Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ
Психологическая компетентность воспитателей — необходимое условие претворения личностно-ориентированной модели дошкольного образования в жизнь.
Решающее значение в повышении психологической компетентности работников ДОУ мы видим не столько в курсах повышения квалификации, построенных по классическому «лекционному» образцу, сколько в систематических тренинговых занятиях типа групп личностного роста с акцентом на профессионально значимых качествах и умениях, а также в повседневном тренинге наблюдательности педагогов. Примером может служить предложенная нами форма для отслеживания процесса адаптации ребенка в период первичного привыкания к ДОУ или в период после длительного отсутствия ребенка в учреждении (см. приложение к разд. VI). В темы занятий обязательно должен быть включен тренинг по овладению навыками эффективной коммуникации, включая методы ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Педагоги должны владеть в полном объеме теми же обязательными средствами проявления своего расположения и внимания к ребенку, что были описаны нами в разделе работы с родителями: уметь использовать контакт глаз (рис. 11); физический контакт (рис. 12); уметь проявлять внимание и поддерживать дисциплину.
При этом педагоги должны осуществлять уровневый подход к коррекции выявленных недостатков: начинать с развития базовых форм социального взаимодействия и постепенно переходить к более сложным, нормативным для данного возраста способам коммуникации.
Контрольные вопросы и задания
Опишите основные направления работы педагога по профилактике вторичных отклонений в личностном развитии детей.
Опишите примеры заданий на развитие эмоциональной чуткости у дошкольников.
Опишите методы развития навыков эффективной коммуникации у дошкольников, различные позиции педагога.
В чем состоят основные направления работы с семьей?
Расскажите о развитии отдельных психических процессов у дошкольников и младших школьников.
Литература
Бурменская Г. В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. — М., 2001.
Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — М., 1996.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. — М., 1992.
Кряжева И.Л. Развитие эмоционального мира детей. — М., 1996.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 1997.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М, 2000.
Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. — М., 1992.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — М., 2001.
Приложение к разделу II
Система коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников и младших школьников
Данная система была разработана для подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6—7 лет, однако она может быть использована и для занятий с детьми, имеющими другие отклонения в развитии. Это 15 заданий различного содержания, направленных на формирование у ребенка психологической готовности к школьному обучению через развитие основных психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Количество проводимых занятий может варьироваться в зависимости от типа коррекционного учреждения и индивидуальных особенностей детей (обычно 2 раза в неделю по 30 мин). Занятия могут проводиться с февраля по май или в течение всего учебного года.
Особенностями данной системы являются:
подача учебного материала в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
отличие данных заданий от системы школьных упражнений, что способствует их лучшему принятию;
наличие описания по проведению каждого задания;
наличие взаимосвязи данной системы с тематическим планированием (задания № 8, 9, 10, И можно использовать на занятиях по ФЭМП, задания № 12, 12-а, 13 — на уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим).
Остановимся поподробнее на содержании рекомендуемой системы.
БЛОК 1
Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.
Данные умения и навыки зачастую не сформированы у детей с нарушениями развития, что создает трудности при овладении различными видами деятельности: изобразительной, конструированием, лепкой, аппликацией, а впоследствии и письмом. Данные задания адаптированы для леворуких дошкольников, а также для детей с невыраженной ведущей рукой. Варианты заданий, помеченные звездочкой, не рекомендуются для умственно отсталых дошкольников. Не следует давать этот материал на начальном этапе коррекционной работы детям, страдающим ДЦП, так как отсутствие положительных результатов при выполнении упражнений в силу вполне объективных причин (парезы, параличи, синкинезии, гиперкинезы и т.д.) может привести к снижению мотивации деятельности и отказу в дальнейшем выполнять подобные задания.
БЛОК 2
Цели: 1) развитие внимания; 2) развитие зрительной памяти.
Умение внимательно слушать педагога, концентрироваться в процессе деятельности, запоминать полученный материал является одним из ведущих показателей готовности ребенка к школьному обучению. У детей с недостатками развития отмечаются нарушения данных психических функций. Особенно часто синдром дефицита внимания встречается у детей с ЗПР. Задания № 6, 7, 7-а направлены на повышение продуктивности запоминания и улучшение зрительной памяти. Целесообразно начинать психокоррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП, именно с этих заданий, так как они не требуют участия пальцев и кистей рук.
БЛОКЗ
Цель: развитие восприятия.
