Критерии качества контрольной работы
1. Правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач.
2. Самостоятельность суждений, творческий подход, научное обоснование раскрываемой проблемы.
3. Правильность использования цитат (если цитата приводится дословно, то надо взять ее в кавычки и указать источник с указанием фамилии автора, названия произведения, места и города издания, тома, части, параграфа, страницы).
4. Наличие в конце работы полного списка литературы.
Критерии оценки
Контрольная работа оценивается «зачтено» или «не зачтено»:
– зачтено –выполнено не менее 50% заданий, работа выполнена по стандартной или самостоятельно разработанной методике, в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, по ходу решения сделаны аргументированные выводы, самостоятельно выполнена графическая часть работы;
– не зачтено – обучающийся не справился с заданием (выполнено менее 50% заданий варианта), не раскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопроса, в решении задач, в выполнении графической части задания и т.д., а также выполнена не самостоятельно.
Если работа выполнена на оценку неудовлетворительно, контрольная работа возвращается обучающемуся с подробными замечаниями для доработки, при этом работа над ошибками выполняется в той же тетради.
Если содержание контрольной работы не соответствует установленному варианту, обучающийся выполняет контрольную работу по своему варианту и сдает ее в учебную часть для рецензирования.
Если контрольная работа выполнена не самостоятельно, обучающемуся выдается новый вариант контрольной работы, отличный от первоначального.
Контрольная работа, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, без соблюдения требований по оформлению возвращается студенту без проверки с указанием причин возврата на титульном листе.
Обучающийся допускается к сдаче зачета или экзамена при положительнойаттестации контрольной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Введение
В настоящее время компьютерные технологии проникают все глубже во все сферы научной и производственной деятельности человека. Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать ее студентами в учебной и научной деятельности презентаций.
Большинство современных обучающихся рано или поздно сталкиваются с необходимостью оформлять презентацию. Доклады по научно-
исследовательской работе, отчеты по практике и ее результаты, выпускные квалификационные работы могут также оформляться как презентации. Презентации нужны как иллюстрации к выступлениям с докладом в процессе учебы, для участия в конкурсах и т.д.
Серьезное слово «презентация» ведет свою родословную от латинского «praesentatio» – представление, предъявление, демонстрация чего-либо нового. Этот род работы представляет собой краткое изложение устного доклада, реферата по определенной теме в электронной форме с использованием компьютерных технологий.
Презентация – разновидность самостоятельной работы с компьютерными технологиями, состоящая в использовании разнообразных приемов обработки информации, заключенной в докладе или реферате, составленном обучающимся.
Цель презентации – научиться демонстрировать умение работать с информацией, используя приемы и методы, умение работать с различными компьютерными программами.
Основные правила оформления презентаций
1. Стиль изложения и оформления должен быть деловым и сдержанным. Логотип и несколько элементов оформления на периферии страницы – этого достаточно.
2. Делайте для каждого слайда уникальный заголовок. Пять слайдов с одним и тем же заглавием – и зрители перестанут вообще смотреть на заголовки.
3. Ставьте порядковые номера слайдов и общее количество их в презентации. Так вы позволите аудитории понимать, сколько осталось до конца.
4. Выводите информацию на слайд постепенно. Пусть слова и картинки появляются параллельно вашей «озвучке»: так понятнее, чем вести рассказ по статичному слайду.
5. Приводите факты, цифры и графики – это хорошая поддержка для вашего выступления. Голый текст никого не заинтересует.
6. Применяйте высококонтрастные цвета, крупные шрифты и внятные иллюстрации. В противном случае, сидящие на задних рядах, ничего не разберут на экране.
7. Фотографии, рисунки и другие иллюстрации старайтесь размещать на отдельных слайдах. Тоже относится к большим диаграммам, таблицам, схемам и графикам.
8. Не переписывайте в презентацию свой доклад. В идеале вообще ни одно слово доклада не должно дублироваться на слайдах – кроме темы, имен собственных и названий графиков и таблиц. Демонстрация презентации на экране – это вспомогательный инструмент, иллюстрирующий вашу речь.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭССЕ
Введение
Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать такую форму работы с научной литературой как эссе.
Исследовательская работа обучающегося может также оформляться как эссе.
Эссе (от французского «essai») − жанр критики, публицистики – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. Это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему.
