Предмет и задачи современной психодиагностики. в тетради

Предмет и задачи современной психодиагностики. в тетради

Истоки возникновения психодиагностики.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XIX и XX вв. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет одну из задач психодиагностики. Первыми экспериментальными методами психологию снабдили другие науки, главным образом физиология. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 г., так как именно в этом году в Германии была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии. Ее основатель В. Вундт Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Г. Эббингауз (1850-1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слов.Этим методом Г. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков.Американский психолог Дж. Кеттелл (1860-1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. Так на рубеже XX в. в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми. психология стала еще одним источником психодиагностики. Но возникновение психодиагностики не было итогом простого логического развития экспериментально-психологического и дифференциально-психологического изучения человека. Она складывалась под воздействием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем и индустриальной. Одной из основных причин, обусловившей зарождение психодиагностики, нужно считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей.

Социально-этнические аспекты психодиагностики.

Актуальность проблематики: у нас явно не достает психологических методик, поэтому психодиагносты вынуждены обращаться к другим зарубежным методикам. Их переводят, адаптируют. Остается вопрос: насколько оправдано применение этих методик. Несмотря на все попытки адаптировать, нужно сказать, что влияние фактора культуры никуда не может деться. Методика, созданная для другой культуры в определенной мере будет несправедлива для нас (пр.: применение теста Векслера – опыт рестандартизации показал, что пришлось снижать нормы). Любая методика, так или иначе, выявляет принадлежность к культуре.

Факторы, на которые влияет культура:

1. Процедура диагностики.

2. Содержание методики – специфические знания. Включать в текст те знания, которые присущи той или иной культуре.

3. Помимо специфических знаний в методику вкладываются мыслительно-речевые стереотипы (закладываются в задания теста, пр.: тест Амтхауэра, понятие «брак»). Никакая адаптация не сможет избавиться от стереотипов.

4. Особенность культур – отношение к разным объектам. Пример: в нашей культуре отношение к деньгам – признак примитивизма, душевной недоразвитости.

5. В методиках отражено то, что связано с требованиями социума, культуры, направленное на развитие. Традиции. Японцы – в первую очередь невербальное мышление, англичане – вербальное мышление.

6. Личностные особенности в зависимости от требований культуры воспитываются по-разному. Разные подходы к воспитанию: Япония – мгновенная реакция на плач ребенка, главное – прикосновение. Следствие – ребенок не стремится к автономии, всегда тянется к общению. Развиты такие качества – готовность к компромиссу. Американцы – переключают внимание, у детей развиваются любопытство, познавательность. Ценятся познавательные потребности, автономия.

И если взять одни и те же методики, выявятся разные черты. Не надо мерить одну культуру по меркам другой. Надо выделять специфические черты разных культур.

Проективные методики. см. в тетради

Тест Векслера

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение «вербального и невербального» интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.

Тест Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра— тест, разработанный немецким психологом Рудольфом Амтхауэром для определения коэффициента интеллекта. В результате теста строится профиль интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение. Перечисленные выше критерии интеллекта группируются в вербальный, математический и конструктивный комплекс и по ним строится обобщенный профиль результатов. С помощью теста структуры интеллекта Амтхауэра измеряют уровень интеллектуального развития индивидов в возрасте от 13 лет до 61 годаТест структуры интеллекта Амтхауэра состоит из 9 субтестов. Каждый из них ориентирован на исследование различных функций интеллекта во всех группах задач. Исключение представляют четвёртый-шестой субтесты, где предлагаются задания закрытого типа.

· Первый субтест — "Логический отбор". Подразумевается исследование индуктивного мышления, языковых навыков. Второй субтест. Изучение способностей к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. Третий субтест — "Аналогии". Выявление уровня комбинаторных способностей. Четвёртый субтест — "Классификация". Оценивание уровня способности формулировать определённую точку зрения. Пятый субтест — "Задание на счёт". Оценивание уровня формирования практического математического мышления. Шестой субтест — "Ряды чисел". Анализ индуктивного мышления, способности оперирования числами. Седьмой субтест — "Выбор фигур". Предназначен для исследования комбинаторных способностей. Испытуемому предлагают карточки, где представлены разбитые на несколько частей геометрические фигуры. Необходимо найти карточку с фигурой, которая соответствует разделённой на части. Восьмой субтест — "Задача с кубиками". Изучаются показатели, сходные по характеру с теми, которые измерялись в седьмом субтесте. В каждом из 20 заданий предлагается куб, определённым образом изменённый относительно ряда кубов. Нужно соотнести представленный куб с одним из тех, которые обозначены буквами. Девятый субтест. Здесь подобраны задания на выявление способности сосредоточивать внимание и сохранять в памяти выученное. Испытуемый обязан запомнить ряд определённых слов и найти их среди других, предложенных в задании. Слова, предназначенные для запоминания, занесены в таблицу по определённым группам. Общее количество запоминаемых слов — 25.

Предмет и задачи современной психодиагностики. в тетради

Наши рекомендации