Способность оперировать основными сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) является наиболее важной при поступлении ребенка в школу. Дети с нарушениями развития без специального обучения не могут овладеть этой способностью. Особые трудности они испытывают при выделении признака величины и формы. В связи с этим были разработаны задания № 8, 9, 10, 11, направленные на формирование у ребенка умений оперировать сенсорными эталонами.
БЛОК 4
Цели: 1) развитие основных мыслительных операций — анализа, синтеза; 2) развитие умений сравнивать и обобщать.
К 6 —7 годам ребенок должен уметь сравнивать предметы между собой, находить общее и отличное. На этом возрастном этапе у него должны быть сформированы простейшие обобщения: «овощи», «фрукты», «дикие животные», «домашние животные», «транспорт», «мебель» и др. У аномальных детей данные мыслительные операции не формируются полностью даже в процессе специального обучения (умственно отсталые, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями зрения). Необходимо отметить тот факт, что педагогически запушенные дети, имеющие первично сохранный интеллект, также не владеют этими умениями. Поэтому нами были разработаны задания № 12, 12-а, 13, 14, 15, позволяющие развивать данные операции.
В заключение следует отметить, что упражнения первых двух блоков могут быть использованы психологами, дефектологами, воспитателями. Задания, представленные в двух последних, — только психологами и дефектологами.
Задание 1. Продолжи узор.
Рис. 1
Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие мелкой моторики рук.
Педагог предлагает детям продолжить узор. Он обращает их внимание на то, что между фигурами имеется расстояние: «Посмотрите, между фигурами пропущена клеточка». Если дети испытывают трудности при выполнении данного задания, то рекомендуется сначала поставить точки по контуру фигуры, а затем их соединять.
В свободных ячейках педагог показывает детям образец.
Задание 2а. Нарисуй точки, как показано на рисунке.
Цели: 1) развитие зрительно-двигательной координации; 2) развитие внимания.
Данное задание состоит из пяти упражнений, которые постепенно усложняются; упражнение, помеченное звездочкой, не обязательно для выполнения. Инструкция педагога: «Посмотри внимательно на образец. Нарисуй точки точно в таком порядке, как на рисунке. Рисуй с правой стороны»
Задание 3. Помоги Незнайке найти шляпу
Рис.3
Цель: развитие зрительно-двигательного восприятия.
Педагог предлагает детям помочь Незнайке, который заблудился в лабиринте (рис. 3). Лучше, если при выполнении этого задания дети будут использовать яркий фломастер.
Задание 4. Соедини точки.
Цель: развитие точных и плавных движений кисти руки.
Педагог предлагает детям аккуратно соединить точки и раскрасить получившиеся картинки. При закрашивании карандаш или фломастер не должен заходить за линию контура.
Задание 5а. Соедини точки по образцу
Рис 5а
Задание 56. Соедини точки по образцу (Разработано для лево-руких детей )
Рис 56
Цель формирование точности и плавности движений руки при про ведении прямых и зигзагообразных линий
При выполнении этих заданий (рис 5 а, 6) дети не должны пользоваться линейкой и другими вспомогательными инструментами При желании педагог может познакомить детей с названиями линий
Педагог предлагает детям зачеркнуть все звездочки Время выполнения 2 мин По истечении времени дети меняются тетрадями и проверяют друг друга Если они нашли незачеркнутую фигуру, то внутри нее они ставят точку Педагог должен обязательно похвалить тех детей, которые зачеркнули все фигуры, а также тех, кто оставил незачеркну тыми только одну или две из них, и выразить надежду на то, что в следующий раз все выполнят это задание хорошо При выполнении этого задания дети могут зачеркивать любые фигуры по инструкции пе дагога
Задание 7a. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.
Задание 76. Найди отличия на картинках. Дорисуй вторую из них.
Рис. 76
Цель: развитие внимания.
Педагог просит детей внимательно посмотреть на пары картинок (рис.76) и рассказать, чем они отличаются, затем дорисовать недостающие детали.
Ответ: Цифра 8, часовая стрелка, маятник (рис. 76) Задание 8а. Заскрась только те фигуры (справа), которые ты видишь на елочке.
Рис. 8а
Рис.
Задание 86. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей со сходящимся косоглазием.)
Задание 8в. Сделать то же, что и в задании 8а. (Разработано для детей с расходящимся косоглазием.)
Рис. 8в
Цели: 1) закрепление умения узнавать геометрические фигуры (звезду круг, треугольник, прямоугольник; 2) развитие внимания.
Вопросы и задания ребенку:
Что ты видишь на картинке слева? (Елку с игрушками, звезду и т.д.)
