Ход и методика экспериментального
Содержание
Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Творческое мышление
1.1 Исследование творческого мышления..................................6
1.2 Особенности творческого мышления младших
школьников...................................................................................15
Выводы по первой главе.........................................................................21
Глава 2. Графические методы исследование творческого мышления
Младших школьников.
Ход и методика экспериментального
исследования............................................................................22
2.2 Анализ результатов исследования.........................................29
Выводы по второй главе..........................................................................30
Заключение................................................................................................31
Список использованной литературы......................................................33
Приложения..............................................................................................36
Введение.
Вопрос о том, каким образом мышление создает знание, находится в центре внимания психологии, на протяжении почти всей ее истории. Однако в отечественной психологической литературе анализу творческого мышления долгое время не уделялось должного внимания, а потому проблема остается пока недостаточно разработанной.
Вместе с тем, изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью, объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Возникающие перед обществом проблемы смогут решать талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением.
В сложившихся условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, именно творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни. Поэтому проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
В настоящее время формирование творческого мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию, а значит, приобретения специальных знаний по дисциплинам недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником учебного заведения. Необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Следовательно, проблема формирования творческого мышления весьма актуальна. Развитие и исследование творческого мышления является одной из основных задач современно образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии, которые позволили бы раскрывать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
В последнее время, вопрос креативности находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В перечисленных документах творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для ее реализации необходимо создание определенных педагогических условий.
В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» так же признается необходимость развития креативности учащихся и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях
Таким образом, одной из задач образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, способного не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.
Тем не менее, основываясь на анализе актуальности темы исследования, представленной в психолого-педагогической литературе, и изучения фактического уровня креативности учащихся можно выявить ряд противоречий между:
- необходимостью подготовки профессиональных креативных выпускников, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на развитие креативности учащихся, как неотъемлемой характеристики результативного выполнения ими своих будущих профессиональных функций;
- потребностью будущих выпускников быть конкурентоспособными на рынке труда, и недостаточным пониманием ими значимости развития креативности как личностно-профессиональной характеристики.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, в виде необходимости провести исследование уровня креативности у младших школьников и конкретизировать тему курсовой работы "Графические методы исследования творческого мышления".
Цель исследования - исследовать творческие способности младших школьников.
Объект исследования - творческое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - графические методы исследования творческих способностей
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
Задачи исследования:
· Изучить методики исследования творческого мышления.
· Рассмотреть особенности творческого мышления младших школьников
· Провести исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
· Проанализировать и составить выводы по результатам исследования.
Методы исследования: графические тесты «Свободный рисунок» и «Несуществующее животное».
База исследования: МБОУ СОШ № 84 города Челябинска, 32 школьника в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложения.
Практическое значение работы: данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе психолога, желающего повысить свою эффективность в работе с детьми, а также для выявления творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
Творческое мышление
Мышление детей в начальной школе носит конкретизированный характер, оно опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для них, как правило, недоступны: им необходим для понимания реальный предмет (или его изображение).
Своеобразие мышления ребёнка этого возраста тесно связано с особенностями его личного опыта. Именно поэтому он чаще всего выделяет в предметах те явления, которые говорят об их применении, действии, пользе. Основой развития мышления ребёнка становятся знания, которые он приобретает в школе. Именно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Ребёнок овладевает умением выполнять операции в "умственном плане". Круг понятий, которыми владеет школьник, всё больше расширяется, включает в себя новые области. Обогащается содержание понятий: ребёнок узнаёт множество свойств и признаков предмета, а не отдельные свойства и признаки, научается выделять существенные признаки и отделять их от второстепенных. Отсюда - умение видеть связи и отношения между понятиями, овладение их классификацией.
Успешность учёбы младших школьников во многом зависит от того, насколько успешно он может планировать свои действия, строить их программу.
А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Основываясь на этом, нами делается вывод о необходимости диагностики креативности школьников. Поскольку это позволит нацелить педагогическую работу, для создания условий развития креативности младших школьников, что способствует формированию творческой позиции и в свою очередь, стимулирует познавательную самостоятельность и самоорганизацию.
Вывод по первой главе
Резюмируя выше изложенное, можно отметить равнозначность креативности и творческого мышления, которые наравне с интелектом, являются частью мышления человека.
Проведя анализ исследований по изучения креативности, мы пришли к выводу :
· Лучший результат, дают несколько тестов с разными подходами
· При тестировании детей, удобны рисуночные тесты
· Из-за особенностей мышления младших школьников, тестирование необходимо проводить в начальных классах, т.к. раннее выявление склонности к творческому мышлению даст возможность скорректировать учебный процесс.
· Необходимо исследовать и развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Задача: детям выдается чистый лист бумаги, на котором нужно изобразить любое несуществующее животное и подписать название. Т.е не существующее в природе, в прочитанной литературе либо виденное в средствах массовой информации.
