I Электронные базы данных научной информации

На первом этапе учебной практики производится ознакомление с электронными базами данных источников научной информации, отбор релевантных журналов, поиск статей по тематике исследования.

1.1 Ознакомление с Web of Science

Ознакомьтесь с сервисом Web of Science, который индексирует наиболее качественные международные научные журналы. В отчете необходимо будет отразить основные его характеристики.

Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить:

a) Каковы цели и основные функции Web of Science? В чем ключевое отличие Web of Science от других электронных баз данных: ScienceDirect или JStor? Кратко охарактеризуйте каждую из них. Есть ли еще международные сервисы, подобные Web of Science? В чем их преимущества/недостатки? Существуют ли российские аналоги Web of Science?

b) Что такое SSCI? Есть ли российский аналог SSCI? Что такое InCites Journal Citation Reports? Что такое импакт-фактор журнала? Что означает, например, «журнал из второго квартиля»? Какие категории журналов представляют интерес для вашего направления подготовки? Приведите данные журнала с наибольшим импакт-фактором из каждой такой категории.

Наряду с прочими источниками можно использовать в том числе канал Web of Science в YouTube, в котором размещены видео по работе с сервисом.

1.2 Выбор журналов по вашей тематике исследования

Используя InCites Journal Citation Reports, необходимо отобрать 10 журналов из первого и второго квартиля (Q1 и Q2), которые публикуют статьи в том числе по вашей тематике исследования.

Для этого необходимо определить, к какой категории относится ваша тематика исследований (например, Economics, Industrial Relations & Labor, Management и пр.). Затем необходимо определить предварительный список из 20-30 потенциально подходящих журналов исходя из их названия.

Пример страницы журнала Journal of International Economics на Journal Citation Reports представлен на рисунке ниже.

I Электронные базы данных научной информации - student2.ru

Источник: https://jcr.incites.thomsonreuters.com

Рисунок 1 – Страница журнала Journal of International Economics на JCR

Определите издателя каждого журнала, пройдите на сайт журнала (можно простым поиском по названию журнала в Google) и найдите его описание (Aims & Scope), чтобы удостовериться, что данный журнал соответствует вашей тематике исследования. При положительном заключении добавляйте журнал в окончательный список.

I Электронные базы данных научной информации - student2.ru

Источник: http://www.journals.elsevier.com/journal-of-international-economics

Рисунок 2 – Страница журнала Journal of International Economics

на сайте издателя (Elsevier)

Результаты должны быть представлены в таблице ниже:

Таблица 1 – Результаты отбора журналов по тематике исследования

Название журнала Категория Impact Factor 2015 Издатель Краткое описание журнала (Aims & Scope)
Journal of International Economics Economics 2.017 Elsevier Теоретические и эмпирические исследования по всех областях международной экономики: международные институты, обменные курсы, международные финансы и т.п.

Источник: https://jcr.incites.thomsonreuters.com

1.3 Выбор статей по тематике исследования

Следующим шагом становится поиск статей по вашей тематике в отобранных журналах из Web of Science Core Collection (база данных выбирается в левой верхней области страницы поиска). На странице поиска укажите ваши ключевые слова и названия отобранных журналов. Подробнее о поиске можно посмотреть обучающие видео в YouTube: например, о расширенном поиске или о некоторых советах при поиске.

При отборе статей обращайте внимание на количество цитирований – чем их больше, тем, скорее всего, авторитетнее автор и качественнее статья. Но здесь нужно быть внимательнее: небольшое количество цитирований может свидетельствовать, например, всего лишь о том, что статья вышла относительно недавно.

I Электронные базы данных научной информации - student2.ru

Источник: http://apps.webofknowledge.com/

Рисунок 3 – Пример страницы статьи

Изучите аннотации статей (пример страницы статьи см. на рисунке 3 – желтым подсвечиваются ключевые слова и название журнала, по которым осуществлялся поиск) и примите решение об их соответствии вашей тематике и, следовательно, добавлении в предварительный список (не менее 15 статей).

Программное обеспечение

На втором этапе учебной практики производится приобретение навыков работы с программным обеспечением для управления источниками информации (Mendeley).

2.1 Добавление отобранных статей в Mendeley

Статьи необходимо добавлять в программу по управлению источниками Mendeley (создать бесплатный аккаунт и скачать desktop-версию можно на mendeley.com). Обучающие видео по Mendeley можно посмотреть на их канале в YouTube. Хранение систематизированных данных о ваших источниках поможет сэкономить много времени при написании курсовой работы или ВКР. Кроме быстрого доступа к полным текстам вы сможете вставлять ссылки в текст курсовой работы (предварительно нужно установить плагин Mendeley для Word), а затем, настроив стиль оформления списка источников на российский ГОСТ (View > Citation Style) – автоматически формировать список источников. Даже если вы впоследствии удалите ссылку на какой-то источник по тексту работы, он будет также удален в списке после команды Refresh.

Прежде, чем добавлять записи о статьях в Mendeley, создайте папку, где у вас будут храниться полные тексты. Скачайте полный текст статьи с сайта издателя (если у университета есть подписка на базы данных издателя, будет доступна кнопка Download article). Статью на сайте издателя (см. рисунок 4) можно найти либо по ссылке из Web of Science, либо введя ее название в специализированном поиске Google (обычный Google не рекомендуется использовать для поиска статей): scholar.google.com.

