Порядок выбора и утверждение темы работы
Темы КР разрабатываются кафедрой с учетом их актуальности, научной и практической значимости, обсуждаются и утверждаются кафедрой (не позднее марта). Кафедра организует встречи научных руководителей со студентами, которые в течение апреля должны выбрать тему и, согласовав свой выбор с научным руководителем, оформить его заявлением на имя директора ИП с просьбой утвердить тему работы.
Рекомендации:
При выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работы необходимо руководствоваться:
ü вашими возможностями и научными интересами;
ü глубиной знания по выбранному направлению;
ü желанием выполнить работу теоретического, практического и опытно-поискового характера;
ü профилем, подготовки;
ü возможностью преемственности курсовой работы с ВКР.
Тематика работ, выбранных студентами и согласованных с научным руководителем, утверждается решением кафедры.
Последовательность выполнения курсовой работы
Чтобы эффективно выполнить курсовую работу необходимо четко определить последовательность ее выполнения. Основные этапы курсовой работы заключаются в следующем:
- определение темы научной работы и его вида;
- работа с библиографией: подбор и изучение современных и исторических источников, связанных с проблемой работы, систематизация найденных источников (по годам, по проблемам и т.д.);
- разработка научного аппарата исследования: выделение актуальности, степени разработанности и противоречий в исследовании, определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методологии и методов, теоретической и практической значимости, базы исследования, способов апробации результатов и структуры работы;
- реферирование найденных материалов, нахождение существенных (ключевых) аспектов, поиск доказательных примеров и ситуаций;
- изучение соответствующего педагогического опыта как в теории (по авторским публикациям), так и на практике (во время педпрактики, в собственной педагогической деятельности), теоретическое обоснование гипотезы исследования;
- систематизация и обобщение освоенных в теории и практике материалов по теме исследования, обоснование критериев и показателей дальнейшего эмпирического изучения объекта исследования;
- разработка программы педагогической деятельности в рамках исследовательской работы;
- апробация методов опытно-поисковой работы;
- эмпирическое доказательство гипотезы исследования;
- итоговое обобщение результатов проведенного исследования;
- оформление текста в соответствии с принятыми требованиями;
- представление и защита курсовой работы.
Содержание курсовых работ
Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом:
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы …
1.1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет)
1.2. Общий теоретический обзор (освещение современного состояния проблемы)
1.3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта).
1.4. Выводы по I главе
Заключение
Литература
Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР.
Следующим видом курсовой работы является проектная деятельность, апробируемая на практике.
В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом:
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы …
1.1. Состояние проблемы ….. в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Обосновывается гипотеза исследования
Выводы по 1 главе
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы …..
2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, выбор критериев и показателей, методов диагностики и т.д.).
2.2. Разработка практико-ориентированного педагогического проекта по проблеме исследования
2.3. Апробация (описание объекта, диагностики, результатов констатирующего этапов опытно-поисковой работы (если таковой имеется), интерпретация полученных данных);
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Последовательная и сущностная интерпретация содержания курсовой работы дает основание для определения формулировки темы выпускной квалификационной работы (ВКР) (см. таблицу 1).
Таблица 1
Примерная тематика исследовательских работ
Тема курсовой работы | Тема ВКР |
Организация драматизации в образовательном процессе | Драматизация как условие социально-коммуникативного развития старших дошкольников |
Психолого-педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников | Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки старших дошкольников |
Психолого-педагогические условия подготовки ребенка к обучению в школе | Взаимодействие семьи и ДОУ в подготовке ребенка к обучению в школе |
Воспитание культуры межнационального общения детей 6-7-лет | Проектирование процесса формирования культуры межнационального общения детей 6-7-лет в полиэтнической среде |
Экологическое развитие детей дошкольного возраста | Использование режиссерской игры в экологическом развитии детей дошкольного возраста |
Проектирование образовательного маршрута дошкольников | Проектирование образовательного маршрута по эстетическому воспитанию младших дошкольников |
Критерии курсовой работы
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания работы теме исследования;
- глубина проработки материала;
- правильность и полнота разработки поставленных задач;
- адекватность диагностических методик объекту исследования;
- эффективность проведенного исследования;
- значимость выводов для последующей практической деятельности;
- соответствие оформления курсовой работы требованиям.
Курсовая работа регистрируется на кафедре за месяц до защиты и представляется студентом научному руководителю, который допускает ее к защите. Курсовая работа проходит публичную защиту перед комиссией преподавателей (не менее 3), которые оценивают ее по пятибальной системе.
Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся на кафедре в течение двух лет, а затем списываются по акту.
II Содержание и этапы выполнения ВКР
Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное, завершенное научное исследование, содержание которого включает обобщение теории и практики на конкретную тему с обязательной публичной защитой. ВКР представляется в виде рукописи. При защите выпускник должен продемонстрировать соответствие своей подготовки в части теоретических знаний, профессиональных умений и навыков требованиям ФГОС ВПО.
3.1. Составление индивидуального и рабочего плана
Приступить к выполнению ВКР бакалавр должен за год до окончания обучения. ВКР выполняется в течение года. Совместная работа студента-дипломника и его научного руководителя начинается с составления индивидуального плана. Научный руководитель помогает составить план работы, а также составить календарный график работы. План начинается с разработки темы, составляется перечень дел, связанных внутренней логикой исследования. Необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. План имеет динамический, подвижный характер.
Успешно выполнить ВКР помогает индивидуальный план подготовки, который каждый студент разрабатывает совместно с научным руководителем. Такой план помогает установить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов ВКР. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы. Можно использовать схему данной Н.А.Виноградовой (см. таблицу 2) [3].
Индивидуальный план подготовки ВКР
Ф.И.О студента ___________________________________________
Тема_____________________________________________________
Форма обучения___________________________________________
Таблица 2
Содержание работы | Срок выпол- нения | Отметка о выполне-нии |
1 этап - подготовительный | ||
Определение методологических основ исследования: - выбор темы; - составление списка литературы по теме исследования; - определение объекта исследования; - определение предмета исследования; - выделение и анализ базовых понятий по теме исследования | ||
Подготовка к организации и проведению исследования: - анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста; - уточнение темы; | ||
- формирование гипотезы, цели, задачи исследования; - выбор методов исследования и конкретной базы для проведения опытно-поисковой работы (ДОО, учреждения дополнительного образования и т.д.). | ||
2 этап - подготовка и проведение опытно-поисковой работы | ||
Планирование опытно-поисковой работы: - определение экспериментальной и контрольной групп; - подбор диагностических методик и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация; - разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов, воспитательных мероприятий и других форм опытно-поисковой работы); - разработка методики анализа результатов исследования (уровни, критерии, показатели); - получение консультаций в целях уточнения диагностических методик и возможности их применения при проведении опытно-поисковой работы. Проведение опытно-поисковой работы: - проведение констатирующего этапа эксперимента; - на основе анализа констатирующего этапа проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, т.е системы работы с детьми (занятия, технология, индивидуальная работа, направленная на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы); - анализ проведения формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытно-поисковой работы, описание опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений; - проверка выполнения задач исследования и определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение; - заключительный контрольный срез эксперимента, анализ, выводы, возможные рекомендации | ||
3 этап – оформление ВКР | ||
Завершение написания квалификационной работы: - компоновка подготовленных текстов; - написание выводов; - составление заключения; - написание введения. | ||
Оформление списка литературы Составление приложений Составление оглавления Оформление титульного листа | ||
4 этап - подготовка и защита ВКР | ||
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии Ознакомление с рецензиями Подготовка текста для публичной защиты |