Стратегии проведения презентации
1. | Изложение фактов | Высказывание соображений, вытекающих из них | Призыв к действиям | |
2. | Продемонстрировать нечто плохое | Показать, как исправить это зло | Просить о сотрудничестве | |
3. | Добиться интереса и внимания | Завоевать доверие | Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения | Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать |
Стадия планирования включает в себя выяснение, Кто и Что собирается сказать, за какое время и в какой последовательности. Вступление – это начало практически любой презентации, ее первый этап. Его элементы зависят от формы представления, от целей воздействия, а также ряда возможных обстоятельств. Полное вступление может выглядеть следующим образом:
- представление и приветственные любезности («Спасибо, что аудитория нашла время…», «Выражаем надежду, что вы не пожалеете…»);
- определение целей и демонстрация карты маршрута.
В случае электронной презентации – это ключевой первый фрагмент, содержащий название работы и ссылку на авторов проекта, а также содержание и «правила движения» в нем. На этапе вступления происходит объединение аудитории для работы в нужном направлении.
На втором этапе планирования решите, какие разделы необходимо включить, каково назначение каждого, разместите их в логическом порядке и определите порядок выступления. При планировании презентации желательно рассортировать возможные компоненты в группы 1, 2, 3.
Не пытайтесь объять необъятное. Помните, что это только презентация вашей работы. Она не должна охватывать все. Стройте ее только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию в целом. Не включайте ничего утомительного, неизвестного для большинства.
Окончание презентации, как и ее открытие, не менее важно. Поэтому не стоит оставлять его на волю случая. Цель презентации обязательно диктует окончание, которое должно быть обдумано заранее. Оно может включать:
- краткое резюме важных фактов и аргументов;
- описание использованной литературы по данному проекту;
- благодарность за внимание;
- предложение задавать вопросы.
Самый лучший способ не отойти от основной темы презентации - это заранее определить цели. Что сделать, чтобы слушатели запомнили презентацию, и как произвести впечатление на аудиторию?
Не забывайте о шести принципах эффективной презентации.
- Люди перегружены информацией еще до презентации.
- У слушателей обычно короткая память.
- Профессионально проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.
- Цель любой презентации - убедить.
- Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное ощущение.
- Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой. Как вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на самом высоком уровне?
Вот только некоторые из них:
- энтузиазм,
- организованность,
- настрой на аудиторию,
- гибкость,
- правильный язык телодвижений,
- чувство юмора,
- хороший словарный запас,
- разнообразие тона голоса,
- настрой на достижение цели.
Подумайте над другими.
Часто при подготовке презентации выступающие концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?»
Вместо этого нужно задать себе другой вопрос:
«Зачем я собираюсь проводить эту презентацию»?
Вся ваша презентация должна давать ответ именно на этот вопрос.
Как определить реальные цели вашей презентации?
Цели должны быть достижимыми и измеримыми, а результат, которого вы хотите достичь, реалистичным.
Попробуйте сформулировать ваши цели, начиная словами:
- По окончании моей презентации слушатели будут _______.
- Цель моей презентации - _______.
- Я буду говорить о _______ для того чтобы _______.
Первым шагом в подготовке презентации является определение целей.
Цели, которые вы поставите, должны быть конкретными и реалистичными. Только в этом случае ваша презентация сможет выполнить свою задачу.
Кроме того, цели должны быть достижимыми. Тогда все, о чем вы будете говорить в своей презентации, будет понятно и вашим слушателям.
Этап изучения аудитории охватывает второй, третий и четвертый шаги планирования презентации.
Вот эти шаги:
- заранее соберите информацию о вашей аудитории;
- выделите основные идеи;
Очень важным шагом к успеху является знание вашей аудитории еще при подготовке презентации.
Заранее узнайте, кто будет вашим слушателем, и вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад.
Вы можете собрать необходимую информацию о ваших будущих слушателях, руководствуясь предлагаемым списком наиболее важных вопросов.
- Сколько человек будет присутствовать?
- Возрастная группа.
- Каково их знание обсуждаемого предмета?
- Причины присутствия на презентации.
- Есть ли у них опасения, проблемы?
- Каковы их ожидания?
- Ценят ли они юмор?
- Как хорошо они знают вас?
Третий шаг планирования - выделение основных идей презентации.
Выделив основные идеи, вы поможете слушателям легче следить за ходом вашей презентации.