I Электронные базы данных научной информации - student2.ru

Источник: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022199610000668

Рисунок 4 – Пример страницы статьи на сайте издателя

Наиболее простой способ добавить статью в вашу базу статей в Mendeley – по ее уникальному DOI (digital object identifier), который присваивается каждой статье при ее электронной публикации. Mendeley обменивается данными с базой DOI и заполняет все необходимые поля с информацией по статье (автор, журнал, выпуск, год публикации и т.д.). Чтобы добавить статью в вашу базу данных Mendeley, нужно выбрать File > Add Entry Manually, вставить DOI статьи в соответствующее поле и нажать Lookup. После этого все поля заполнятся автоматически (см. рисунок ниже). Можно также добавлять статьи через специальный аддон Mendeley, встраиваемый в браузер, если на странице статьи есть метаданные о ней. Но в этом случае информация будет добавляться в ваш аккаунт в Mendeley, а в desktop-версии появится после синхронизации.

Привязать полный текст статьи можно, нажав на Add File. После этого просмотр и редактирование (подчеркивание/выделение), а также поиск по тексту будут доступны непосредственно в Mendeley.

I Электронные базы данных научной информации - student2.ru

Рисунок 5 – Добавление данных о статье в Mendeley по DOI

В результате отбора должен получиться список из 12 наиболее цитируемых статей по заявленной тематике. Список оформляется в таблицу (см. ниже).

Необходимо оформить выходные данные статей в трех стилях (то есть по 4 статьи из 12 в каждом из стилей): American Psychological Association (APA) 6th ed., IEEE, а также российский ГОСТ 7.0.5-2008. Это нужно сделать средствами Mendeley следующим образом. Сначала выбираете необходимый стиль (View > Citation Style). В окне Mendeley со списком ваших статей выбираете статью, выходные данные которой вы хотите скопировать в таблицу, и кликаете правой кнопкой на записи этой статьи (Copy As > Formatted Citation), теперь вставляете выходные данные из буфера обмена в вашу таблицу (Ctrl + V). Повторите эти операции для 4 статей, измените стиль и повторите для следующих 4 статей и т.д.

Таблица 2 – Результаты отбора статей по тематике исследования

Стиль Выходные данные статьи Цит.
APA 6th ed. Chor, D. (2010). Unpacking sources of comparative advantage: A quantitative approach. Journal of International Economics, 82(2), 152–167. http://doi.org/10.1016/j.jinteco.2010.07.004
IEEE [1] S. Ferguson and S. Formai, “Institution-driven comparative advantage and organizational choice,” Journal of International Economics, vol. 90, no. 1, pp. 193–200, May 2013.
ГОСТ 7.0.5 2008 1. Ju J., Wei S.-J. When is quality of financial system a source of comparative advantage? // Journal of International Economics. 2011. Vol. 84, № 2. P. 178–187.

Источник: составлено автором

Аналитический отчет

На третьем этапе учебной практики формируются навыки научно-исследовательской деятельности.

3.1 Научный перевод

После того, как вы ознакомитесь с аннотациями статей из составленного вами списка литературы, вам необходимо выбрать статью, по которой вы оформите научный перевод. Объем переводимой статьи не менее 15 листов.

После оформления перевода вам необходимо заполнить таблицу по содержанию статьи.

Таблица 3 – Результаты анализа статьи

Авторы Журнал, год Название статьи Исследовательский вопрос Результаты
         
         
         

3.2 Написание аналитического отчета

Аналитический отчет – это отчет о проделанной работе по изучению и обобщению опыта; анализ материалов, полученных в результате ее выполнения работы (научного исследования).

Аналитический отчет пишется строгим научным языком, в нем используются таблицы, графики, схемы, что не только является средством предъявления и описания опыта, но и средством его анализа и доказательности продуктивности результатов.

Тему аналитического отчета определяется вместе с руководителем практики. Минимальный объем аналитического отчета – 12 листов.

3.3 Составление списка устойчивых сочетаний

Дополнительно в данном разделе формируется список устойчивых английских сочетаний (collocations) из статей, отобранных по тематике исследования (минимум 50) с переводом на русский. Изучение устойчивых сочетаний, которые бывают как сильными, так и слабыми, помогает добиться более естественной речи, которая не режет слух носителям языка, хотя и приемлема для неносителя. Примером таких устойчивых сочетаний может быть gain control (не, скажем, achieve control) – добиться контроля.

3.4 Составление списка источников

Обзор литературы содержит не мене 15 статей по тематике вашего исследования (включает отобранные ранее в пункте 1.3), которые оформляются в соответствие с методическими указаниями по выполнению и оформлению выпускных квалификационных и курсовых работ Школы экономики и менеджмента.

Список источников

Chor, D. Unpacking sources of comparative advantage: A quantitative approach / D. Chor // Journal of International Economics. – 2010. – № 82(2). – Р. 152–167.

Ferguson, S. Institution-driven comparative advantage and organizational choice / S. Ferguson, S. Formai // Journal of International Economics. – 2013. – № 90(1). – Р. 193–200.

Ju, J. When is quality of financial system a source of comparative advantage? / J. Ju, S.-J. Wei // Journal of International Economics. – 2011. – № 84(2). – Р. 178–187.

3.5 Построение интеллект-карты

Для создания интеллект-карт (mind maps) необходимо установить специализированную программу XMind. В YouTube много обучающих видео для построения интеллект-карт.

Результатом должна стать интеллект-карта, балансирующая между детальностью и простотой восприятия. Одним из главных критериев ее оценки будет структурированность и принципы, которые легли в основу ее построения. Творческий подход (оформление, добавление картинок и ссылок) – только поощряется. В идеале вы должны научиться использовать инструмент интеллект-карт для адаптации под собственные потребности в процессе обучения в университете.

Приложение 6

Наши рекомендации