Прямой метод логического дедуктивного вывода
В прямом методе логического вывода интерпретация правил начинается от известных фактов, т.е. сначала выполняются правила, условия которых можно проверить с использованием фактов, уже находящихся в базе данных.
В общем виде алгоритм прямого вывода приведен ниже.
покаЦель не доказанациклФормирование множества подходящих правил (по их условиям и наличию фактов).
Выбор одного правила из этого множества (с использованием определенной стратегии выбора). Считать текущим элементарным условием первое.
покане проверены все элементарные условия правила и не надопрервать проверку условия
Цикл
еслиэлементарное условие истиннотоПерейти к следующему элементарному условию.
Иначе
Надо прервать проверку условия.
конец_если конец_цикла
Выполнить заключение.
еслипри формировании заключения появился целевой факттоСчитать, что Цель доказана.
конец_если конец_цикла.
Метод прямого логического вывода можно применять тогда, когда факты появляются в базе данных не зависимо от того, какую задачу сейчас требуется решить (какой целевой факт доказать) и в разные моменты времени. В этом случае можно говорить о том, что факты управляют логическим выводом (решением задачи). Кроме того, этот метод целесообразно применять для формирования вторичных признаков (фактов) из первичных для подготовки решения задачи в дальнейшем с применением обратного логического вывода.
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ
Методика разработки ЭС включает в себя следующие этапы :
1. Идентификация,
2. Концептуализация,
3. Формализация,
4. Выполнение,
5. Тестирование,
6. Опытная эксплуатация.
Последовательность этапов построения ЭС приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Этапы разработки ЭС
Этап идентификации
Этап идентификации связан, прежде всего, с осмыслением тех задач, которые предстоит решить будущей ЭС, и формированием требований к ней. Результатом данного этапа является ответ на вопрос, что надо сделать и какие ресурсы необходимо задействовать (идентификация задачи, определение участников процесса проектирования и их роли, выявление ресурсов и целей).
Идентификация задачи заключается в составлении неформального (вербального) описания, в котором указываются:
- общие характеристики задачи;
- подзадачи, выделяемые внутри данной задачи;
- ключевые понятия (объекты), их входные (выходные) данные;
- предположительный вид решения,
- знания, относящиеся к решаемой задаче.
При идентификации целей важно отличать цели, ради которых создается ЭС, от задач, которые она должна решать. Примерами возможных целей являются[1]:
- формализация неформальных знаний экспертов;
- улучшение качества решений, принимаемых экспертом;
- автоматизация рутинных аспектов работы эксперта (пользователя);
- тиражирование знаний эксперта.
Этап концептуализации
На данном этапе проводится содержательный анализ проблемной
области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач. Этот этап завершается созданием модели предметной области (ПО), включающей основные концепты и
отношения. На этапе концептуализации определяются следующие особенности задачи [1]:
- типы доступных данных;
- исходные и выводимые данные,
- подзадачи общей задачи;
- применяемые стратегии и гипотезы; виды взаимосвязей между объектами ПО, типы используемых отношений (иерархия, причина
— следствие, часть — целое и т.п.);
- процессы, применяемые в ходе решения;
- состав знаний, используемых при решении задачи;
- типы ограничений, накладываемых на процессы, которые применены в ходе решения;
- состав знаний, используемых для обоснования решений.
Существует два подхода к процессу построения модели предметной области, которая является целью разработчиков ЭС на этапе концептуализации [1]:
1. Признаковый или атрибутивный подход предполагает наличие полученной от экспертов информации в виде троек «объект —
атрибут — значение атрибута», а также наличие обучающей информации. Этот подход развивается в рамках направления, получившего название «формирование знаний» или «машинное обучение» (machine learning).
2. Структурный (или когнитивный) подход, осуществляется путем выделения элементов предметной области, их взаимосвязей и семантических отношений.