Курсовых и выпускных квалификационных работ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Башкирский государственный педагогический университет

Им. М.Акмуллы»

(ФГБОУ ВО «БГП У им. М.Акмуллы»)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", ПРОФИЛЬ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Уфа 2015

УДК 378.146.9

ББК Ч481.245

К 20

Методические рекомендации к выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ по направлению "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование/авт.-сост. Н.Ш. Сыртланова. Уфа, 2015. – 63 с.

Предлагаемое практическое пособие – рассмотрение процесса подготовки курсовой и выпускной квалификационной работ по дошкольной педагогике бакалавра, начиная от выбора темы исследования и заканчивая ее публичной защитой.

В данном пособии раскрывается технология написания курсовых и выпускных квалификационных работ по дошкольной педагогике. Излагается порядок подготовки и их публичной защиты.

Пособие предназначено студентам дошкольного отделения, работающим над научным исследованием.

Рецензенты:

к.п.н., доц. Л.В. Панова.

к.п.н., доц. Г.Ф. Шабаева

Введение

Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образования в огромной мере зависят от педагогов – от их научной квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности в период обучения в вузе. Это объясняется, во-первых, тем, что лекционные и семинарские занятия не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли; во-вторых, в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать; в-третьих, меняются методы работы ДОУ, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности.

Учебными планами высших учебных заведений предусматривается написание студентами курсовых работ (далее – КР) по дошкольной педагогике и выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) по профилю подготовки «Дошкольное образование». Последние являются важным звеном в выработке каждым студентом навыков самостоятельного изучения науки и практики дошкольной педагогики, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретений опыта накопления и получения знаний, что необходимо будущему бакалавру педагогического образования, работающему по профилю «Дошкольное образование».

Научно-исследовательская деятельности бакалавров направлена на формирование общекультурной компетентности - умение применять методы теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). К профессиональным компетенциями относится способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3).

В ходе учебной практики бакалаврами осуществляется научно-исследовательская работа. Содержание практики дает возможность изучать научно-педагогическую литературу и другую специальную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и образования в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектных разработок; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-педагогической информации по теме исследования; составлять отчеты по теме или ее разделу исследования; выступить с докладом на конференции.

Недостаточное методическое обеспечение по научно-исследовательской деятельности бакалавров по профилю подготовки «Дошкольное образование» дошкольной педагогике приводит к тому, что зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по подготовке и написанию КР дошкольной педагогике и ВКР по профилю подготовки.

Как выбрать темы курсовой и выпускной квалификационной работы? Где и как искать необходимые материалы? Какова технология подготовки и оформления работ? Как построить процедуру защиты? Каковы критерии оценки работ? Вот круг вопросов, на которые авторы предлагают ответы, рожденные многолетним опытом работы в вузе и в профессиональной педагогической деятельности.

Мы надеемся, что данное пособие, поможет студентам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно.

I. Содержание и этапы выполнения курсовой работы

Курсовая работа – это один из видов научно-исследовательской работы, которую выполняет студент за время обучения в вузе. Курсовая работа тематически связана с соответствующими учебными курсами, которые определены государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО).

Курсовая работа выполняется студентами самостоятельно под научным руководством со стороны преподавателя. В курсовой работе исследуется какая-либо проблема дошкольной педагогики. К таким проблемам могут относиться: моделирование образовательного процесса в ДОО; взаимодействие педагога, детей, родителей; педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; предметная, познавательная, игровая, художественно-эстетическая деятельность дошкольников; современные концепции дошкольного образования, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников и т.д.

Содержание курсовых работ

Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

1.1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет)

1.2. Общий теоретический обзор (освещение современного состояния проблемы)

1.3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта).

1.4. Выводы по I главе

Заключение

Литература

Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР.

Следующим видом курсовой работы является проектная деятельность, апробируемая на практике.

В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

1.1. Состояние проблемы ….. в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Обосновывается гипотеза исследования

Выводы по 1 главе

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы …..

2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, выбор критериев и показателей, методов диагностики и т.д.).

