Тема 2.6. Методы обработки и анализа результатов исследования
Понятие о методах анализа, описания и представления данных.Методы статистического описания. Понятие выборочного метода исследования. Генеральная совокупность. Выборка или выборочная совокупность. Малые и большие выборки. Основные виды выборки.
Методы и приёмы обработки результатов исследования: описание, упорядочение, анализ, синтез, сравнение, интепретация, обобщение.
Качественные методы. Сжатие информации. Схеметизация: таблицы, диаграммы. Метод построения генеалогического дерева и его возможности в социальной работе. Кодирование. Выбор единиц анализа и отождествление фактов. Сравнение.
Количественный анализ. Основные статистические понятия. Измерение. Ранжирование. Измерительные шкалы и их типы. Виды количественного анализа: альтернативный, вариационный, корреляционный, факторный.
Единство качественного и количественного анализа как условие корректности результатов исследования.
Методы представления результатов исследования. Научный отчёт. Доклад или сообщение. Тезисы доклада, правила их написания. Научная статья. Брошюра. Монография. Методические рекомендации.
Курсовая и дипломная работа как формы представления результатов исследования, подготовленных для публичной защиты. План и структура научной работы. Содержание научной работы. Требования к содержанию. Методы написания текста. Композиция и рубрикация научного произведения. Библиографический аппарат научной работы. Правила оформления списка использованных источников. Стиль написания текста. Этика написания научного произведения. Рецензия как научное произведение критического характера.
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Тема 3.1. Этапы и технология планирования научного исследования в социальной работе
Планирование научно-исследовательской работы. Виды планов. Стратегический план. Календарный план. Содержательный план научной работы и его структура. Программа исследования как стратегический документ и средство исследования. Обязательные компоненты программы исследования. Исследовательский проект и его содержание. Требования к научному исследованию в социальной работе: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Критерии эффективности исследования. Виды индивидуального и коллективного научного поиска.
Тема 3.2. Ценности, риски и этические проблемы исследовательской деятельности в социальной работе
Этическое содержание научного знания. Этические проблемы и ценности социальной работы, как сферы научного знания. Этические дилеммы и принципы исследовательской деятельности в сфере социальной работы. Риски и этические требования к научному исследованию в сфере социальной работы.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Список литературы
Основная:
1. Берков, В.Ф. Общая методология науки: Учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 227 с.
2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2007. – 208 с.
4. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Введение в научное исследование: учеб.-метод. пособие / В.Н. Клипинина. – Минск: БГПУ, 2007. – 75 с.
5. Клипинина, В.Н. Методология и методы социально-педагогического исследования: учеб.-метод. пособие / В.Н Клипинина. – Минск: БГПУ, 2013. – 200 с.
6. Клипинина, В.Н. Социальная педагогика: Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы / В.Н. Клипинина, З.И. Прокопьева, А.М. Русецкая. – Минск: БГПУ, 2008. – 52 с.
7. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 496 с.
8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – Спб.: Питер, 2004. – 184 с.
9. Социология: Учебник / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – С. 824–1021.
Дополнительная:
1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2005. – 128 с.
2. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: Тетра Системс, 2000. – Глава 2. Особенности и виды прикладных социологических исследований. – С. 19–31.
3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб. – М.: Питер, 2000. – 288 с.
4. Гольцова Н.В. Педагогическая социология / Н.В. Гольцова. – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.
5. Основы социально-психологических исследований / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Гардарики, 2007. – 234 с.
6. Словарь социального педагога и социального работника / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. – Минск: Изд-во «Белорусская энциклопедия», 2003. – 256 с.
7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Мн.: «Тетра Системс», 2008. – Глава 4. – С. 440–553.
8. Судас, Л.Г. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник / Л.Г. Судас, М.В. Юрасова – М.: ИНФРА-М, 2004. – 270 с.
9. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание. Объяснение понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2001. – 696 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Понятие о науке. Социальная работа как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального работника.
