Эмоции и чувства. основные функции. свойства эмоций.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.

Функции эмоций и чувств:

1) Сигнальная(информативная)-выступают как система сигналов благополучия или неблагополучия. Голод, жажда, боль заставляют живые организмы заранее позаботиться о восполнении питательных веществ, пока они еще не исчерпаны полностью.

2)Регулятивная- организуют и направляют поведение, переключают физиологическую активность живого существа на «аварийный» режим, так называемую алертность – состояние боевой готовности. Но постоянно находиться в состоянии алертности организм не может, так как это связано с большими энергетическими затратами.

3)Коммуникативная- являются для человека первым языком, которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Даже высшие животные по выражению лица человека, интонации голоса способны понимать его состояние.

Свойства эмоций:

1. универсальность- независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают.

2. динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении.

3. доминанта (более сильные эмоции способны подавлять)

4. адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.

5. заразительность(положительные или отрицательные эмоции могут повлиять на окружающих)

6. перенос- когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.).

7. амбивалентность (одновременное сосуществование 2 разномодальных эмоций)

8. суммация.Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах.

ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

.

Классификация К. Изарда

Интерес-возбуждение

Радость

Удивление

Горе-страдание

Гнев

Отвращение

Презрение

Страх

Стыд

Вина

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия (радость, страх, волнение, интерес, удивление, обида, гнев, злость, смущение, жалость).

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства. (любовь, зависть, чувство горя, вины, юмора, справедливости, стыда, преданности и т.д.)

Настроение– самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

- реакция тревоги;

- сопротивление;

- истощение.

Высшие чувства

•Большая степень обобщённости, которой могут достигать в своих развитых формах.

•Всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к некой стороне действительности.

•Выделяют явления имеющие стабильную значимость

Виды чувств

Высшие чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.

1)Нравственными, или моральными, называются чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие

2)Эстетические чувства – это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве.

3)Интеллектуальными, или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека, чаще в проблемной ситуации.

4)Практические чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в захвате, в удовлетворении деятельностью, радости от успехов или в неудовлетворении, безразличном отношении к деятельности. Практические чувства возникают в деятельности.

Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития — от примитивной чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам человека.

•Развитие от размытости к дифференцированной иерархии.

•Усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик.

•Опосредованность формированием второй сигнальной системы.

•Тесная взаимосвязь с развитием познавательной сферы.

•Переход от внешних социально детерминированных процессов к внутренним психическим процессам.

•От простых эмоциональных состояний к высшим видам чувств.

•Развитие способности регулировать эмоции и их внешнее проявления.

Наши рекомендации