Научное эссе значительно отличается от литературного эссе. Главное отличие заключается в том, что эссе пишется и оформляется по определенным правилам.
1. Основные правила оформления эссе
1. Объем не должен превышать 1−2 страниц.
2. Необходимо писать коротко и ясно.
3. От обучающегося требуется проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
4. Структура эссе включает такие обязательные компоненты, как: – Введение (суть и обоснование выбора избранной темы).
– Основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала).
– Заключение (обобщения и выводы).
5. Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать 3 − 4 терминов.
6. В основной части каждый из абзацев должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.
7. При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки, и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.
8. В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.
Качество любого эссе зависит от 3 составляющих:
а) от качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекции, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме);
б) от качества обработки исходного материала (систематизация
материала, его организация, аргументация и доводы);
в) от аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе
проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько этапов:
совершенствование
обдумывание → планирование → написание → проверка →
написанного
Обычно вопросы и задания, ставящиеся перед студентами в процессе написания эссе, требуют аналитических ответов, т.е. поиска объяснения: почему что-то происходит (по какой причине) и как это происходит (процессы, механизмы), причем ответ требует не простого описания фактов или обобщения того, что сказано другими.
Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Более того, в последнее время, особенно в связи с появлением современных средств ИКТ, стали появляться новые разновидности эссе: эссеустное, эссе-презентация (с использованием презентации Power Point), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру).
2. Подбор и предварительное ознакомление с литературой
Подбирать литературу для написания эссе следует самостоятельно. Обучающемуся необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками, а также лекционными и семинарскими материалами.
Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с преподавателем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы, а также следует проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источником они включаются в список использованной литературы.
Предварительное ознакомление с литературой необходимо для того, чтобы выяснить, насколько содержание той или иной книги или журнальной статьи соответствует избранной теме. Кроме того, без такого ознакомления нельзя получить полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составить первоначальный вариант плана эссе.
3. Составление первоначального плана
На основе предварительного ознакомления с литературой должен быть тщательно продуман и составлен первоначальный вариант плана эссе. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не будут указываться в основном (официальном) плане. Эти вопросы предназначены для
«внутреннего», рабочего плана, по которому и пишется эссе.
План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план необходимо согласовать с преподавателем.
Написание эссе
Введение должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить и то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет, а также дать краткие определения ключевых терминов (достаточно в одно предложение).
Если в эссе даются исследования и оценки того, как (или почему) учеными используются ключевые термины для различного обозначения понятий или придаются им различные значения, тогда вам необходимо отразить эти моменты во введении.
Собственные суждения следует привести в основной части эссе (например, дать это под отдельным подзаголовком).
Основная часть эссе предполагает развитие вашей аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание вашего эссе, и это представляет собой главную трудность. Именно в этих целях важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование вашей аргументации; именно здесь вы должны обосновывать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую вами аргументацию (анализ).
Наполняя разделы своей аргументацией (соответствующей подзаголовкам), ограничьтесь в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли. Для написания черновика эссе полезно применять методику последовательной нумерации всех параграфов – это помогает вам следить за тем, чтобы каждому параграфу (и его главной мысли) соответствовало «свое место», т.е. чтобы в логической последовательности каждый параграф следовал за предыдущим параграфом и предшествовал последующему. В окончательном варианте нумерацию параграфов можно удалить.
При написании эссе для того, чтобы оно было выполнено на хорошем уровне, чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).
Все фактические данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту.
Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.
Не забывайте также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению.
При написании эссе порой возникают трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете), не забудьте дать отсылку к источнику.
Заключительная часть эссе может включать краткое изложение ваших основных аргументов, но постарайтесь, чтобы оно было очень кратким.
Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) вашего исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Затем следует сказать несколько предложений, объясняющих, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть проделано.
Проверка эссе
Огромное значение при написании эссе имеет проверка первой его версии. При написании черновика ваша главная задача заключается в том, чтобы выработать аргументацию, отшлифовать основные мысли и расположить их в строгой последовательности, сопровождая их иллюстративными материалами или вспомогательными данными и т.д. Написав первый вариант, дать материалу день или два «отлежаться», а затем вернуться к работе по проверке и улучшению, на «свежую голову».
