Серия III. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
1. Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови их по образцу:
· стул – стулья · слон – слоны | · заяц – зайцы · кошка – кошки |
2. Исследование употребления существительных в форме единственного числа дательного падежа.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, кому дашь еду (подарок):
· кошке (молоко) · маме (цветы) | · зайцу (морковку) · медведю (мед) |
3. исследование употребления предложно-падежных конструкций.
Педагог (перемещает предметы): Посмотри на предметы. Ответь на вопросы:
· откуда спрыгнула кошечка (с дивана)
· куда положили карандаш (в коробку)
· откуда взяли книгу (из шкафа)
· куда укатился мяч (под стол)
4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, что это и какого цвета:
· флажки красные · цветок синий | · кофта желтая · яблоко зеленое |
Оценка состояния грамматического строя речи и словоизменения 1 балл образует правильно практически все слова 0,5 балла образует правильно половину слов 0,25 балла образует правильно 1 – 2 слова, словосочетания 0 баллов не образует слов, словосочетаний |
Итог по серии III: 16 проб, 16 баллов |
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
Исследование активного словаря
1.1. Исследование предметного словаря.
Педагог: Посмотри на картинки. Скажи, что ты на них видишь (по каждой теме не менее пяти названий):
· посуда · семья | · животные · обувь | · одежда · мебель |
1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови предметы и их части:
· человек | · машина | · кукла | · одежда |
1.3. Исследование существительных, обозначающих название профессий.
Педагог: Посмотри на картинки. Люди каких профессий ты ни них видишь?
· врач · парикмахер | · продавец · воспитатель | · повар |
1.4. Исследование глагольного словаря.
Педагог: Посмотри на картинки. Назови слова-действия:
· пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня
· действия к профессиям
· кто как ест (курица, кошка, собака)
· слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит, причесывает…)
1.5. Исследование словаря прилагательных (определений).
Педагог: Посмотри на картинки. Что на них изображено? Назови как можно больше слов-признаков:
· цвет (шесть основных цветов, черный и белый)
· качественные прилагательные (мягкое, колючее, холодное)
· форму (круглый, квадратный, треугольный)
2. Исследование словообразования
2.1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Педагог: Я скажу про большой предмет, а ты – про маленький, ласково:
· мяч – мячик · собака | · кошка · заяц | · белка |
2.2. Образование названий детенышей.
Педагог: Скажи, как называют деток:
· кошки · зайца | · утки · лисы | · гуся |
Оценка исследования словаря и навыков словообразования 1 балл дает правильный ответ 0,5 балла дает правильный ответ после небольшой помощи 0,25 балла форму образует неверно 0 баллов задание не выполняет |
Итог по серии IV: 32 пробы, 32 балла |
Серия V. Исследование связной речи
1. Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций.
Педагог: Посмотри на картинки. Расскажи сказу («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» - по выбору).
Оценка смысловой целостности 5 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности 2,5 балла ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно- следственные связи 1 балл выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения 0 баллов отсутствие рассказа |
Итог: 1 проба, 5 баллов |
Оценка лексико-грамматического оформления 5 баллов рассказ оформлен грамматически правильно 2,5 балла рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов. 1 балл наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления, неадекватное использование слов 0 баллов рассказ не оформлен |
Итог: 1 проба, 5 баллов |
Оценка самостоятельности выполнения задания 5 баллов самостоятельно подбирает и располагает картинки 2,5 балла картинки располагает с помощью 1 балл раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам 0 баллов задание недоступно даже при наличии помощи |
Итог: 1 проба, 5 баллов Итог по серии V: 1 проба, 15 баллов |
Серия VI. Исследование общей и мелкой моторики
Исследование общей моторики
1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Подними руки вверх (покажи, какой ты большой).
· Покажи, как летают птицы, машут крыльями.
1.2. Исследование движений туловища.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Покачайся, как маятник часов (тик-так).
· Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать).
1.3. Исследование движений ног и сохранение равновесия.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Покажи, каким ты был маленьким (приседание)
· Покажи, как петушок стоит на одной ноге.
· Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира).
· Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен).
1.4. Исследование статической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд.
1.5. Исследование динамической координации движений.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Шагай, как солдат (маршировка).
· Выполни подряд 3 приседания.
1.6. Исследование пространственной ориентации по подражанию.
Педагог: Выполни мои инструкции.
· Пройди по кругу сначала по часовой стрелке. Потом против часовой стрелки.
· Пройди по кругу и встань в центр.
· Обойди весь кабинет и встань в заданном месте.
Оценка состояния общей моторики 1 балл правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 балла выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе 0,25 балла неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов не способен выполнить движение |
Итог: 14 проб, 14 баллов |