2.2. Разработка практико-ориентированного педагогического проекта по проблеме исследования

2.3. Апробация (описание объекта, диагностики, результатов констатирующего этапов опытно-поисковой работы (если таковой имеется), интерпретация полученных данных);

Выводы по 2 главе

Заключение

Литература

Последовательная и сущностная интерпретация содержания курсовой работы дает основание для определения формулировки темы выпускной квалификационной работы (ВКР) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Примерная тематика исследовательских работ

Тема курсовой работы Тема ВКР
Организация драматизации в образовательном процессе Драматизация как условие социально-коммуникативного развития старших дошкольников
Психолого-педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки старших дошкольников
Психолого-педагогические условия подготовки ребенка к обучению в школе Взаимодействие семьи и ДОУ в подготовке ребенка к обучению в школе
Воспитание культуры межнационального общения детей 6-7-лет Проектирование процесса формирования культуры межнационального общения детей 6-7-лет в полиэтнической среде
Экологическое развитие детей дошкольного возраста Использование режиссерской игры в экологическом развитии детей дошкольного возраста
Проектирование образовательного маршрута дошкольников Проектирование образовательного маршрута по эстетическому воспитанию младших дошкольников

Критерии курсовой работы

- актуальность темы исследования;

- соответствие содержания работы теме исследования;

- глубина проработки материала;

- правильность и полнота разработки поставленных задач;

- адекватность диагностических методик объекту исследования;

- эффективность проведенного исследования;

- значимость выводов для последующей практической деятельности;

- соответствие оформления курсовой работы требованиям.

Курсовая работа регистрируется на кафедре за месяц до защиты и представляется студентом научному руководителю, который допускает ее к защите. Курсовая работа проходит публичную защиту перед комиссией преподавателей (не менее 3), которые оценивают ее по пятибальной системе.

Студенты, чьи работы были оценены неудовлетворительно, имеют право на выбор новой темы или доработку прежней, при этом им определяется новый срок ее исполнения. Принятые курсовые работы хранятся на кафедре в течение двух лет, а затем списываются по акту.

II Содержание и этапы выполнения ВКР

Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой самостоятельное, завершенное научное исследование, содержание которого включает обобщение теории и практики на конкретную тему с обязательной публичной защитой. ВКР представляется в виде рукописи. При защите выпускник должен продемонстрировать соответствие своей подготовки в части теоретических знаний, профессиональных умений и навыков требованиям ФГОС ВПО.

3.1. Составление индивидуального и рабочего плана

Приступить к выполнению ВКР бакалавр должен за год до окончания обучения. ВКР выполняется в течение года. Совместная работа студента-дипломника и его научного руководителя начинается с составления индивидуального плана. Научный руководитель помогает составить план работы, а также составить календарный график работы. План начинается с разработки темы, составляется перечень дел, связанных внутренней логикой исследования. Необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. План имеет динамический, подвижный характер.

Успешно выполнить ВКР помогает индивидуальный план подготовки, который каждый студент разрабатывает совместно с научным руководителем. Такой план помогает установить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов ВКР. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы. Можно использовать схему данной Н.А.Виноградовой (см. таблицу 2) [3].

