Понятие способностей. виды способностей.

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:

1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;

2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам

Классификация способностей.

1. Природные (естественные) и специфическиечеловеческие (социальные).

2. Общие и специальные способности.

Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

3. Теоретические и практические способности.

Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

Учебные и творческие способности.

Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов

материальной и духовной культуры.

5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

Типологии способностей:

1По виду психических функционирующих систем: сенсомоторные, перцептивные, мыслительные и т.д.

2По основному виду деятельности: математические, лингвистические, музыкальные и т.д.

3 По широте проявления: общие и частные (специальные).

В.Н. Дружинин выделяет три видаобщих способностей, каждому из которых соответствуют специальная мотивация и форма активности:

1Обучаемость (академические способности) – познавательная мотивация – приобретение знаний.

2Интеллект (умственные способности) – мотивация достижений – применение знаний, адаптивное поведение.

3 Креативность (творческие способности) – мотивация самоактуализации – преобразование знаний, творческая активность.

СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Способности – это психологич. особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею.

Задатки - это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки имеют важное значение для развития способностей. Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Биологический фактор

•Раннее проявление способностей у ребёнка.

•Повторение в роду – потомственные династии.

•Высокие корреляции у монозиготных близнецов (0,7-0,8).

•Экспериментальные исследования на животных (метод искусственной селекции).

Задатки

- некоторые генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.

Социальный фактор

•Семейная атмосфера при потомственых династиях.

•Талантливый учитель – талантливые ученики.

•Возможность массового формирования некоторых специальных способностей в условиях определённых культур.

•Экспериментальные исследования на животных (метод искусственной селекции+обучение).

Факторы среды обладают влиянием соизмеримым с фактором наследственности и могут иногда полностью компенсировать или нивелировать действие последнего.

Личностный фактор

•Поскольку способности проявляются и развиваются исключительно в деятельности – то неотъемлемым компонентом способностей является повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в тоже время «естественную» самоорганизующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

40.УРОВНИ СПОСОБНОСТЕЙ. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Наши рекомендации