3. Понятие о научной методологии и ее уровнях в исследовании в сфере социальной работы.
4. Научное познание и его уровни.
5. Понятие о научном исследовании. Структура научного исследования в социальной работе.
6. Особенности научных исследований в социальной работе.
7. Классификация научных исследований.
8. Понятие о методологическом обосновании исследования в социальной работе. Область исследования и критерии ее выбора.
9. Проблема исследования.
10. Цель и задачи исследования.
11. Объект и предмет исследования.
12. Гипотеза исследования. Правила формулирования научной гипотезы.
13. Социальные факты как первичные результаты исследования.
14. Способы и этапы обработки фактов в исследовании в сфере социальной работы.
15. Понятие о методологических принципах научного исследования и их общая характеристика.
16. Этапы научного исследования и их характеристика.
17. Логика развития научного знания.
18. Понятие о формах организации исследования и их классификация в зависимости от решаемых задач.
19. Повторное исследование, его виды и возможности в социальной работе.
20. Полевое исследование и его возможности в социальной работе.
21. Социальное обследование как форма организации исследования в социальной работе.
22. Инновационные формы организации исследования в социальной работе. Action research.
23. Понятие о методе, методике и технологии исследования. Структура метода исследования.
24. Классификация методов исследования: многообразие подходов.
25. Оптимальная классификация методов исследования в социальной работе.
26. Критерии и принципы выбора методов исследования.
27. Теоретические методы исследования и их особенности в социальной работе. Диалектико-материалистический метод познания.
28. Методы теории познания и их использование в социальной работе.
29. Анализ и синтез как методы теоретического исследования.
30. Информационный поиск. Метод анализа научной литературы.
31. Наблюдение как метод исследования в социальной работе.
32. Общая характеристика методов опроса. Виды опроса.
33. Беседа как метод исследования в социальной работе.
34. Анкетирование как метод исследования в социальной работе.
35. Интервьюирование. Виды и этапы интервью.
36. Анализ продуктов деятельности как метод эмпирического исследования в социальной работе.
37. Понятие о документах как источниках эмпирической информации в социальной работе. Качественный и количественный анализ документов.
38. Понятие о социальной диагностике. Психодиагностические методы исследования.
39. Тестирование как метод исследования в социальной работе.
40. Виды тестов и их общая характеристика.
41. Проективные тесты, техники и методики.
42. Рисуночные тесты и их возможности в исследовании в сфере социальной работы.
43. Экспертные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы.
44. Социометрия и референтометрия как методы исследования в социальной работе.
45. Общая характеристика экспериментальных методов. Виды социального эксперимента.
46. Технология экспериментального исследования.
47. Понятие об опытно-экспериментальной социальной работе. Критерии эффективности опытно-экспериментальной социальной работы.
48. Требования к экспериментальному исследованию в социальной работе. Достоинства и недостатки эксперимента в социально-гуманитарных исследованиях.
49. Изучение, анализ и обобщение опыта социальной работы.
50. Изучение случая.
51. Биографический метод исследования.
52. Инновационные методики исследования: Метод фокус-групп. Дельфи-метод. Социальный мониторинг.
53. Обработка и анализ результатов исследования в социальной работе.
54. Качественные методы обработки результатов исследования.
55. Количественные методы и их использование в исследовании в сфере социальной работы.
56. Понятие о выборочном методе.
57. Количественный анализ и его виды.
58. Исследовательский проект и его возможности в социальной работе.
59. Планирование исследования в социальной работе.
60. Требования к исследованию в сфере социальной работы. Показатели качества и критерии его оценки.
61. Этические проблемы научного исследования.
62. Технология наблюдения (показать на примере).
63. План и программа наблюдения (показать на примере).
64. Виды вопросов, применяемых в опросных методиках. (Приведите примеры).
65. Технология построения опросного листа (показать на примере).
66. Технология разработки анкеты и ее структура. (Приведите пример).