Практика. Ситуации бесконфликтного общения
Ребята, сейчас вам будут предложены различные ситуации. Нужно найти компромиссное, бесконфликтное решение данных задач. Разыграйте данные ситуации, используя стратегии поведения, которые мы с вами только что разобрали. (Выдаются сценки на карточках)
Ситуация 1
Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»
Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Ваше решение в подобной ситуации?
Ситуация3
Двое учащихся класса обзывали друг друга на перемене, затем начали драться. На уроке драка продолжилась. Все попытки учителя не увенчались успехом. Один из учащихся демонстративно вышел из класса
Как решить подобную ситуацию?
Ситуация 4
На родительском собрании родители подняли вопрос об исключении одного из учеников т.к. он, по их мнению, дурно влияет на ребят (обзывает детей, не выполняет требований учителя)
Как поступить в такой ситуации?
Ситуация 5
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Наша ситуация:
Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться...
- Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов:
Эмпатия.
Доброжелательность.
Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).
4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы).
Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед», а не только реагировать на их действия),
Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).
Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).
8. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).
Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.
Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.
- Ребята, мы с вами разобрали конкретные примеры конфликтных ситуаций, поговорили о качествах, важных для бесконфликтного общения, обсудили стратегии поведения в конфликтных ситуациях. А сейчас мы предлагаем вам пройти один интересный тест, он покажет, какой стиль поведения вы выбираете в конфликтной ситуации:
Ольга - Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.
Часто- 3 балла
От случая к случаю- 2
Редко- 1
Ответы:
1.Угрожаю или дерусь.
2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9.Сдаюсь.
10. Меняю тему…
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.