Индивидуальный план подготовки ВКР

Ф.И.О студента ___________________________________________

Тема_____________________________________________________

Форма обучения___________________________________________

Таблица 2

Содержание работы Срок выпол- нения Отметка о выполне-нии
1 этап - подготовительный
Определение методологических основ исследования: - выбор темы; - составление списка литературы по теме исследования; - определение объекта исследования; - определение предмета исследования; - выделение и анализ базовых понятий по теме исследования    
Подготовка к организации и проведению исследования: - анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста; - уточнение темы;    
- формирование гипотезы, цели, задачи исследования; - выбор методов исследования и конкретной базы для проведения опытно-поисковой работы (ДОО, учреждения дополнительного образования и т.д.).      
2 этап - подготовка и проведение опытно-поисковой работы
Планирование опытно-поисковой работы: - определение экспериментальной и контрольной групп; - подбор диагностических методик и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация; - разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов, воспитательных мероприятий и других форм опытно-поисковой работы); - разработка методики анализа результатов исследования (уровни, критерии, показатели); - получение консультаций в целях уточнения диагностических методик и возможности их применения при проведении опытно-поисковой работы. Проведение опытно-поисковой работы: - проведение констатирующего этапа эксперимента; - на основе анализа констатирующего этапа проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, т.е системы работы с детьми (занятия, технология, индивидуальная работа, направленная на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы); - анализ проведения формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытно-поисковой работы, описание опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений; - проверка выполнения задач исследования и определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение; - заключительный контрольный срез эксперимента, анализ, выводы, возможные рекомендации      
3 этап – оформление ВКР
Завершение написания квалификационной работы: - компоновка подготовленных текстов; - написание выводов; - составление заключения; - написание введения.    
Оформление списка литературы Составление приложений Составление оглавления Оформление титульного листа        
4 этап - подготовка и защита ВКР
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии Ознакомление с рецензиями Подготовка текста для публичной защиты    

Структура ВКР

Структура ВКР может иметь различное – двух – или трехглавое построение. Это обусловлено общим концептуальным подходом, определяемым в процессе совместной работы научного руководителя и выпускника.

Двуглавое построение ВКР предполагает следующую структуру:

Введение

Глава I (теоретическая). Теоретические основы проблемы……..

1.1. Раскрывается объект исследования (теоретические концепции, на которые опирается исследование, критерии, показатели диагностики).

1.2. Раскрывается предмет исследования (обосновываются положения, на которые опирается варьирование независимой переменной).

1.3. Обосновывается гипотеза исследования.

Выводы по I главе

Глава II (практическая). Опытно-экспериментальное исследование …..

2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, критерии, показатели и методы диагностики и т.д.).

2.2. Описание процесса апробации (формирующего этапа).

2.3. Сравнительная характеристика результатов проведенного исследования.

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Приложения

Трехглавое построение ВКР может базироваться на следующих вариантах:

А) В первой главе дана характеристика объекта исследования; во второй – характеристика предмета исследования; в третьей – обоснование положений гипотезы.

Б) Первая глава отражает результаты теоретического анализа проблемы; вторая – результаты констатирующего (диагностического) этапа опытной части исследования; третья – представляет преобразующий (формирующий) и заключительный (контрольный) этапы опытно-экспериментальной части исследования.

Приведем примеры двуглавого и трехглавого построения ВКР.

Тема «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО»

Введение

ГЛАВА I. Теоретические подходы к проблеме исследования ценностных ориентаций будущих педагогов ДОО

1.1. «Ценности» и их классификации

1.2. Общая характеристика ценностных ориентаций личности

1.3. Методы формирования ценностных ориентаций личности

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Исследование ценностных ориентаций студентов Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы

2.1. Объект и методы исследования

2.2. Результаты исследования ценностных ориентаций студентов 2012-13 гг

2.3. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов 2013-14 и 2014-15 гг

Выводы по II главе

Заключение

Литература

Приложения

Тема «Педагогическое взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО»

Введение

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

1.1. Взаимодействие как педагогическая категория.

1.2. Особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Организация педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.1. Методы и формы взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.2. Структурно-функциональная модель педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по II главе

ГЛАВА III. Методика педагогического взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

2.1. Исследование уровней и типов взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста

2.2. Характеристика динамики уровней взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

Выводы по III главе

Заключение

Литература

Приложения

Задачи

1. Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по эмоциональному состоянию дошкольников.

2. Установить детерминацию отрицательных эмоциональных состояний дошкольников.

3. Провести психодиагностическое исследование эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста после просмотра телепередач.

4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по 1 главе

Проведенный анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований эмоционального состояния дошкольниковв показал, что .….

В данном исследовании под «эмоциональным состоянием» мы будем понимать…

В ходе теоретического анализа была установлена детерминация отрицательных эмоциональных состояний дошкольников...

