Обсуждение работы и полученных результатов с учителем.

Оборудование: ученическая линейка, измерительная лента, мерный цилиндр (мензурка), металлический цилиндр из калориметрического набора, книга, стол.

Урок №1 Прямое измерение – определение значения физической величины непосредственно средствами измерения. Прочитаем справочный материал, (прямое измерение).

1) Измеряем длину крышки стола, с помощью ученической линейки и с помощью мерной ленты.

2) (Мерная лента) lизм 1 = …

3) (Линейка) lизм 2 = …

Линейка прикладывается несколько раз, при каждом измерении возникает погрешность.

4) Погрешность мерной ленты Δl1 = …

5) Погрешность линейки Δl2 = Σ Δl1=…

Как записать результат? Предложено несколько способов записи результатов измерения.

Длина стола а) l1 = lизм ± Δl

б) lизм – Δl < l1< lизм + Δl

в) [lизм – Δl; lизм + Δl]

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru г) | ● |

lизм – Δl lизм lизм + Δl

Какой из способов вам более приемлем? ____________________________________

5) запишите этими способами полученные результаты при измерении длины стола с помощью мерной ленты и ученической линейки.

Какой из способов вам более приемлем, понятен? ____________________________________

6) Длина стола

Мерная лента l1 =; Δl1 = ; l1 = lизм ± Δl =

Ученическая линейка l2 =; Δl2 = ; l2 = lизм ± Δl =

7) Где измерялось точнее? Почему? Вывод:

________________________________________________________________________

8) Что значит качественнее? Что такое относительная погрешность? Вычислите относительную погрешность обеих измерений.

ε 1 = Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru = … ε2 = Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru = …

9) Вывод__________________________________________________________________

10) Проведите сравнение полученных результатов. (См. справочный материал)

11) Измерьте объем жидкости с помощью мерного цилиндра и запишите полученный результат.

V =…, ΔV = … εV = …

Урок №2

Знакомство с методами измерения и расчета абсолютной и относительной погрешности косвенных измерений.

Цель: обсудить с учителем понятия абсолютной и относительной погрешности, вычислить абсолютную и относительную погрешность при косвенных измерениях некоторых физических величин (площади, объема). Сделать сравнения измеренных величин.

Косвенное измерение – определение значения физической величины по формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.

1) Как получить формулу относительной погрешности при измерении площади круга

(Смотри таблицу 2)

S = πR2; εs = … , ΔS = …

2) при измерении ускорения Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru . εa = …, Δa = …

3) Измерим площадь крышки стола S.

Воспользуемся формулой:

S =

4) Сначала определяем относительную погрешность, а затем абсолютную. Как определять относительную погрешность косвенных измерений смотрите в справочном материале, таблица № 2.

εs = (формула, расчет)

ΔS =(Формула, расчет)

Запишем результат измерения.

S = … ε s = …

5) Измерим объем цилиндра V

Формула V =

6) Рассчитаем погрешности измерений.

εv =

ΔV =

9) Найдем плотность вещества с помощью мензурки и весов.

ρ = …

ε = …

Δρ =

Запишем результат:

Лабораторная работа № 2

Измерение ускорения свободного падения

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru • Цель работы: изучить свободное падение тел и измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел.

• Оборудование, средства измерения: 1) металлический брусок размером 4 х 25 х 40 мм, 2) бумажная лента размером 20 х 300мм, 3) полоска копировальной бумаги размером 20 х 300мм, 4) желоб, 5) штатив лабораторный, 6) электромагнитный отметчик времени, 7) линейка измерительная.

• Теоретическое обоснование

Схема экспериментальной установки для изучения свобода падения тел приведена на рисунке 1.

К грузу 1 прикреплена длинная бумажная лента 2 с миллиметровыми делениями, покрытая сверху полоской копировальной бумаги 3. Лента с грузом удерживается зажимом 4 в верхней части желоба 5. Желоб крепится на штативе 6 и представляет собой планку с бортиками, образующими паз для движения ленты. При освобождении зажима груз начинает свободно падать, увлекая за собой бумажную ленту. Перемещения груза в различные моменты времени фиксируются электромагнитным отметчиком времени 7, включаемым до освобождения зажима кнопкой 8. Через каждые 0,02 с заостренный металлический боек 9 (рис. 2) притягивается к катушке 10, оставляя отметки на копировальной бумаге и соответственно на бумажной ленте. Пренебрегая сопротивлением воздуха, можно считать, что свободно падающий груз движется равноускоренно с ускорением g = 9,8 м/с2. Тогда перемещение груза (относительно начальной точ­ки подвеса) по оси У, направленной вниз, зависит от времени по закону

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru (1)

По меткам, оставленным на бумажной ленте электромагнитным отметчиком времени (рис. 3), можно найти перемещение уn груза относительно начальной точки подвеса в любой момент времени tn = пТ, где п —число интервалов между указанными метками, а Т = 0,02 с.

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru

Согласно формуле (1) Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru (2)

Из формулы (2) следует, что перемещение груза за время t1 = Т = 0,02 с, т. е. расстояние между нулевой и первой метками,

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru (3)

Соответственно при равноускоренном движении

Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru ~n2 Þ y = kn2, перемещение пропорционально квадрату n при равноускоренном движении, проверим это: найдем отношение yn/n2, если оно постоянно, то движение равноускоренное. Из формулы (2) можно найти величинуускорения свободного падения: Обсуждение работы и полученных результатов с учителем. - student2.ru (5)

Порядок выполнения работы

1. Соберите экспериментальную установку (см. рис. 1)

2. включите электромагнитный отметчик времени в сеть напряжением 42 В, нажмите на кнопку 8.

3. Освободите зажим 4, не отпуская кнопки включения отметчика до конца движения груза.

4. На бумажной ленте измерьте перемещения уn, груза между нулевой и n-й метками в момент времени tn = пТ где (T = 0,02 с). Результаты измерений занесите в табл.1.

Т а б л ица 1

п                    
пТ,с   0,02   0,04   0,06   0,08   0,1   0.12   0,14   0,16   0,18   0,2
уn, мм                    

5. Пользуясь данными табл. 1, убедитесь, что свободное падение груза является равноускоренным движением. Для этого вычислим коэффициент k, из формулы y = kn2, перемещение пропорционально квадрату n при равноускоренном движении, проверим это соотношение:

Найдем отношение yn/n2 = k, если оно постоянно, то движение равноускоренное

результаты вычислений занесите в табл. 2.

Таблица 2

n
yn                    
k                    

Вывод: ____________________________________________________________________

6. Вычислите значение ускорения свободного падения g по формуле (5) для различных моментов времени: (Для 4 значений n = 1, n = 3, n = 7, n = 10)

Таблица 3

tn, c 0,02   0,04   0,06 0,08   0,1   0.12   0,14   0,16   0,18   0,2
g м/с2                    

7. Рассчитаем относительную погрешность косвенного измерения у свободного падения для t7, (см. табл. 2 ) ε7 = …

8. Рассчитайте абсолютную погрешность измерения ускорения свободного падения.

Δg7 = …

9. Запишите окончательный результат в виде g7 = gизм7 ± Δ7 = …

Дополнительное задание. Доказать, что модуль ускорения свободного падения не зависит от массы тела.

1) Скрепите изоляционной лентой два груза и повторите пункты 2—4 основного задания.

2) Сравните расстояние между метками на двух бумажных лентах, полученных при падении грузов разных масс, и сделайте вывод.

Вывод:

Лабораторная работа № 3

Наши рекомендации