Чтобы выделить основные идеи вашей презентации, подумайте, как бы вы ответили на следующие два вопроса:
- какие идеи будут соответствовать целям моей презентации?
- какие идеи мои слушатели должны запомнить лучше всего?
Основные идеи должны:
- служить конкретным целям,
- содержать умозаключения,
- быть интересными,
- и их не должно быть много (обычно не более четырех - пяти).
Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью полного и точного ответа на вопросы:
Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?
Четвертым шагом планирования презентации является выбор дополнительной информации, которую вы будете использовать для поддержки основных идей.
После того как вы выделите основные идеи презентации, необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи.
Такой дополнительной информацией могут быть:
- примеры,
- сравнения,
- цитаты,
- открытия,
- статистика,
- графики,
- аудио и видео материалы,
- экспертные оценки.
Работа над вступлением и переходами соответствует пятому и шестому шагам планирования презентации соответственно.
Слушатели формируют мнение о вас уже в первые несколько минут. После этого очень сложно изменить это мнение.
Сделайте все возможное, чтобы это мнение было позитивным.
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление!
Подумайте о том, что вам нужно сказать во вступлении.
Как минимум необходимо:
- представиться;
- сказать, сколько будет длиться ваша презентация;
- договориться о том, когда можно задавать вопросы - во время презентации или после;
- представить тему вашей презентации;
- установить доверительные отношения со слушателями;
- заставить аудиторию слушать вашу презентацию.
Для того чтобы достичь целей вступления, помните о четырех советах, весьма полезных при подготовке вступления вашей презентации
- Привлеките внимание. Привлечь внимание во вступлении можно цитатой или интересными данными.
- Укажите основные идеи. Перечень основных идей необходим для того, чтобы настроить слушателей на тему вашей презентации.
- Укажите интересы аудитории. Для чего аудитория пришла вас слушать? Что полезного в вашей презентации для слушателей? Расскажите об этом, и вас будут слушать с еще большим вниманием.
- Используйте уместные слова и жесты. Все время обращайте внимание на то, чтобы ваши жесты были уместными.
Вот несколько распространенных типов вступлений, которые вы можете использовать в своей презентации:
- цитаты,
- риторические вопросы,
- декларативные заявления,
- ситуации из жизни,
- текущие события,
- план действий,
- истории из жизни замечательных людей.
Выбор в первую очередь зависит от вас, вашего материала и специфики аудитории.
Если вы не хотите настроить вашу аудиторию негативно (или даже обидеть) с самого начала, соблюдайте ряд правил.
Не начинайте вашу презентацию с шутки, избегайте замечаний.
Пять «смертных грехов» вступления включают:
- извинения;
- длинные и медленные предложения;
- очевидные наблюдения;
- банальные вопросы;
- истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.
Разработка логики подачи материала является шестым шагом планирования вашей презентации.
Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, вам необходимо продумать переходы:
- от вступления к основной части презентации,
- от одной основной идеи к другой,
- от одного слайда к другому.
Переход - это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой.
С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за вашим рассказом.
Для обозначения перехода можно:
- использовать короткие фразы,
- найти привлекающее внимание высказывание,
- привести актуальную статистику,
- использовать шутку или шокирующее заявление,
- выдержать паузу,
- изменить тон голоса.
Если ваша презентация следует за чьей-либо еще или вас представляет кто-нибудь из организаторов, постарайтесь встретиться с этим человеком накануне и выяснить, о чем он будет говорить.
Так вы сможете подготовить красивый переход от его речи к своему вступлению.
Седьмым шагом планирования презентации является создание структуры основной части.
Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала.
Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что ваши идеи будут понятны слушателям.
Какие бывают типы логической последовательности?
Материал можно излагать:
- в хронологическом порядке,
- в порядке приоритета,
- в территориальном порядке,
- в тематической последовательности,
- структурируя его по принципу «проблема-решение».
Какой бы метод вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с вашим материалом. Подкрепляйте ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.
Хронологический порядок - один из типов логической последовательности структуры вашей презентации:
- сначала вы описываете события в прошлом;
- затем рассказываете о ситуации в настоящем;
- потом предполагаете, что произойдет в будущем.
Второй тип логической последовательности - это подача материала в порядке приоритета:
- сначала вы фокусируете внимание аудитории на самых важных вещах;
- затем переходите к менее значительным.
