Регламент выполнения выпускной квалификационной работы
n До 1 октябрястудент обязан определить тему своей выпускной квалификационной работы, написать соотвествующее заявление и , получив визуальное согласие научного руководителя, передать его заведующему кафедрой.
n С 15 октября по 15 ноябрявсе темы дипломных работ, выполняемых на кафедре в текущем учебном году, рассматриваются и утверждаются (с коррекцией членов кафедры) на заседании кафедры. Затем, утвержденные на кафедре темы выпускных квалификационных работ, представляются на утверждение Совета института и директор института издает приказ, в котором за каждым студентом закрепляется тема и руководитель дипломной работы.
n До 1 маястудент представляет научному руководителю завершенную работу.
n В течение мая месяца студент должен пройти «предзащиту». После чего она направляется на рецензию. Получив замечания со стороны преподавателе1 кафедры, проводящих предзащиту, студент обязан устранить их и при подготовке окончательного варианта выпускной квалификационной работы. При необходимости может потребоваться и второе представление работы.
n в июне месяце проводится защита выпускной квалификационной работы в установленные ректором университета сроки. Период защиты выпускной квалификационной работе в ГАК по специальности.
Композиция работы
Выпускная валификационная работа представлет собой письменный многостраничный текст-отчет. Как и любой отчет, дипломная работа имеет стандартную структуру, то есть состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Теоретический раздел (обзорные главы, завершающиеся определением методологического аппарата работы).
5. Эмпирический раздел.
6. Заключение.
7. Литература.
8. Приложения (если они имеется).
Более подробно об оформлении этих частей дипломной работы мы будем говорить в разделе методического пособия «Оформление квалификационной работы».
II. Поиск и анализ литературы по изучаемой проблеме
Знакомство с литературой, опубликованной по теме дипломной работы, начинается с разработки идеи, то есть замысла предполагаемого научного исследования, который, как нами указывалось ранее, находит свое выражение в теме и предварительном рабочем плане. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме и глубже осмыслять тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.
При выполнении поисково-реферативной части научно-исследовательской работы студент должен уметь:
n осуществлять самостоятельный поиск информации по заданной теме;
n отбирать существенную информацию, необходимую для полного освещения изучаемой проблемы, отделения этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);
n анализировать и синтезировать знания по проблеме;
n обобщать и классифицировать информацию по исследовательским проблемам;
n придерживаться, выработанного самим или совместно с научным руководителем, логического порядка в изучении литературы по теме ( на основе принципа концентричности);
n обобщать научные знания по проблеме и формулировать выводы из банка собранной по проблеме литературы.
Первый этап деятельности студента при выполнении дипломной работы - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме.
Сначала следует продумать порядок поиска и приступить к составлению картотеки или списка литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека (список) даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом.
При изучении публикаций по теме следует пользоваться научными библиотеками. Научные библиотеки призваны удовлетворять запросы читателей, связанных с творческой, научной деятельностью. Для подготовки квалификационной работы может использоваться , прежде всего, институтская
и университетская библиотеки, а также центральная областная (региональная) библиотека и все городские специализированные библиотеки.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой дипломного проекта. К ним относятся материалы, опубликованные в отечественных и зарубежных изданиях: книги; методические пособия и разработки; статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ; материалы конференций; веб-страницы в интернете.
Поиск книг по интересующей проблеме начинается со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. В университете создан электронный каталог, который поможет Вам с большой экономией времени получить большой объем информации по теме, существующий в нашей библиотеке. Читать же, пользуясь фондами, можно в той (тех) библиотеке (библиотеках), которые наиболее удобны для работы с книгой.
В любой библиотеке читателям открыт доступ к значительной части справочно-библиографического аппарата. Они могут обращаться к энциклопедиям, словарям справочникам, библиографическим пособиям, самостоятельно вести поиск в системе каталогов и картотек.
Следует иметь в виду, что необходимая информация может находиться в книгах, относящихся к теме не прямо, а косвенно. Поэтому информацию о психологической литерутре можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знаний (философии, медицины, педагогики, социологии).
Более широкой ретроспективой библиографии являются внутрикнижные и пристатейные списки литературы. Такие списки литературы приносят огромную пользу, поскольку информируют о вышедших за предшествующие публикациях.
Эффективным является изучение списков литературы в отраслевой периодике (журналы, периодические сборники, бюллетени). Каждый из них несет информацию об имеющихся книгах и опубликованных статьях.
