Описание полученных результатов и их обсуждение
Студент должен не только провести исследование, но и правильно описать его. Этому разделу целесообразно дать название, отражающее суть излагаемого материала, не ограничиваясь словами «эмпирическая часть» или «практическая часть» и т.п.
Удобнее всего излагать результаты, придерживаясь установленной во введении последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, переходя к более частным.
Описывать эмпирические исследование следует упорядоченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Описание исследования строится на анализе количественных и качественных показателей.
В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования подчиняется следующей логике:
n Рассмотрим результаты, полученные с помощь. методики (метода) ....
n Они представлены в таблице ....
n Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...
n Таким образом, можно сделать вывод, что ...
В экспериментальной части исследования в качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры. В этих случаях автор проекта должен помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности - данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно.
Если работа выполнена в области практической психологии, то детально описывается весь процесс психологической помощи, консультирования, диагностики, коррекции и т.п. Необходимо отметить новизну и специфику работы, ее отличие от традиционных техник и процедур, описать происходящие изменения.
Результаты эмпирического исследования выражены в большом количестве фактического и цифрового материала.
Оформление формул. Формулы обычно располагаются отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Выше и ниже формулы должна быть оставлена отдельная строка. Если формула не умещается в одну строчку, она переносится после знаков: « + »; « = »; « - » ; « х »; « : » и др.. Нумеровать следует только те формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Порядковый номер формул обозначается арабскими цифрами в круглых скобках, у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Если в работе только одна формула, то ее номер не указывается.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строчки. Первую строчку пояснений начинают со слова «где» без двоеточия. В последней строке пояснений указывается источник.
Например, формула Дж. Гилфорда:
B + N/ 2
PR = -------------------- X 100 (3)
Nn
Где PR - показатель места испытуемого в ряду других;
В - число предпочтений;
N - число экспертов;
n - количество сравниваемых объектов;
x -знак умножения.
Источник: ( , с.31) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словать-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер,1999. - с.31.
Оформление табличного материала.Цифровой материал, сопоставление и выявление определенных закономерностей оформляется в виде таблиц. Таблица представляет собой упорядоченные по вертикали и горизонтали наборы количественных и качественных данных.
По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «таблица позволит заключить, что...» и т.п. Чаще всего такие таблицы позволяют выявить и сформулировать определенные закономерности. Неаналитические таблицы содержат необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения (например, матрица интеркорреляций показателей ...).
Таблицу в тексте следует располагать непосредственно после текста. Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок помещается только на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы, а под ней поместить подпись «Продолжение таблицы I.1.2». Если шапка таблицы громоздкая, то пронумеровываются графы и их нумерация повторяется на следующих таблицах.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами без указания знака номера. Номер следует размещать в левом верхнем углу после слова «Таблица» (например, «Таблица I.1.2.»). Допускается сквозная ( I.1.2 ) нумерация таблиц по всей работе, что означает - номер главы, номер параграфа, порядковый номер. Возможна и нумерация в пределах главы или параграфа (например, Таблица 1). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Первое слово заголовка (в том числе и Таблица...) начинается с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка - не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются.
Слева, справа и снизу таблицы ограничиваются линиями. В таблице для более четкого разделения строк и столбцов рекомендуется использовать горизонтальные и вертикальные линии. Вертикальные линии используют для более четкого разделения столбцов и промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Стандартный вид таблицы: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров.
Графы строк и столбцов таблицы должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «номер по порядку» (№ п/п) можно не включать. Если заголовки граф очень длинные, то их можно заменить краткими условными сокращениями или цифрами, расшифровку которых помещают в текст заголовка всей таблицы.
В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире. Все приводимые данные должны быть достоверны, однородны, сопоставимы, сгруппированы по существенному признаку. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной еденице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы.
Таблицу лучше разместить так, чтобы читать ее можно было не поворачивая работы. Если такое размещение затруднено, то таблица располагается так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Использование графических форм.Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, корреляционные плеяды и т.п.
Графикииспользуются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Результаты обработки числовых данных можно представить в виде графиков, на координатных осях которого откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат - зависимую переменную. Рекомендации по построению графиков:
1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. По осям координат должны быть указаны условные обозначения в принятых сокращениях.
3. На осях координатных осей стрелок не ставят.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, надписи, относящиеся к кривым и точкам, заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи.
5. На одном графике не разрешается выполнять больше четырех кривых.
Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Диаграммы могут конструироваться самым различным образом:
n Круговая, в которой диапазон изменяемой величины представлен кругом (100%). Секторы круга означают долю того или иного объекта. При помощи таких диаграмм удобно показывать различные зависимости.
n Ленточная, показывающая длиной последовательно расположенных прямоугольников относительные величины выражаемого процесса или явления.
n Столбиковая, в которой расположение прямоугольников (столбиков) показывает относительные величины выражаемого явления или процесса. Чаще всего этот вид диаграмм называют пиктограммой.
Аналог диаграммы - полигон, который используется преимущественно для изображения дискретных рядов.
Гистограмма является разновидностью диаграммы и по форме представляет собой прямоугольники, ориентированные относительно оси ординат или абсции. Изображаемая величина на гистограмме представлена площадью прямоугольного столбца. При использовании гистограммы следует помнить, что чем проще форма предъявления информации, тем с большей легкость эта информация поддается интерпретации, тем легче она будет понята. Гистограмма представляет собой средство объяснения и ценность данных снижается, если они сами требуют долгого объяснения. Простота формы гистограммы является важнейшей предпосылкой понимания ее данных.
Эта форма представления информации эффективна в случаях, когда необходимо быстро «на глаз» определить превосходство по какому-либо признаку одного процесса или явления над другим, когда точность информации не является обязательнам условием. Быстрота чтения диаграмм, гистограмм и т.п. выше, чем графиков.
Кластерное дерево - это одна из разновидностей гистограмм. Это графическое отражение результатов кластерного анализа (математическая процедура многомерного анализа, которая позволяет множество показателей сгруппировать в классы таким образом, чтобы объекты одного класса были более сходными и однородными, чем объекты, входящие в другой класс).
Корреляционные плеяды используются для изображения корреляционных связей между выделенными параметрами. Метод расчленения корреляционного графа на части, отличающиеся по степени тесноты корреляций, основан на использовании t-критерия Стьюдента. Такие части называются корреляционными плеядами. Корреляционная плеяда есть «пучок» переменных, относительно тесно коррелирующих друг с другом. Одна из переменных в пучке имеет наибольшее число тесных связей с остальными переменными и рассматривается как индикатор, обуславливающий связи внутри пучка.
Все иллюстрации, графики, диаграммы и т.п. обозначаются как рисунки: «Рис.1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после обозначения рис.1 (или 2, или 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. При необходимости после названия рисунка помещается текст, поясняющий его содержание и обозначение.
На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Отсутствие словесного описания каждого графического отображения считается методической ошибкой. Студент не должен полагаться на то, что в диаграмме (например) и так все видно, вы должны назвать все сходства и различия, их оценки по величине; указать статистическую значимость различий, варьирование показателей: перечислить и подчеркнуть наибольшие и наименьшие позиции.
При ссылках на таблицы следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5...», или «как видно из таблицы 3...», «результаты, приведенные в таблице II. 3.1. показывают, что...», или приводится ссылка в скобках (таблица 8).
При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рисунке 7...»; «Как представлено на рисунке 1..»; « из рисунка 5 видно, что...» или дается ссылка в скобках и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается так: (см. рис.6) или (см. рис. 6 на стр. 24).
При ссылках на формулы обычно пишется: «... по формуле 3». При ссылках на приложения пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «программа развивающего занятия, использованная в работе, приводится в приложении 2».
При использовании числительных необходимо учитывать правила их написания:
· однозначные ( от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения (например, «в двух случаях из восьми...»);
· многозначные числительные пишутся цифрами (например,«121 испытуемый...»);
· числа с сокращенным значением единиц измерения пишутся цифрами (при этом после сокращенных единиц точки не ставится (например, миллиметр - мм);
· количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительным (например, «в 20 случаях из 100»);
· однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами
(например, «девяносто пятый»);
· если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных можно написать одной буквой (например, «шестая - 6-я» или «шестой - 6-й»);
· если падежные окончания числительных состоят из двух букв (например, «эксперимент первого типа» - «эксперимент 1-го типа» , а не «1-ого типа» или «1-о типа» ).
После приведения количественных и качественных данных необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований и собственного понимания механизмов изучаемых явлений. Обсуждение результатов является наиболее аналитической частью работы. Ваши размышления о том, что могли бы обозначать полученные данные для решения поставленной проблемы, включая теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе подходами - это объяснение выявленных вами эмпирических факторов с точки зрения теории.
Ход анализа факторов - это непрерывная цепь частных выводов, которые соединяясь, создают определенную картину явления или композицию идеи, и позволяют перейти к выводам.
Выводы - это завершение главы, посвященные описанию эмпирического исследования. Четко и ясно сформулированные выводы должны быть важной частью текста при завершении описания любого фрагмента работы.