Вы начинаете презентацию с менее важных идей, затем переходите к более интересным, а заканчиваете самыми значительными.
Такой подход дает возможность вашим слушателям запомнить самую важную информацию, так как о ней вы будете говорить в конце презентации.
Вы можете также структурировать ваш материал по принципу «проблема - решение»:
- сначала вы обращаете внимание аудитории на существующую проблему;
- затем объясняете, почему эта проблема возникла;
- только после этого предлагаете свои рекомендации или решение проблемы
Здесь же, если вы считаете уместным, можно дать аудитории подумать над своим собственным решением этой проблемы.
Подготовка яркого и запоминающегося заключения - последний, восьмой шаг планирования презентации.
Хорошее заключение очень важно для успеха всей презентации.
- Еще раз выскажите основную мысль вашей презентации.
- «Бросьте вызов» аудитории.
- Призовите к действию или пригласите на следующую презентацию.
Ниже приведены ключевые составляющие заключения:
- яркое высказывание - переход к заключению;
- повторение основных идей презентации;
- подведение итогов;
- короткое и запоминающееся высказывание в конце.
Ваше заключение должно быть позитивным и уверенным.
Избегайте пяти «смертных грехов» заключения:
- изменения стиля ведения презентации;
- признания в том, что вы что-то забыли рассказать;
- заключения без подведения итогов;
- извинений;
- бессвязной речи.
Так же как и для вступлений, существует несколько типов заключений:
- возвращение к теме вступления;
- призыв к действиям;
- «вызов»;
- рассказ о том, что последует за этой презентацией.
В вашей презентации должны присутствовать хорошие переходы между заголовками. Страничные переходы являются внешним признаком внутренней логики документа.
Здесь приведены часто используемые слова и выражения, при помощи которых можно наладить плавные и логичные переходы между страницами презентации.
Ниже приведен список пунктов, которые необходимо просмотреть при проверке горизонтальной логики в вашей презентации.
- Четко ли сформулирована стратегия, на основе которой будет выстроена структура вашей презентации?
- Определен ли смысловой контекст?
- Какого рода информация заключена в заголовках? Служат ли они вводной частью текста страницы или содержат ключевые идеи или выводы?
- Насколько удачны переходы между слайдами? Отражают ли эти переходы взаимосвязи между заголовками, такие, как логическое продолжение, контраст или заключение?
- Являются ли заголовки вашей презентации логически и лингвистически упорядоченными?
- Заканчивается ли ваша презентация общими выводами, рекомендациями или руководством к дальнейшим действиям?
Даже если вы будете придерживаться стандартов, отличающихся от тех, которые предлагаются в этом курсе, механизм разработки слайдов остается прежним.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП
После проведения презентации учащимся проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.
При формировании оценочной самостоятельности необходимо учитывать особенности возраста учащихся. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. Учащиеся 5-6 классов могут сделать вывод о соответствии продукта замыслу, сравнивать ожидаемый и полученный продукт.
Важным шагом будет являться предложение и обсуждение прозрачных, то есть заранее известных и понятных для подростков критериев оценки качества продукта. Сначала инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся, оценивая, должны получить опыт работы с корректно заданными критериями. Тогда в старших классах они смогут предлагать критерии и способ для оценки продукта.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
I вариант 1.самостоятельность работы над проектом 2.актуальность и значимость темы 3.полнота раскрытия темы 4.оригинальность решения проблемы 5.артистизм и выразительность выступления 6.как раскрыто содержание проекта в презентации 7.использование средств наглядности, технических средств 8.ответы на вопросы | II вариант 1.важность темы проекта 2.глубина исследования проблемы 3.оригинальность предложенных решений 4.качество выполнения продукта 5.убедительность презентации |
При обсуждении итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Ученики основной школы способны назвать сильные и слабые стороны работы над проектом, анализировать причины успехов и неудач в работе, предложить способы преодоления трудностей. Учащиеся старшей школы оценивают результаты работы над проектом с точки зрения возможности использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.
Следует отметить, что оценка продукта и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная (выраженная в баллах). Это внутренняя неотъемлемая составляющая проектной деятельности. Продукт является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию учащегося, работая на формирование компетентности решения проблем, а не на оценку по формальным признакам.