Из опыта работы с литературой Вы должны знать, что в монографиях библиографические списки встречаются особенно часто и обычно помещаются в конце книги. Их ценность в том, что они содержат наиболее полные и точные списки книг по тематическому профилю. Такой путь возможен, он сократит Вам время поисков и поможет в составлении картотеки (списка литературы).
Ретроспективный характер носит персональная библиографифия выдающихся деятелей мировой психологии. Она очень разнообразна и представлена большим числом изданий. Это персональные указатели отдельных ученых , что поможет Вам выбрать статью или книгу автора, который Вам интересует.
Если Вам не удастся самостоятельно справиться с библиографическими поисками, нужно обратиться к дежурному библиографу, который даст консультацию по методике дальнейшего поиска.
Таков основной круг литературных источников по выбранной теме. Завершив ознакомление с ними, весьма желательно (до января месяца) изложить прочитанное в более или менее стройной системе в виде реферата на 15-20 страницах машинописного текста и представить научному руководителю. После этого будет значительно легче сформулировать методологический аппарат Вашей работы и спроектировать эмпирическую часть Вашего исследования.
Студенты часто задают вопросы о том, какое количество источников должно быть использовано в работе. Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Список литературы должен быть достаточно полным и характеризовать Вашу осведомленность в изучаемой проблеме. Объем списка литературы при написании дипломной работы - не менее 40 источников, это число можно считать ориентировочным. Например, если существует детальный анализ литературы на иностранных языках, список литературы может быть меньше. Если при работе над темой возникает ситуация, что источников по изучаемой теме недостаточно, то надо изучить и проанализировать литературу по более общим и смежным темам. Количество используемых источников характеризует объем проделанной Вами работ, поэтому служит важным критерием для ее оценки.
После того, как собрана информация об основных источниках литературы по теме, можно переходить к ее чтению, что является одним из основных средств получения достигнутого уровня. Это серьезный и очень напряженный труд, для обеспечения которого необходимо знание отдельных методических приемов работы с научными публикациями.
Чтение любой научной книги начинается со знакомства с нею. Такое знакомство осуществляется в два этапа: первый - это беглый просмотр научной книги с целью создания самого общего представления о ней, и второй - более обстоятельный просмотр для уяснения ее основного содержания.
При знакомстве с книгой следует особенно внимательно читать ее введение, где дается общая характеристика предмета исследования и краткая история его разработками в научной литературе, обосновывается актуальность темы и сообщаются источники фактического материала, формулируется цель и задачи исследования. Эти сведения дают возможность получить первоначальные впечатления о содержании с точки зрения существа предмета, о котором идет речь.
Ускорить процесс чтения научной литературы можно, если работать сосредоточенно и по определенной системе. Нет и не может быть определенного стандарта для такой системы.
Можно рекомендовать наиболее общие советы по серьезному и производительному чтению научной литературы:
· Надо научиться читать с разбором, не торопливо продумывая сущность новых знаний и осмысленно запоминая прочитанное.
· Читать творчески, не отвлекаясь, чтение подряд уводит в сторону, поэтому сразу определите, где находится материал, относящийся непосредственно к Вашей теме. Затем уясните для себя, что Вы хотите вынести из используемого источника.
· Активное и целенаправленное чтение - это чтение с карандашом. Это - пометки, выписки, тезисы, конспекты, составление вопросов, резюме прочитанного.
· Тщательное оформление разнообразных выписок, которые лучше всего делать на отдельных листах, так как это создает впоследствии определенные удобства в классификации материала при написании текста работы.
· Пользуйтесь возможностью делать ксерокопии важных фрагментов и материалов. Это наиболее целесообразно, чем переписывать или его большие фрагменты.
· Читать научную литературу даже по сравнительно узкому кругу вопросов не следует очень долго. Начинающие исследователи часто «затягивают» процесс работы по теме, считая, что прежде чем приступать к написанию текста, необходимо прочитать еще что-то. Этот процесс может продолжать месяцами, до бесконечности. В результате никакого времени на знакомство с литературой по теме не хватит. Дайте право некоторым фрагментам изучаемого источника остаться непонятыми и непрочитанными.
Цитаты и тезисы - наиболее часто используемые формы записей при подготовке квалификационных работ, когда только отдельные фрагменты источника существенны для раскрытия данной темы. Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты - это дословное воспроизведение отдельных фрагментов, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты. Его целесообразно использовать, если Вы хотите подчеркнуть точную формулировку мысли автора, при этом данный текст заключается в кавычки, с обязательным указанием в скобках страниц, на которых находится цитируемый фрагмент. Косвенные цитаты - это, когда мысли автора излагаются в пересказе: информация из источника передается в несколько измененном виде. В случае косвенных цитат текст пишется без кавычек.