Ход анализа фактов - это непрерывная цепь частных выводов, которые, соединяясь, создают целостную картину теоретического и экспериментального исследования. Рассекая целое на части, изучая элементы, студент-дипломник непрерывно обобщает, постепенно двигаясь от отдельного к общему. Выводы подводят итог эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепций, связать их с имеющимися аналогичными результатами других исследователей.
Традиционно для данного вида научного исследования общее число выводов не должно превышать 5 - 7. Выводы должны:
n соответствовать поставленным задачам;
n отражать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.
VI. Подготовка и написание заключения
Выпускная квалификационная работа заканчивается заключением, в котором отражается результат проведенного исследования. В заключении в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги как анализа литературы, так и практической части.
Заключение - это итог решения (научной или технической) задачи, которое формулируется как выводы. Они выполняют роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез есть последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку аттестационной комиссии в процессе защиты выпускного квалификационного проекта.
Это выводное задание не должно подменяться механическим суммированием выводов, имеющихся в конце каждой главы и представляющим краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.
VII. Оформление квалификационной работы
Оформление дипломного исследования - это одновременный с созданием его содержания очень важный процесс. Оформление работы, которую вы представляете научному руководителю и на кафедру, должно быть на высоком уровне и соотвествовать требованиям, предъявляемым к такому виду работ. Эти требования в настоящее время очень высоки, поэтому необходимо познакомиться с технико-орфографическими правилами ее оформления и представления.
Язык и стиль выпускной квалификационной работы:
· Предпочтителен формально-логический способ изложения материала, то есть использование фунционально-синтаксических средств указывающих на последовательность развития мысли (вначалею прежде всего, затем, во-первых, во-вторых,затем и др.), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этими и др.), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейтик.... обратимся к.., рассмотрим.., остановимся на.., следует сказать и др.), итог (итак, таким образом, значит, в заключении отметим, подводя итог, сказанное позволяет сделать вывод и др.).
· Применима научная лексика, то есть специальная терминология, благодаря которой достигается возможность в краткой и экономичной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
· Недопустимо произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей терминологическую систему. Нельзя применять вместо принятых в данной науке терминов профессионализмы (например, выборка продвинутых учеников... или флюс к месту подается автоматически...), которые используются в среде только узких специалистов. Создавать новые термины не стоит, это допускается в только в самых крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление или процесс.
· Недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-либо собственные толкования устоявщимся в данной области знания терминам.
· Особенность языка научной прозы - это отсуствие экспрессии. Качествами, определяющими культуру научной речи являются: точность, ясность и краткость.
Качественное выполнение текста дипломной работы:
· Применяются печатающие устройства или принтер на одной стороне стандартного листа формата А 4 (210x297 мм).
· Рекомендуется редактор в формате Word; шрифт - Times New Roman; кегль - 14; межстрочный интервал - 1,5; выравнивание по ширине, отступ слева - 1,5.
· Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее -20 мм, нижнее - 25 мм.
· Общий объем дипломной работы - обычно составляет около 3 печатных листа (один авторский лист соответствует примерно 24 страницам машинописного текста). Минимальный объем - 1,5 печатного листа (40 страниц).
· Нумерация страниц работы начинается с титульного листа, хотя номер страницы не ставится. Соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Нумероваться страницы могут вверху или внизу листа по центру арабскими цифрами.
· Графический материал может размещаться в тексте работы или на отдельной странице, которые включаются в общую нумерацию.
· Все структурные элементы работы (введение, главы основной части, заключение и т.д.) должны начинаться с новой страницы.
· Заголовки структурных элементов дипломной работы печатаются прописными буквами и располагаются по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов в заголовках не допускаются.
· Дипломная работа должна быть сброшюрована.
Оформление глав и параграфов:
· Каждая глава диплома начинается с новой страницы.
· Заголовки глав печатаются прописными буквами, располагаются по ширине листа с отступом 5 интервалов. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (первая буква заголовка - прописная) и выравниваются по ширине листа с отступом 5 интервалов.
· Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3-м интервалам. Такое же же расстояние выдерживается между заголовком и главы и параграфа.
· Если глава имеет только один параграф, то выделять его не следует.
· Главы дипломной работы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Например: ГЛАВА 1 и т.д.
· Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер включает номер главы и порядковый номер параграфа, отделенный точкой. Например: 1.1., 1.2. или: 2.1., 2.2., 2.3. и т.д.
Оформление композиционных элементов выпускной квалификационной работы:
1. Титульного листа
2. Оглавления
3. Введения
4. Теоретического раздела
5. Эмпирического раздела
6. Заключения
7. Литературы
8. Приложений (если они имеется).
