Характер передаваемых имущественных прав
По этому признаку договоры делятся на договоры о передаче исключительных авторских прав; договоры о передаче неисключительных авторских прав.
При передаче исключительного правасобственности его приобретатель самостоятельно защищает это право против третьих лиц, включая соответствующие издержки. При передаче неисключительногоавторского права его приобретатель не несет издержек защиты.
При анализе данных типов договоров необходимо помнить, что объекты интеллектуальной собственности обладают свойством неубываемости в потреблении: в отличие от потребления вещи, потребление объекта не уменьшает его ценности для всех лиц. Поэтому в рамках каждого типа авторского договора существует определенное множество особенностей передачи прав собственности как следствие существующих юридических условий и экономической целесообразности передаваемых прав.
Передача исключительного права делает приобретателя единственным его владельцем. Он может не только сам использовать произведение, но также запретить его использование третьим лицам. Однако это вовсе не означает, что права собственности на данное произведение отсутствуют у третьих лиц. Такие права могут оставаться у продавца, а также у тех, кому продавец ранее передал неисключительное право на произведение, т.е. право на использование без права на запрет. В таких случаях стороны договора о передаче исключительных прав экономически заинтересованы оговорить возможности существования конкретных субъектов неисключительного права на произведение: у продавца — экономия на дополнительных издержках защиты неисключительного права, ранее переданного продавцом третьим лицам; у покупателя — экономия на дополнительных издержках поиска нарушителей исключительного права.
Существует возможность, когда продавец часть исключительных прав оставляет за собой в пределах, оговоренных договором. Здесь исключительное право пропорционально распределено между продавцом и покупателем, и стороны являются совладельцами данного права и совместно пользуются и распоряжаются им. Примером распределения исключительного права между продавцом и покупателем может служить следующий случай, нередко встречающийся на практике. Как автор произведения, так и покупатель исключительного права (например, издатель) экономически заинтересованы в коммерческом использовании произведения с целью извлечения прибыли, в том числе и монопольной. В случаях, когда: а) издержки на рекламу произведения у каждой из сторон находятся на конкурентоспособном уровне в пределах территории, на которую распространяется исключительное право в рамках договора; б) сектора рекламной «специализации» сторон, включая доступ к рекламным коммуникациям (радио, телевидение, пресса, каталоги), не пересекаются либо пересекаются частично; в) издержки поиска нарушителей не являются запретительно-высокими для каждой из сторон в «своем» секторе рекламной «специализации»; г) объединение усилий для рекламы произведения сторонами приведет к значимому увеличению массы прибыли — автор и издатель могут договориться о совместном владении исключительным правом на рекламу в рамках авторского договора.
Следующая особенность условий передачи исключительного права собственности связана с юридическим закреплением за автором неимущественных прав на созданное им произведение и вытекающим отсюда правом «запрещать использование произведения другим лицам» (п. 2 ст. 30 Закона) даже в тех случаях, когда исключительное право не принадлежит автору.
При передаче неисключительных прав на использование произведения покупатель не имеет никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Например, издатель — собственник исключительного права на распространение произведения, передавая неисключительное право на распространение произведения одному торговому предприятию, может в целях максимизации собственной функции полезности передать такое же право и другому предприятию. Тогда оба эти предприятия выступают на рынке как конкуренты, притом что ни одно из них не имеет легальных механизмов пресечения деятельности конкурента в части использования им авторских прав.
Таким образом, применительно к рассмотренным типам авторского договора можно говорить, что в их рамках между сторонами договора происходит распределение права установления границ использования произведения третьими лицами.
Объем передаваемых прав
Говоря о распределении прав собственности на произведение в рамках авторского договора, необходимо учитывать не только состав передаваемых прав (исключительные/неисключительные права), но и их объем. Институциональной средой очерчена совокупность прав собственности автора на экономическую составляющую созданного произведения, в юридических терминах определенных как имущественные права собственности: право на воспроизведение, право на распространение и т.д. Автор как собственник имущественных прав может в своих экономических интересах обмениваться этими правами произвольно: он может передать как весь объем прав одному экономическому контрагенту, так и отдельные виды правомочий нескольким контрагентам. Например, автор может передать по договору право на распространение своего произведения издателю, право на перевод — переводчику, а право на переработку оставить за собой. Таким образом, возможны две формы передачи прав собственности:
- полная передача прав собственности;
- частичная передача прав собственности.
Полная передача прав собственности предполагает, что владелец авторского права передает покупателю весь набор имущественных прав, предусмотренных Законом об авторском праве и смежных правах.
При частичной передаче каждое имущественное право может делиться любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. Это означает, что продавец, даже передавая одному покупателю весь перечень имущественных прав, тем не менее, может ограничить их использование в пространстве, во времени и количественно.
Поскольку состав и объем передаваемых имущественных прав институциональной средой жестко не задан ни юридически, ни экономически, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, а другие — как неисключительные.
Таким образом, из объединения типов передачи имущественных прав по их составу и объему вытекают четыре возможные формы обмена в рамках авторского договора:
• исключительные права на весь объем прав;
• исключительные права на частичный объем прав;
• неисключительные права на весь объем прав;
• неисключительные права на частичный объем прав.
Дальнейшее уточнение указанного конечного набора объемов происходит с учетом того, что в рамках авторского договора совокупность обменов между экономическими агентами (покупателем и продавцом прав собственности на использование произведения) должна быть структурирована во времени и в пространстве.