Тезисы - это сжатое изложение основных мыслей или ключевых положений прочитанного. Они позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.
После завершения сбора материалов по теме можно переходить к написанию работы; необходимо выдерживать научный стиль, грамотное и правильное оформление. Текст работы состоит из введения, нескольких разделов основной части, заключения и списка литературы, на которую делаются ссылки.
III. Подготовка методологического аппарата выпускной квалификационной работы.
Этот этап состоит из анализа, обобщения и теоретического объяснения научных фактов, которые вы собрали. Этот этап начинается после завершения сбора теоретического материала по теме. Не надо повторять ошибки студентов, которые пытаются написать работу на основе нескольких книг в форме переписывания отрывков текста. Дипломная работа, выполненная путем компиляции и списывания отдельных фрагментов первоисточников, оценивается как недостаточно самостоятельная и творческая.
Реферативная часть работы начинается с раздела «Введение», которое отражает основные характеристики работы. В нем находит отражение методологический аппарат дипломного исследования, он составляет основу введения, которое оформляется в виде развернутой аннотации к подготовленной к защите работы. Это один из наиболее важных оценочных критериев выпускной квалификационной работы, именно по нему прежде всего судят об уровне ее «научной добротности».
Методологический аппарат помещается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том как обоснованы:
n актуальность выбранной темы;
n научная новизна;
n практическая значимость;
n объект и предмет исследования:
n цель и задачи исследования;
n гипотеза исследования;
n методологические основы исследования;
n методы исследования;
n краткий обзор источников информации.
Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью понимается степень его важности в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность может быть теоретической (проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п.) или практической (вытекает из злободневных вопросов практики в той области общественной жизни, где вы проводите свое прикладное исследование).
При обосновании актуальности выбранной темы нельзя исходить из политической ситуации в стране или мире. Основными аспектами актуальности психологических исследований могут быть:
· показ задач, стоящих перед исследователем в аспекте выбранного направления;
· что сделано в данном направлении предшественниками и что осталось нерешенным;
· необходимость дополнения теоретических построений в возрастной и педагогической психологии, относящихся к изучаемому явлению;
· потребность в новых фактах, которые позволяют решить теорию и сферу ее применения;
· потребность в разработке более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
· потребность в разработке методов, имеющих более широкие возможности (эффективность психологического воздействия с учетом возраста; психолого-педагогические основы обучения, тренировки, реабилитации, коррекции; психолого-педагогическое сопровождение на разных этапах обучения и воспитания и т.п.);
· потребность в разработке психолого-педагогических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологических знаний;
· несогласованность (несоответствие) между выявленными противоположностями внутри единого объекта как в теории, так и в практике.
На основе противоречий, выявленных при знакомстве с литературой, во введении можно сформулировать проблему исследования.Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Таким образом, проблема - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.
Чтобы построить проблему, необходимо:
n «ращепить» ее на подвопросы, без ответа на которые невозможно получить ответа на основной проблемный вопрос;
n сгруппировать и определить последовательность решения подвопросов, составляющих проблему;
n ограничить поле изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями самого исследователя;
n отграничить известное от неизвестного в области, избранной для изучения.
Вслед за проблемой исследования определяется его объектипредмет. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования.
Объект исследования- это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которым дипломник имеет дело.
Формулировка объекта - важный этап научного исследования. Между тем студенты, готовящие дипломный проект, не всегда придают должное значение этой категории научного знания, считая ее пустой формальностью. Однако они сильно ошибаются, поскольку неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой грубые методологические ошибки. Если четко не установить объект исследования, то легко соскользнуть в объект какой иной науки. Поэтому объект должен всегда находиться в области данной науки или процесса и не выходить за его пределы.
В психологических исследованиях объектом могут выступать фрагменты изучаемой реальности, на которые направлен научный поиск. В психологических исследованиях объектом могут выступать индивиды, как носители психики; группы людей (дошкольники, младшие школьники, подростки, учащиеся 8-9 классов, подростки с девиантым поведением, консультант, консультируемые и т.д.) или сами психические явления (процессы, состояния, свойства); определенные формы поведения и деятельности. Наиболее часто ошибки в определении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это - эмпирическая база исследования, которая будет описана Вами в эмпирической части) или некого процесса связи между явлениями (а это вполне может стать предметом исследования).
После объекта формулируется предмет исследования, под которым понимается то, что находится в границах объекта. Это аспект объекта, который непосредственно изучается ил «высвечивается» в объекте через призму проблемы. Для каждой науки в любом предмете изучения есть свой частный аспект рассмотрения, который по-разному формулируется в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.