Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов работы

Раздел, подраздел, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.

Разделы реферата должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами без точки, например:

1, 2, 3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого или подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1,

1.1.2, 1.1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2,

1.1.1.3 и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только пункт, или пункт имеет только подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует. Точка после последней цифры не ставится.

Защита реферата

Защита реферата имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний обучающегося по выбранной теме. На защите обучающийся должен хорошо ориентироваться в представленном реферате, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме реферата.

Перед защитой обучающийся готовится как по реферату в целом, так и по замечаниям преподавателя.

Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений реферата. В конце своего сообщения обучающийся отвечает на замечания и вопросы преподавателя. При оценке реферата преподаватель учитывает, как качество написания реферата, так и результаты его защиты.

Последним шагом является подготовка устного выступления и само выступление – защита реферата. Реферат лучше не читать, а рассказывать. Для этого составляют развернутый план или тезисы выступления по реферату. Сюда включают наиболее важные положения и наиболее выразительные примеры.

Такой текст занимает обычно 2−4 печатные страницы.

Критерии оценки реферата:

– использование источников, первоисточников, материалов эмпирических исследований по теме;

– методическая грамотность;

– самостоятельность и творческий подход;

– корректность применяемых в исследовании методов и выводов исследования;

– владение терминологией и стилем научного изложения;

– правильность и актуальность оформления;

– качество сбора документального и статистического материала;

– логика изложения, стилистическая грамотность.

Защита реферата оценивается по пятибалльной системе:

5 баллов– умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными от изученных дисциплин). Самостоятельное выполнение реферата. Профессионально грамотная речь студента.

4 балла – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). Самостоятельное выполнение реферата. Профессионально грамотная речь студента. Единичные и несущественные недочеты.

3 балла – умение воспроизводить изученные факты, правила, способы действия; умение пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение научно объяснять процессы; аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). При наличии неоднократных существенных недочетов.

2 балла – ставится за выполнение реферата с грубыми недочетами; неумение воспроизводить знания, аргументировать умозаключения, профессионально грамотная речь, неумение правильно и научно объяснять.

Реферат, получивший неудовлетворительную оценку при защите, подлежит повторной защите студентом.

Студент, не защитивший реферат в установленные сроки, считается имеющим академическую задолженность по текущему контролю, а именно, если рабочей программой предусмотрено написание и защита реферата, студент не может пройти промежуточную аттестацию (сдать экзамен или зачет) по дисциплине. Для получения допуска к сдаче промежуточной аттестации необходимо получить положительную оценку по написанию и защите реферата.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Цель и задачи

Курсовая работа и курсовой проект (далее – курсовая работа) являются завершающим этапом изучения курса дисциплины. Курсовая работа позволяет судить о том, насколько обучающийся усвоил теоретический курс и каковы его умения в решении конкретных практических проблем.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические навыки. Курсовая работа является важной частью самостоятельной работы обучающихся. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки дипломной работы.

Цель выполнения курсовой работы:

– проверка, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, а обучение студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобретение навыков практической деятельности в конкретных областях практической деятельности;

– углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

– умение применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

– развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– подготовка к итоговой государственной аттестации.

К курсовой работе как к самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

– курсовая должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением законодательных нормативных и др. документов, определяющих систему построения ответа по избранной теме;

– работа должна быть написана самостоятельно и отличаться критическим подходом. Желательно, чтобы работа заканчивалась выводами и предложениями;

– работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена.

Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Составление предварительного плана.

4. Изучение отобранных литературных источников.

5. Составление окончательного варианта плана.

6. Сбор и обработка фактических данных на основе статистической информации, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщения.

7. Написание текста курсовой работы.

8. Защита курсовой работы.

Выбор темы

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем, рассматривается и принимается на заседании кафедры. Обучающимся предоставляется право выбора любой предложенной темы. По согласованию с руководителем и заведующим кафедрой обучающийся может избрать для курсовой работы тему, не входящую в рекомендованный кафедрой перечень, а также несколько изменить ее название.

При выборе темы следует учитывать научный и практический интерес. Тема курсовой работы может быть увязана в перспективе с разработкой вопросов в выпускной квалификационной работе. В этом случае обучающийся ставит перед собой цель углубить полученные ранее знания с тем, чтобы всесторонне изучив проблему, выполнить дипломную работу на близкую к его интересам тему.

Обучающийся может выбрать такую тему, которая мало изучена в процессе предыдущей учебы. Однако выбор темы должен быть обоснован. При выборе темы необходимо иметь ориентировочное представление о сущности раскрываемой проблемы, знать какие вопросы следует осветить в работе. С этой целью студент должен ознакомиться с избранной темой по литературным источникам.

Кафедра назначает руководителя курсовой работы и определяет сроки ее выполнения и защиты. Руководителем назначается преподаватель, читающий дисциплину.

3 Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме

Подбирать литературу по курсовой работе следует самостоятельно. Обучающемуся необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками, а также лекционными и семинарскими материалами.

Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с руководителем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы, а также следует проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источником они включаются в список использованной литературы.

Предварительное ознакомление с литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомление нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный вариант плана курсовой работы.

4 Составление первоначального плана

На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составлен первоначальный вариант плана курсовой работы. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах и определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не будут указываться в основном (официальном) плане. Эти вопросы предназначены для «внутреннего», рабочего плана по которому и пишется курсовая работа.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы.

Составленный план необходимо согласовать с руководителем курсовой работы.

Наши рекомендации