Выводы по 2 главе

Исследование эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста после просмотра телепередач позволяет сделать вывод, что….

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению отрицательных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста сводится к следующему…..

Заключение должно не просто «поставить точку» в конце работы, но кратко обобщить изложенный материал. Учитывая, что содержание научной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить в той же логике. Поэтому в заключении, как правило, включаются следующие компоненты:

– прежде всего, подтверждение актуальности выбранной темы (но этот текст не должен повторять слово в слово актуальность введения);

– краткое описание выполненной работы: наиболее приемлемый вариант - обращение к задачам исследования (из введения) и краткое (в одном – двух абзацах) раскрытие каждой задачи;

– отражение наиболее важных практических рекомендаций, получившие обоснование в исследовании;

– несколько слов о перспективах исследования данной проблематики, где можно показать, что исследователь видит многогранность педагогического процесса, взаимосвязь его темы с другими, не менее важными для науки и практики дошкольного образования.

Результаты излагаются как в позитивном плане (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном – чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы. Объем заключения, как правило, 2-3 страницы.

На тему «Я и мои ценности»

Вопрос ответ
Что ты любишь больше всего на свете?  
Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь)  
Что ты будешь делать, если станешь волшебником?  
Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр.  
Зачем человеку природа?  
Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети?  
Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?  
Как ты думаешь, без чего человек не может жить счастливо (хорошо)?  

Для более глубоко изучения сущности того или иного педагогического явления, изменений, происходящих в нем и причин этих изменений, в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов, влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях [6, с.56]. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными и. т.д.

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента – лабораторный и естественный.

Если эксперимент проходит в условиях группы ДОУ без нарушения естественного хода воспитательно-образовательного процесса и испытуемый не знает о проведении эксперимента, то его называют естественным экспериментом.

Лабораторный эксперимент проводится в условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. В лабораторном эксперименте пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Этим увеличиваются возможности контроля над переменными. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой — известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, далеко не всегда можно сделать вывод, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспериментальной обстановки является существенным недостатком данного метода, так как испытуемый знает о проведении эксперимента и ведет себя не естественно.

В дошкольной педагогике целесообразно применять естественный эксперимент, когда ребенок исследуется в привычной для него обстановке с помощью материала и заданий, подобных тем, которые часто использует воспитатель, например рассказывание или пересказ сказки, рассматривание картинок, рисование и пр. Условия проведения такого эксперимента, инструкция и материал четко планируются и подбираются взрослым в соответствии с целью изучения.

Эксперимент естественный —разновидность эксперимента, в котором вмешательство исследователя в естественный ход событий сведено к минимуму. Исследователь разыскивает подходящую ситуацию, где изучаемый фактор (обычно связанный с предметом исследования) находился бы в максимальной изоляции от других факторов, и наблюдает за развитием событий, фиксируя (насколько это возможно) их основные характеристики до и после вступления в действие изучаемого фактора. Для более надежных выводов относительно роли последнего необходимо провести повторные исследования.

Преимуществом данного метода является естественность изучаемого процесса. Недостатком — сравнительная редкость и стихийность возникновения ситуации, соответствующей целям исследования; зависимость исследователя от хода событий; невозможность вмешательства; трудности фиксации основных характеристик процесса. Данный метод исследования является переходным от эксперимента к наблюдению: отсутствуют такие существенные признаки эксперимента, как активность исследователя и контроль переменных.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперимент Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (например, уровня социального развития дошкольника, допредметных компетентностей и т. п.). Таким образом, получается исходный материал (входной контроль), который помогает простроить программу педагогических действий и психологических коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, в которой изменяется независимая переменная (предмет) и исследуется влияние данного изменения на зависимую переменную (объект). Формирующий эксперимент позволяет выявить не только условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов наблюдения – экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной — та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп выравнены, выравнен и состав групп. Если экспериментальная и контрольная группа на констатирующем этапе эксперимента имели статистически не значимые изменения, а после воздействия исследуемого фактора в экспериментальной группе наблюдаются статистически значимые изменения, а в контрольной группе — нет, гипотезу можно считать подтвержденной.