Рекомендуется использовать проектную работу учащегося как набор ситуаций, в которых не только формируется, но и проявляется его компетенция, для оценки уровня сформированности его ключевых компетентностей. Есть возможность оценить уровень сформированности ключевых компетенций учащихся: компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта, а также компетентности в работе с информацией и коммуникативной компетентности по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом
Однако проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Возвращение на предыдущий этап возможно, если речь не идет буквально об ошибке: выбранный способ деятельности требует ресурсов, которых на момент выполнения практического этапа не оказывается у учащегося в распоряжении; если информационный поиск, проводимый на практическом этапе (создание информационного продукта) позволяет понять, что при анализе ситуации был упущен какой-либо важный фактор и т.п. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание проекта под руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.
Приложение
Рабочий лист группы
Тема:
Цель:
Задачи:
Направления исследования:
Приемы исследовательской деятельности
Форма проекта:
Этапы работы над проектом (продолжите заполнение таблицы с обратной стороны листа)
Формы работы | Сроки выполнения | Ответственные |
Учащиеся заполняют дома, повторяя алгоритм исследования:
этапы | исходный | разработки | реализации | завершения |
Возникшие трудности (затруднения) | ||||
Пути решения |
- В течение выступлений - фиксировать приемы исследовательской деятельности:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Приемы исследовательской деятельности | ||||
Часто используемые |
Редко используемые |
Какой из названных приемов вы не использовали в своем исследовании, но теперь понимаете необходимость его применения? |
Какими приемами работы вы овладели (подчеркните в таблице разным цветом):
- хорошо (красным)
- познакомился с приемом работы (зеленым)
- не использовал, не понял как применять (синим)
- Формы проектной работы
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Формы проекта |
Выделить в тексте:
- самые оригинальные (красным)
- соответствующие цели и задачам исследования, оптимально отражающие содержание проекта (зеленым)
- несоответствующие поставленным задачам, содержанию (синим)
Какую форму проекта вы бы теперь выбрали?
4.Как можно изменить тему вашего проекта для продолжения исследования, на базе наработанного материала?
Запишите новую тему исследования
5.Закончите предложение:
«Работа над проектом позволила мне..(отношение к предмету, развитие способностей, отношение с другими учащимися)…
«В процессе работы я овладел….»
«Навыки исследовательской деятельности :
-мне необходимы, потому что..
-я считаю, что мне не пригодятся, так как…
6.Попробуйте сформулировать совет или вывести правило по организации исследовательской деятельности (в форме поговорки, шутки).
Титульный лист.
- название учебного заведения;
- тема творческого проекта;
- ФИ исполнителей (ля), № группы, наименование специальности;
- ФИО учителя, осуществляющего научное руководство;
- год выполнения.
2. План или оглавлениес указанием страниц, глав, разделов и т.д.
3. Введение.Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи работы.
4. Изложение основного содержания, работы над проектом:
- условия, необходимые средства, материал;
- подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.;
- описание конкретного результата работы над творческим проектом, выводы, обобщения;
- обоснование практического значения проекта, предложения по возможному применению результатов.
5. Список использованной литературы.
Оформление списка литературы:
1.ФИО автора, наименование источника, место издания, издательство, год.
2.…..
6. Приложения:
- документы;
- таблицы;
- схемы;
- иллюстрации (по желанию).
Также в результате проектной деятельности учитель оформляет отчет о работе учащихся над творческим проектом. В отчете отражаются все этапы деятельности, обозначается конкретная работа каждого участника проекта. Учитель, кроме того, указывает цели и задачи работы, описывает результаты, уточняет, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе.
Методические рекомендации ученику
1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Рекомендации по подготовке рефератов
Реферат (от лат. Referre – докладывать, сообщать) – самостоятельно выполненная письменная работа научно-исследовательского характера по одной из актуальных теоретических или практических проблем. Реферат – своеобразная минидиссертация, это серьезный шаг ученика в науку.
Этапы работы над рефератом
1. Выбор проблемы реферата. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий решения. Умение увидеть острую педагогическую проблему – важный признак научного склада ума учителя.
Проблему не придумывают, а обнаруживают путем глубокого анализа действительности. Проблема – это противоречие реальной жизни, это то, что действительно беспокоит учителя, что вызывает у него переживания, раздумья.