Оценка производится по следующим критериям:
Таб.№2
№ | Имя | Слов в имени животного | Элементы | Оригиналь-ность | Итого | Склонность к ТМ |
Юлианна О | Вс | |||||
Матвей С | Нс | |||||
Софья Н | С | |||||
Ева Н | Вс | |||||
Максим К | С | |||||
Влад П | Нс | |||||
Кирилл Р | С | |||||
Анастасия Б | С | |||||
Влад З | С | |||||
Аня Т | С | |||||
Варвара Я | Нс | |||||
Алина Н | Вс | |||||
Дарья М | С | |||||
Ксения Т | С | |||||
Кира Б | Нс | |||||
Саша С | Нс | |||||
Андрей Т | Вс | |||||
Ульяна М | Нс | |||||
Ярослав О | С | |||||
Саша С | Вс | |||||
Максим Ф | С | |||||
Настя Х | Вс | |||||
Артём К | Вс | |||||
Настя У | С | |||||
Егор Х | С | |||||
Сергей К | Нс | |||||
Камилла С | С | |||||
Кирилл П | С | |||||
Алёна Е | Вс | |||||
Лиза Н | Вс | |||||
Ваня Р | С | |||||
Андрей Г | С |
По результатам, привёденным в таб.№2, мы видим:
Высокую склонность к творческому мышлению, проявили 9 детей, что составляет 28% от общего числа тестируемых.
Среднюю склонность к творческому мышлению, проявили 15 детей, что составляет 47% от общего числа тестируемых.
Низкую склонность к творческому мышлению, проявили 8 детей, что составляет 25% от общего числа тестируемых.
Сведём данные из проведенных тестов в одну таблицу
Таб.№3
№ | Имя | Склонность к ТМ по таб.№1 | Склонность к ТМ по таб.№2 |
Юлианна О | Вс | Вс | |
Матвей С | Нс | Нс | |
Софья Н | Вс | С | |
Ева Н | С | Вс | |
Максим К | Вс | С | |
Влад П | С | Нс | |
Кирилл Р | С | С | |
Анастасия Б | С | С | |
Влад З | Нс | С | |
Аня Т | Нс | С | |
Варвара Я | Нс | Нс | |
Алина Н | Вс | Вс | |
Дарья М | С | С | |
Ксения Т | Нс | С | |
Кира Б | С | Нс | |
Саша С | С | Нс | |
Андрей Т | С | Вс | |
Ульяна М | Нс | Нс | |
Ярослав О | С | С | |
Саша С | С | Вс | |
Максим Ф | С | С | |
Настя Х | С | Вс | |
Артём К | С | Вс | |
Настя У | С | С | |
Егор Х | С | С | |
Сергей К | С | Нс | |
Камилла С | Вс | С | |
Кирилл П | С | С | |
Алёна Е | Вс | Вс | |
Лиза Н | Вс | Вс | |
Ваня Р | С | С | |
Андрей Г | Вс | С |
Как видно по сводной таб.№3, результаты по тесту "свободный рисунок" и "несуществующее животное" имеют некоторое расхождение. Это связанно с применением разных подходов к исследованию (См. Гл.1). В целом можно отметить значительно совпадение результатов-47%. И незначительное расхождение 53%. Принципиальной разницы в результатах невыявлено.
Вывод по второй главе
Исследование креативности младших школьников позволило сделать следующие выводы:
· Высокую склонность к творческому мышлению проявили 25-28% от общего числа тестируемых.
· Среднюю склонность к творческому мышлению, проявили 47-53% от общего числа тестируемых.
· Низкую склонность к творческому мышлению, проявили 22-25% от общего числа тестируемых.
· Большинство тестируемых школьников имеют средний и выше среднего уровень склонности к творческому мышлению.
· Высокой склонности больше у девочек, чем у мальчиков;
Таким образом, можно сказать, что склонность к творческому мышлению имеется у большего количества школьников, именно высокую склонность оказалась у девочек.
Полученные в нашем исследовании данные могут быть использованы психологами и педагогами для изучения природы творческого мышления, а также в психодиагностике при изучении творческих способностей индивидов и при отборе одаренных и талантливых людей.
Заключение
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в условиях учебно-воспитательного процесса так же является серьёзной и актуальной проблемой.
Перспективы исследования этой проблемы возможны в направлении изучения наиболее полной картины актуального уровня креативности школьников, а также исследование причин особенностей проявления креативности в зависимости от возраста и условий учебно-воспитательного процесса и разработка комплексной программы по совершенствованию методик диагностирования креативности.
Список использованной литературы:
[1] Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997. С.57.
[2] Блонский. Избранные психологические произведения. Изд. «Просвещение», М., 1964. С.1
[3]Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики: Учeб. пoсoбиe для студ. высш. пeд. учeб. зaвeд. - М.: Акaдeмия, 2009. - 192 с.
[4]Березина В.Г. и др. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти: Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль / В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Изд-вo Букoвскoгo, 2005. - 60 с.
[5]Бoрдoвскaя Н.В., Рeaн А.А. Пeдaгoгикa: Учeбник для вузoв. - СПб.: Питeр, 2000. - 304 с.
[6] Вишнякова Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1 – Минск, 1995. С.31.
