тезисов: введение с указанием, какой теме посвящен доклад, основные результаты, обсуждение результатов выравнивание по левому краю, интервал одинарный, отступа первой строки нет. Иллюстрации выполняются с учетом последующего воспроизведения их средствами оперативной полиграфии, чертежи, схемы, графики, рисунки - четкое контрастное изображение. Язык конференции русский.

5. В тезисах не допускаются формулировки типа «рабочая гипотеза», «научная новизна работы», «практическая значимость работы», а также иллюстрации, таблицы и посторонние украшения.

6. В конце тезисов приводится список основных источников (от 3-х до 5), на которые в тексте работы были сделаны ссылки.

Раздел 6. Участие в научно-практической конференции магистрантов «Систематизация источников информации по теме научного исследования (магистерской диссертации): проблемы, пути совершенствования» (примерно 2 листа).

Общие положения

1.1. Научно-практическая конференция «Систематизация источников информации по теме научного исследования (магистерской диссертации): проблемы, пути совершенствования» (далее – конференция) является формой привлечения магистрантов юридического факультета ПсковГУ, проходящих научно-исследовательскую практику по программе «Уголовный процесс, криминалистика и оперативно-розыскная деятельность», к научно-исследовательской деятельности, расширения их научного кругозора, приобретения ими исследовательских навыков и обеспечения высокого качества профессиональной подготовки.

1.2. Конференция представляет собой обмен мнениями, идеями и направлена на выявление интеллектуальных и творческих способностей магистрантов, формирование у них интереса к научно-исследовательской работе, навыков публичного выступления, умения защищать свои научные гипотезы и решать практические задачи.

1.3. Конференция имеет статус внутрифакультетской, проводится среди магистрантов юридического факультета ПсковГУ.

1.4. Организацию конференции осуществляет Организационно-экспертный комитет.

Цели и задачи конференции

2.1. Целями конференции являются выявление научного и творческого потенциала магистрантов, обеспечение трибуны для свободного обмена мнениями всех участников, способствование их успешному профессиональному росту, повышение эффективности самостоятельной работы.

2.2. В рамках подготовки и проведения конференции решаются следующие задачи:

2.2.1. Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития правовой культуры;

2.2.2. Выявление и поддержка магистрантов, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, демонстрация и пропаганда их лучших научных достижений;

2.2.3. Выявление лучших научных работ магистрантов, конкурентоспособных при проведении конкурсов, олимпиад и других мероприятий познавательного и проектного характера на уровне вуза, субъекта Российской Федерации, федеральном и международном уровнях;

2.2.4. Способствование формированию у магистрантов интереса к научно-исследовательской работе, умений и навыков ее организации;

2.2.5. Обучение магистрантов навыкам самостоятельной работы по изучению научных материалов, выходящих за рамки учебных планов и программ;

2.2.6. Повышение качества подготовки информационных материалов, необходимых для полноценного научного исследования по закреплённым за магистрантами темам;

2.2.7. Привлечение обучающейся молодежи, ориентированной на исследовательскую деятельность, к решению актуальных правовых и методологических проблем.

Наши рекомендации