При проверке, прежде всего, обратите внимание на силу вашей аргументации: совпадает ли написанное вами эссе с вашими намерениями в области структуры работы и анализа; связано ли оно и убедительно; достаточно ли использовано данных; соответствующих данных; эффективно ли они использованы и т.д.
Затем (последний шаг) проверьте грамотность текста (орфографию, пунктуацию, стилистическое единообразие и т.д.) и согласованность (содержательно - по заголовкам и подзаголовкам, и технически - форматирование и т.д.).
Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации учащихся) как преподаватели, так и студенты.
Защита эссе
Цель защиты эссе – выявить глубину и самостоятельность знаний студента по выбранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленном эссе, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме эссе.
Перед защитой студент готовится как по эссе в целом, так и по замечаниям преподавателя.
Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений эссе. В конце своего сообщения студент отвечает на замечания и вопросы преподавателя и студентов. При оценке эссе преподаватель учитывае, как качество написания эссе, так и результаты его защиты.
Последним шагом является подготовка устного выступления и само выступление – защита эссе. Эссе лучше не читать, а рассказывать. Для этого составляют развернутый план или тезисы выступления по эссе.
Критерии оценки эссе
– умение ответить на поставленный вопрос;
– организация ответа;
– умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы;
– умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения);
– умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы;
– умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию.
Защита эссе оценивается по следующей системе:
Отлично– умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными от изученных дисциплин). Самостоятельное выполнение эссе. Профессионально грамотная речь студента.
Хорошо – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). Самостоятельное выполнение эссе. Профессионально грамотная речь студента. Единичные и несущественные недочеты.
Удовлетворительно – умение воспроизводить изученные факты, правила, способы действия; умение пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение научно объяснять процессы; аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). При наличии неоднократных существенных недочетов.
Неудовлетворительно – ставится за выполнение эссе с грубыми недочетами; неумение воспроизводить знания, аргументировать умозаключения, профессионально грамотная речь, неумение правильно и научно объяснять.
Обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку при защите эссе, подлежит доработке (переработке) и повторной защите.
Обучающийся, не защитивший эссе в установленные сроки, считается имеющим академическую задолженность по текущему контролю, а именно, если рабочей программой предусмотрено написание и защита эссе, студент не может пройти промежуточную аттестацию (сдать экзамен или зачет) по дисциплине. Для получения допуска к сдаче промежуточной аттестации необходимо получить положительную оценку по написанию и защите эссе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
РЕФЕРАТА
Введение
Определенной ступенью в освоении информационной культуры является умение использовать такую форму работы с научной литературой как реферат.
Исследовательская работа студента, практика и ее результаты могут также оформляться как реферат. Рефераты нужны для выступления с докладом в процессе учебы, для участия в конкурсах и т.д. Это наиболее распространенный исследовательский жанр в системе образования.
Серьезное слово «реферат» ведет свою родословную от латинского «referte» – сообщать, докладывать (дословно – пусть он доложит). Этот род работы представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме устного доклада содержания того или иного научного труда (трудов) по определенной теме.
Реферирование есть разновидность самостоятельной работы с литературным источником, состоящий в использовании разнообразных приемов обработки заключенной в нем информации. При реферировании материал источника конспектируется, цитируется, анализируется, обобщается, сравнивается, в нем выделяется главная мысль, к нему выражается личное отношение, проводится обоснование, доказательство, моделирование, классификация, т.е. с материалом проводятся любые мыслительные операции. В итоге этой работы пишется реферат как последовательное, цельное, логически завершенное письменное изложение ее результатов.
По сути, реферирование есть исследовательская деятельность с сообщением об итогах изучения научной проблемы.
Цель реферирования и реферата – научиться и продемонстрировать умение работать с информацией, используя приемы и методы, умение работать с различными источниками познания, разнообразными жанрами научной литературы, а также способность понимать и проникать в смысл текстов адекватно авторскому замыслу.
В ходе написания реферата обучающийся должен:
– научиться пользоваться библиографическими указателями и грамотно составлять списки литературы;
– изучить и проанализировать определенный круг научной литературы, на основе которой делать обзор избранной проблемы;
– вырабатывать критерии исправления различных научных направлений, взглядов на проблему;
– оценивать позиции различных авторов;
– обосновывать актуальность избранной темы и круга проблем в работе;
– правильно оформить реферат.