Понятие деятельности. структура деятельности.

Де́ятельность — процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Человек и деятельность неразрывно связаны.

Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды.

Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Структура деятельности человека:

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Потребность— это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п.

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Внешняя (предметная, практическая) деятельность с внешними предметами направленная на предметы внешнего окружения и связанная с материальной активностью человека.

Внутренняя умственная – имеет то же строение как и внешняя. Разница состоит в том, что в случае внутренней деятельности, действие совершается не с предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается воображаемый умственный результат.

Внутренняя деятельность произошла из внешней практической деятельности путем интериоризации (Пиаже, Валлон, Брунер).+ подготовка внешнего действия, экономит силы, дает возможность выбрать нужные действия, возможностьть избежать грубых ошибок.

Интериоризациейназывается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом деятельность трансформируется, сокращается, обобщается.

Внешняя и внутренняя деятельности имеют тесное переплетение. Внешняя все более «интеллектуализируется» и требует выполнения сложных умственных операций, и, наоборот, внутренняя наполняется процессами, кот по своей сути являются внешними деятельностями. Необходим переход от внутренней к внешней деятельности.

Экстериоризация– процесс порождения внешней деятельности на основе ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней деятельности человека. Сами переходы возможны только потому, что внешняя и внутренняя деятельности имеют одинаковое строение.

Внутренняя (психическая) деятельность – сложная деятельность по приему хранения и воспроизведения информации (мнемический компонент) , ее аналитика-синтетической обработки (компонент мышления), формированию целостного образа (перцептивный компонент).

Эксперементально установлено что в умственные действия обязательно включают моторные компоненты (движения глаз, речевого органа и т.д.).

Количество видов деятельности у человека зависит от разнообразия его потребностей и их количества. У современного человека имеется много различных видов деятельности, число которых соответсвует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности).

Через систему потребностей и их характеристику (сила, количество и качество) можно дать описание видов деятельности конкретного человека. В соответствии с базовыми общечеловеческими потребностями основными видами деятельности являются в порядке возникновения: общение, игра, учение, труд.

На каждом этапе индивид развития чел-ка выделяют один ведущий вид деятельности в кот формируются качественные изменения в данный период (например игра в период дошкольного детства).

Различают тригенетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игране создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых.

В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В трудовой деятельности раскрываются, по словам Маркса, “человеческие сущностные силы”. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.

Наши рекомендации