[7] Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1991. С.102.
[8]Гaфитулин М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми. - Фрунзe, 2000. - С. 2-18.
[9]Гин С.И. Мир Фaнтaзии: Мeтoд. пoсoбиe для учитeлeй нaч. кл. / Систeмa прoф. рaзрaбoтчикoв, кoнсультaнтoв и прeпoдaвaтeлeй ТРИЗ. - Гoмeль, 2005. - 128 с.
[10] Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1991
[11] Диагностические методы работы с одарёнными школьниками. Сборник статей. – Воронеж, 1991. С.85.
[12]Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – Москва: «Наука», 1983 – 335с.
[13] Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии: (В помощь лектору). - М.: Знание, 1971. С.29.
[14] Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — M.: Просвещение, 1982. С.37.
[15]Лук А.Н. Психoлoгия твoрчeствa. - М.: АСТ, 2008. - 127 с.
[16]Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Санкт-Петербург: «Речь», 2006 – 219с.
[17]Одaрeннoсть дeтeй: выявлeниe, рaзвитиe, пoддeржкa. Экспрeсс-учeб. пoсoбиe для спeцкурсa. - Чeлябинск: Изд-вo ЧГПУ "Фaкeл", 2006. - 120 с.
[18]Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.
[19]Романова, Е. С., Потемкина, О. Ф. Графические методы в психологической диагностике [Текст]/ Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.
[20]Развитие и диагностика способностей // Под ред.В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 2005.
[21] Терехова Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. кл. - Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2002.
[22]Туник Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб: Иматон, 1998.
[23]Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.
[24]Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.
[25]Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления исследований // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 2005.
Электронные ресурсы сети Интернет:
[26]Руководство к интерпретации рисунковhttp://www.10-cabinet.ru
Приложения:
Приложенние 1. Образец Теста"Свободный рисунок"
Приложенние 2. Образец Теста"Несуществующее животное"
Содержание
Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Творческое мышление
1.1 Исследование творческого мышления..................................6
1.2 Особенности творческого мышления младших
школьников...................................................................................15
Выводы по первой главе.........................................................................21
Глава 2. Графические методы исследование творческого мышления
Младших школьников.
Ход и методика экспериментального
исследования............................................................................22
2.2 Анализ результатов исследования.........................................29
Выводы по второй главе..........................................................................30
Заключение................................................................................................31
Список использованной литературы......................................................33
Приложения..............................................................................................36
Введение.
Вопрос о том, каким образом мышление создает знание, находится в центре внимания психологии, на протяжении почти всей ее истории. Однако в отечественной психологической литературе анализу творческого мышления долгое время не уделялось должного внимания, а потому проблема остается пока недостаточно разработанной.
Вместе с тем, изменения во всех областях жизни происходят с высокой скоростью, объем информации удваивается каждый год. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Возникающие перед обществом проблемы смогут решать талантливые, творческие личности с нестандартным, сильным мышлением.
В сложившихся условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, именно творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни. Поэтому проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
В настоящее время формирование творческого мышления учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию, а значит, приобретения специальных знаний по дисциплинам недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником учебного заведения. Необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал.
Следовательно, проблема формирования творческого мышления весьма актуальна. Развитие и исследование творческого мышления является одной из основных задач современно образования. Для этого необходимы специальные образовательные технологии, которые позволили бы раскрывать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
В последнее время, вопрос креативности находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В перечисленных документах творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для ее реализации необходимо создание определенных педагогических условий.
В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» так же признается необходимость развития креативности учащихся и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях
Таким образом, одной из задач образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, способного не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.
Тем не менее, основываясь на анализе актуальности темы исследования, представленной в психолого-педагогической литературе, и изучения фактического уровня креативности учащихся можно выявить ряд противоречий между:
- необходимостью подготовки профессиональных креативных выпускников, и недостаточной ориентированностью образовательных учреждений на развитие креативности учащихся, как неотъемлемой характеристики результативного выполнения ими своих будущих профессиональных функций;
- потребностью будущих выпускников быть конкурентоспособными на рынке труда, и недостаточным пониманием ими значимости развития креативности как личностно-профессиональной характеристики.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования, в виде необходимости провести исследование уровня креативности у младших школьников и конкретизировать тему курсовой работы "Графические методы исследования творческого мышления".
Цель исследования - исследовать творческие способности младших школьников.
Объект исследования - творческое мышление детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - графические методы исследования творческих способностей
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
Задачи исследования:
· Изучить методики исследования творческого мышления.
· Рассмотреть особенности творческого мышления младших школьников
· Провести исследование творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
· Проанализировать и составить выводы по результатам исследования.
Методы исследования: графические тесты «Свободный рисунок» и «Несуществующее животное».
База исследования: МБОУ СОШ № 84 города Челябинска, 32 школьника в возрасте 7-8 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав теоретической и практической, заключения, списка литературы, приложения.
Практическое значение работы: данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы в работе психолога, желающего повысить свою эффективность в работе с детьми, а также для выявления творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
Творческое мышление