Подводя итоги экспериментальной работы, очень важно для начинающего исследователя не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа действительно может выступить критерием «истины».

При проведении любого педагогического эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование эксперимента. Планом эксперимента определяется характер отдельных фраз эксперимента и порядок их проведения. При планировании педагогического эксперимента исследователь должен определить: количество испытуемых (дошкольников, родителей, воспитателей); способы отбора испытуемых; этапы проведения эксперимента. Чем более четко спланирован эксперимент, тем более объективные результаты он дает.

План эксперимента должен включать:

- цель и задачи эксперимента;

- место и время проведение эксперимента и его объем;

- характеристику участвующих в эксперименте дошкольников, родителей, педагогов;

- описание материалов, используемых для эксперимента;

- описание методики проведения эксперимента и применение частных методов исследования;

- методику наблюдения, тестирования и т.п. в ходе эксперимента;

- описание методики обработки результатов эксперимента.

Необходимо отметить, что исследователь должен составить план эксперимента таким образом, чтобы всякий другой достаточно подготовленный человек мог бы по нему успешно провести эксперимент.

Примерная схема записи понятий

Название источника Основные тезисы, проблемы Комментарии
     

Не забывайте, записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из основных форм организации умственного труда.

Работа с понятиями

Понятие Определение Источник
среда а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; Ожегов, С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. – 19-е изд-е, испр. – М., 1987.
  в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий [33, с.675].  
- совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [29. с.31]. Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович.- М.: 1991.
- ось культуры и ось смыслов освоения индивидом [22, с.73]. Мамардашвили, М.К. Сознание, как философская проблема / М.К. Мамардашвили //Вопросы философии. – 1990. №10. – С. 73-79
- все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность [25, с.136]. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – Кустанай, 1997. – 224 с.
Необходимо знать среду, чтобы знать, как нужно на эту среду воздействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает [52, с.492]. Шацкий, Т.С. Педагогические сочинения. М., изд. Академии педагогических наук РСФСР / С.Т. Шацкий. В 4т., 1964. Т 3.  
На условия развития ребенка влияет географическая зона и особенности географического места расположения [11, с.52]. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-хт. Т1. / под ред. А.В. Петровского /П.П. Блонский, - М., 1974. – 254 с.
Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении [34, с.398]. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /подьред. С.А. Смирнова. М., 2004. С. 398-416.
Социальная среда - культурно-психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимоотношением и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека [41, с.46]. Реймерс, Н.Ф. Экология, Теория, законы, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. М., 1994.
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [64, с.17]. Ясвин, В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. 2001.
Полиэтническая среда - это та часть социальной реальности, которая поддерживает традиционные механизмы решения проблем взаимодействия и единства коллективного существования многих этнических общностей конкретной территории [14, с.110].   Вертякова, Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: 2006.
- часть образовательной среды какого-либо учреждения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей конкретного региона [43, с.110]. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве [Текст] / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – 143 с.  

Среда, в которой живет человек, имеет исторические корни и в этом смысле является частью культуры общества, в которой закреплены национальные, региональные традиции, особенности, обусловленные природой, климатом. Для будущих воспитателей в поликультурной региональной системе образования эта проблема напрямую связана с полиэтнической образовательной средой. Для ее понимания в первую очередь необходимо рассмотреть определение разных исследователей понятия «поликультурная образовательная среда».

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В русском толковом словаре понятие «среда» представлена в трех аспектах: а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В данной работе остановимся на последнем аспекте толкования этого понятия.

Признавая сложный, многокомпонентный характер среды, Д.Ж.Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [29] .

Создавая философию свободной личности, М.К. Мамардашвили рассматривал среду как ось культуры и ось смыслов освоения индивидумом. Двигаясь вдоль первой оси, человек осваивает знания и умения, а движение по другой представляет собой их осмысление, дающее возможность человеку проникнуть в связь культуры с его собственным существованием [22] .

<

Наши рекомендации