2. Формулирование темы реферата и ее осмысление. Название темы вытекает из проблемы, оно конкретизирует и детализирует ее. Между тем название – это тот маяк, на который нужно постоянно ориентироваться при написании реферата. Материал, не работающий на название реферата, из его содержания должен быть исключен.
3. Составление плана реферата. Обычно план реферата в себя включает: введение, два-три вопроса (раздела, главы, параграфа), заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении (1 – 1,5 стр.) обычно отражаются:
а) актуальность проблемы и темы реферата;
б) степень ее разработанности в имеющейся литературе;
в) цель написания реферата.
Первый вопрос реферата должен носить теоретический характер, второй и последующие – прикладной, то есть отражать опыт исследуемой проблемы. Вопросы логически и содержательно должны быть связаны друг с другом и предполагать друг друга. Каждый вопрос (раздел, параграф, глава) должен завершаться серьезными обобщениями и выводами, вытекающими из их содержания.
В заключении (1 – 1,5 стр.) излагаются главные итоги выполненного исследования; ранее сделанные выводы по вопросам и параграфам как бы поднимаются на новую теоретическую высоту.
В приложении помещаются материалы исследовательского (рабочего, справочного, вспомогательного) характера, на которые автор ссылается по тексту: например, «См. приложение №3».
Список литературы составляется с учетом требований государственного стандарта.
4. Поиск и изучение необходимой литературы. Готовя реферат по избранной проблеме, ученик должен познакомиться с имеющейся литературой, где эта проблема уже получила то или иное решение. Знать основную литературу по теме реферата – первая обязанность исследователя.
Изучение литературы включает в себя чтение, осмысление и конспектирование имеющихся источников. Выписки должны сопровождаться обязательными ссылками на источники (автор, название источника, страницы), а также собственными суждениями и комментариями рефератчика.
5. Систематизация собственных исследовательских материалов. В содержании реферата непременно должен быть представлен собственный опыт в решении поставленной проблемы. Следовательно, нужно самому разобраться в этом опыте: собрать и привести в порядок свои записи, графики, таблицы, схемы и т.п., которые могут быть полезны для аргументации положений, отражаемых в реферате.
В отдельных случаях может возникнуть необходимость в проведении эксперимента, рассчитанного на определенный срок, на решение конкретной исследовательской задачи. Проведение экспериментов требует особой дополнительной подготовки.
6. Уточнение первоначального плана реферата. Необходимость в этом этапе работы возникает почти всегда, поскольку изучение литературы и обобщение результатов эксперимента постоянно расширяет и конкретизирует видение автором избранной проблемы, различных ее граней и нюансов. В итоге появляется необходимость уточнить или даже изменить название темы, или название глав, глав, разделов, параграфов, поменять их местами и т.д.
7. Написание текста реферата. Это самый ответственный и одновременно очень радостный этап работы над рефератом, поскольку носит ярко выраженный творческий характер. Автор в это время обобщает всю собранную информацию, систематизирует ее, сводит в логически связанные блоки, формулирует и прописывает собственные идеи, обобщения и выводы, шлифует стиль изложения материала – письменную речь.
Важно при этом отличать собственные от мыслей авторов, заимствованных из различных литературных источников. Все ключевые цитаты должны иметь соответствующие сноски с соблюдением требований Госстандарта.
Средний объем реферата – до 30 страниц печатного текста через два интервала, не считая приложений.
8 . Апробация полученных результатов. Она включает в себя выступления на конференциях и иных мероприятиях с изложением основных положений своего реферата, а также опубликование полученных результатов в печати.
9. Оформление реферата. Желательно, чтобы текст реферата был отпечатан на машинке или набран на компьютере. Листы реферата должны быть пронумерованы и сброшюрованы.
На обложке реферата обычно указываются: полное название учебного заведения, тема реферата, фамилия автора и год написания.
На следующем листе печатается план реферата: введение, 1-й вопрос (название), 2-1 вопрос (название), заключение, список использованной литературы, приложения. В случае большого объема реферата против каждого пункта реферата указываются и страницы.
В заключение отметим, что некоторые требования к оформлению рефератов недооцениваются, воспринимаются как ненужная формальность. Особенно часто игнорируются выводы по вопросам (главам, параграфам), заключение по реферату, сноски на цитируемые источники, список использованной литературы. Между тем перечисленные пункты – не формальность, а существенный элемент культуры научного труда, который следует выполнять так же старательно, как и грамматические правила русского языка.