Титульный лист оформляется с двух сторон на одном листе следующим образом:
Название учебного заведения, где выполнялась работа
Название кафедры, на которой выполнялась работа
Каждый год титул меняется! Уточнять на кафедре у лаборанта!
Тема работы (крупным шрифтом)
Название квалификационной работы (более мелким шрифтом)
Автор работы (фамилия, факультет, курс, группа)
Научный руководитель (фамилия, имя, отчество,
ученая степень, должность)
Город, год написания работы
Оглавление, где приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки должны точно повторять заголовки в тексте: сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащимися во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрики, которой она подчинена.
Введение. Рекомендуемый общий объем «Введения» - не более 3 - 5 страниц, то есть 5% от всего объема дипломной работы (исключая приложения). Каждый из пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако, ключевые слова ( «актуальность работы», «предмет исследования», «объект исследования», «методологическая база исследования» и т.п.) выделяются подчеркиванием или жирным шрифтом, но не заключаются в кавычки.
Теоретический раздел. Рекомендуемое количество глав - одна или две, объемом 25 - 30 страниц каждая. Рекомендуемое количество параграфов - 2- 3, объемом от 5 до 15 страниц.
Многочисленные заголовки параграфов и подпараграфов включают от 2 до 14 слов, т.е. они обычно занимают не более 2-х строк (иначе надо будет читать заголовок несколько раз подряд, чтобы его осмыслить). Заголовок должен быть:
n точен, то есть адекватно соответствовать содержанию помещенного в нем текста;
n заголовок должен состоять по возможности из ключевых слов, то есть слов, несущих основную смысловую нагрузку;
n заголовок должен быть краток, то есть без лишних слов, не несущих конкретной смысловой информации.
Библиографические ссылки оформляются в квадратных или круглых скобках:
n указывается порядковый номер источника, согласно списку литературы, приводимому в разделе квалификационной работы «Литература»:
n можно указывать фамилию автора (авторов) и год издания его работы (работ), а полные выходные данные приводятся в списке литературы;
n затем приводятся количественные характеристики ( как после первого, так и после второго варианта ссылок) то есть страница или с какой по какую страницу вы цитируете.
Например:
( 37, 365) или ( 37, с. 365 ) или ( 37, 364-365 )
( Т.А. Немчин, 1983, 365 ) или ( Т.А.Немчин, 1983, с. 365) или (Т.А. Немчин, 1983, 364-365)
Эмпирический раздел. Рекомендуемое количество глав - одна или две. Принята следующая структура данного раздела:
· планирование (цель и задачи, фактологическая база, методы и методики);
· описание полученных результатов и их обсуждение;
· выводы.
Оформление каждого фрагмента эмпирической части побробно описано в предыдущей главе.
Заключение оформляется в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения дипломного исследования. Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы в разделе «Заключение» было не более 10 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю, которым является научный руководитель, рецензент, члены аттестационной комиссии увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Большую ценность, а следовательно и больший объем принадлежит выводам по эмпирической части исследования.
«Литература» -именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы.При его составления следует придерживаться библиографических норм описания, образцы которых будут приведены ниже. В выпускной квалификационной работе используется нумерованный алфавитный способ группировки литературных источников: фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещены по алфавиту имеют свой порядковый номер. Список литературы в дипломной работе не может иметь менее 40 наименований. В одном списке не рекомендуется смешивать разные алфавиты: иностранные источники обычно размещаются по алфавиту после перечня всех источников на языке работы.
Существуют четкие библиографические правила для разных видов источников: монографии, коллективные монографии, статьи в сборниках статей и журналах, статьи в энциклопедии или словаре, тезисы докладов в сборниках материалов конференций, дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами, публикации в интернете, сборники нормативных и законодательных актов.
Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций:
n сведения об авторах;
n заглавие;
n сведения об издании;
n выходные данные;
n количественные характеристики.
Сведения об авторах - это их фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилий. Если книга имеет двух или трех авторов, то их фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге и разделяются запятой.
Заглавие пишется без сокращений и отражает точное название книги, без кавычек. В конце заглавия ставится точка или косая черта « / », если указывается редактор (редакторы).
Сведения об издании отделяются от основных сведений об вторе (авторах) и заглавии точкой и тире. Они включают в себя информацию о том, какое по порядку издание (если первое, то этот элемент описания опускается).
Далее приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (Учебное пособие, Книга для учителей, Курс лекций и т.п.). Вид издания указывается после заглавия, отделяется от него двоеточием и пишется с заглавной буквы.
После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания.
Место издания - это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением является Москва и Санкт-Петербург (Ленинград), Минск, которые даются в сокращении соответственно: «М.», «СПб.», «Л.», «Мн.».
Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы, без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием.
Год издания отделяется от места издания (или издательства) запятой. После него ставится точка.
Количественные характеритикииздания (или издательства) отделяются от выходных данных точкой и тире и содержат указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» С точкой.
Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «- 2, далее идет заглавная буква «С.» И указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.
Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.
Книги одного, двух, трех и более авторов:
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - 3 изд. - М.: Университет, 2000. - 336 с.
Парслоу Э., Рей М. Коучинг в обучении. - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
Если авторов много, то могут перечисляться не все фамилии, а только первые три, и далее слова «и др.» ( и другие).
В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соотвествующий том.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.1 - 448 с.; Т. 2 - 328 с.
Учебники и учебные пособия:
Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.
Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. - .: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер,2000. - 560 с.
Статьи из сборников, журналов, газет:
Фромм Э. Личность в современной культуре // Теории личности в западно-европейской и американской психологии / Редактор-составитель Д.Я, Райгородский. - Самара: Бахрах, 1996. - С. 244 - 260.
Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Волпросы психологии. - 1965. - №6. -С. 126 - 135.
Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. - 1998. - № 3.- С. 4-6.
Если в работе цитируется несколько статей из одного сборника или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из статей, а не весь сборник или журнал.
Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференций описываются аналогично перечисленным выше типам статей.
Селье Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 424-430.
Ссылки на сайт в Интернете:
Шалаев И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http: // www. / informika. Ru / windows / maga z/ pedagog - 1/ articlt 8. Html.
Официальные документы
На отдельно изданные официальные документы (законы, постановления, материалы съездов, уставы, отчеты и т.д.) описание составляется так же как и на книги.
Федеральный закон: О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании. - М.: Ось-89, 1996. - 64 с.
Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ приводится в списке в следующей последовательности: Автор и его инициалы. Заглавие работы: Дис. ... канд. психол. наук (или Дис. ... д-ра психол. наук, или Автореф. дис. ... канд психол. наук или Дипломная работа) . - Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа. - Год представления работы к защите. - Количество страниц в источнике.
Лихачева Н.Л. Способность воспитателя формировать социально-психологический климат детской группы: Автореф. дис. ... канд психол. наук. - Шадринск: Шадринский государственный педагогический институт. - 2000. - 24 с.
Зуева А.Г. Влияние особенностей мотивационной сферы на профессиональное самоопределение старших школьников: Дипломная работа. - Тюмень: Тюменский государственный университет, факультет педагогики и психологии. - 2003. - 72 с.
Приложениеоформляется тогда, когда возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования. Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№.». Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются. Этот раздел включается в работу в зависимости от желания студента. Однако, если основная часть работы явно явно превышает 3 авторских печатных листа, то целесообразно некоторые первичные материалы исследования поместить в приложение.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху и посередине страницы слова: Приложение и его заголовок. Располагать приложения целесообразно в порядке появления ссылок на них в тексте.
В «Приложение» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст, затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:
n полное описание методик исследования;
n результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной дипломником;
n таблицы некоторых эмпирических данных;
n подробное описание развивающих программ;
n полное описание методик диагностики.
Приложения должны убедить читателей вашей работы в обоснованности и доказательности полученных выводов. Однако следует помнить, что все важные для понимания и доказательности материалы, приводятся в основном тексте работы и работа должна быть понятна из основного текста без обращения к приложению.
Помимо выпускной квалификационной работы при ее сдаче к ней прилагаются следующие документы:
1. Отзыв научного руководителя.
2. Аннотация.
3. Внешняя рецензия.
4. Справка о внедрении результатов работы (при наличии внедрения).
5. Список публикаций студента по теме исследования, при наличии публикаций (публикации).
Завершенная и тщательно проверенная дипломная работа подписывается студентом и представляется научному руководителю. После просмотра и одобрения руководитель подписывает ее и вместе со своим письменным отзывомпредставляет ее заведующему кафедрой. В отзыве дается общая характеристика проведенной работы, а также оценка студента с точки зрения его научной и практической квалификации, проявленной при выполнении дипломного проекта. Научный руководитель отмечает, в какой мере студент обнаружил профессиональные умения научно-исследовательской и практической деятельности
Научный руководитель оценивает не представленную дипломную работу, а профессиональные качества студента-дипломника, такие как:
· владение методологическими и методическими умениями научно-исследовательской и практической деятельности;
· самостоятельность в работе над проектом;
· ответственность, добросовестность, исполнительность в работе;
· отношение к выполнению проекта;
· проявление умений планирования и организации исследования;
· проявление умений сбора эмпирических данных;
· проявление умений в обработке и интерпретации полученных данных.
Руководит<