Назови геометрические фигуры, из которых состоит елка. (Треугольники, прямоугольник, круги, звездочка.)
Посмотри внимательно на геометрические фигуры справа. Раскрась только те, из которых состоит елка.
Ответ: Звезда, прямоугольник, круг, треугольник.
Рис. 9а
Задание 9а. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки.
Задание 96. Догадайся, кто в каком домике живет. Проведи стрелки. (Разработано для детей с интеллектуальной недостаточностью.)
Рис.95
Цель: формирование у ребенка умения находить сенсорные эталоны по образцу.
Дети работают самостоятельно. После выполнения этого задания педагог обязательно должен спросить у ребенка, почему он выбрал тот или иной домик для поросенка (руководствуется тем, что шапочки у поросят и крыши домиков должны быть одинаковы по форме).
Задание 10. Подбери снеговикам головные уборы. В пустых квадратиках поставь номера (рис. 10).
Рис. 10
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «величина».
Вопросы к ребенку:
Чем отличаются снеговики друг от друга? (Размером, величиной; один больше, другой меньше и т.д.)
Чем отличаются шапочки? (Ответ такой же.)
Как ты думаешь, можно ли надеть самую большую шапочку на самого маленького снеговика? (Нет, потому что она будет ему велика.)
Наденет ли самый большой снеговик самую маленькую шапочку? (Тоже нет, потому что она ему будет мала.)
Ответ: 3, 1, 2.
Задание 11. Соедини похожие фигуры стрелками. Закрась самый большой квадрат и самый маленький треугольник (рис. 11).
Рис. 11
Цели: 1) продолжать знакомить детей с понятиями «самый большой», «самый маленький»; 2) закрепить умение узнавать основные геометрические формы; 3) закрепить у детей умение ориентироваться на листе бумаги.
Перед выполнением задания можно еще раз повторить правила ориентировки на листе бумаги.
Вопросы и задания ребенку:
Назови геометрические фигуры, которые ты видишь на картинке. (Круги, квадраты, треугольники.)
Чем отличаются треугольники? (Размером: один большой — другой маленький.); Аналогично разбирается пара квадратов.
Где находится самый большой квадрат? (В правом верхнем углу.)
Где находится самый маленький треугольник? (В левом нижнем углу.)
После объяснения педагога дети раскрашивают фигуры. Педагог может усложнить задание, указав цвет, которым дети будут закрашивать.
Задание 12а. Зачеркни лишнее (рис. 12а). Объясни свой выбор.
Рис. 12с
Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать такие понятия, как «овощи», «фрукты».
Педагог просит детей назвать то, что они видят на картинке, а затем зачеркнуть лишнее.
Ответ: Лишняя — морковь (так как все остальное — фрукты).
Задание 126. Зачеркни лишнее (рис. 126). Объясни свой выбор.
Рис. 126 Ответ: лишние — бананы (так как все остальное — овощи).
Задание 13. Раскрась лишнее животное (рис. 13).
Рис. 13
Цели: 1) продолжать формировать у детей обобщения; 2) учить детей дифференцировать понятия «дикие животные», «домашние животные».
Педагог просит детей назвать животных, которых они видят на картинке, определить среди них лишнее и объяснить, почему они так решили.
Ответ: Лишнее животное — лось (так как все остальные животные домашние).
Задание 14а. Дорисуй в пустых квадратах нужные фигуры (рис. 14а).
Рис. 14
Цели: 1) развитие мыслительных операций (анализ и синтез); 2) развитие внимания.
Вопросы и задания ребенку:
Назови геометрические фигуры, которые ты видишь в первом ряду. (Сердце, звезда, круг.)
Назови геометрические фигуры, которые ты видишь во втором ряду. (Аналогичный ответ.)
Внимательно посмотри на третий ряд и скажи, какой фигуры не хватает в этом ряду? (Круга.)
Рис.15
Цель: развитие умений сравнивать, находить общее и отличное, устанавливать связи между предметами.
Педагог предлагает детям сравнить яблоки, которые расположены по горизонтали (нижнее яблоко можно закрыть).
—Чем отличаются эти яблоки? (Ничем, они одинаковые).
Затем дети сравнивают яблоки, расположенные по вертикали (правое закрывается), выясняют, что они тоже абсолютно одинаковые.
—Какое яблоко из четырех, расположенных внизу и имеющих номера, мы нарисуем в пустой клеточке (педагог просит назвать номер этого яблока)?
Ответ: Яблоко под номером 2