Структурно-временной анализ урока
l Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока:
l рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока, т.е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание;
l рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно;
l распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение.
Точно так же анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание;
l качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т.д.);
l рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т.д.;
l разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался.
Примечание. По меньшей мере, 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.
Психологический анализ урока
При психологическом анализе урока следует выделить три основных звена:
ü психология учения (деятельности детей),
ü психология учителя (его эрудиция, ум, эмоциональность, речь, поведение, отношение к детям);
ü эмоциональная связь между учителем и учащимися.
Психологический анализ включает в себя следующие элементы:
l характеристика познавательных процессов: восприятия, осмысления, закрепления, внимания, мышления, памяти;
l характеристика качества усвоения знаний: работу над понятиями, выделение главного, усвоение теории и ее связь с практикой, формирование убеждений, точность знаний;
l характеристика интеллектуальной атмосферы урока:
l насколько правильно побуждал учитель к активному мышлению всех учащихся;
l уровень развития познавательных интересов (удовлетворение любознательности, постановка и разрешение познавательные проблем, использование коллективных форм учебного труда, умения думать вместе, спорить, доказывать, опровергать и т.д.);
l характеристика эмоциональной атмосферы урока (настроение учащихся, поддержка учителем мажорного тона урока, обеспечение положительных эмоций для воспитания интереса к учению, формирование ответственности за свою работу; заинтересованность своим делом учителя, влияние эмоциональной атмосферы урока на работоспособность учащихся);
l характеристика развития учащихся в процессе обучения: какие умения и навыки были приобретены или закреплены, какие познавательные силы и способности при этом развивались, какие нравственные качества воспитывались (в первую очередь ответственность, организованность, самоконтроль, самодисциплина, трудолюбие, воля).
Примечание. Такой психологический анализ урока сложен, он требует постепенного внедрения и практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом — качеству усвоения знаний, затем — характеристике интеллектуальной атмосферы
урока и т.д.
Комплексный анализ урока
Наиболее сложен и целесообразен с целью обмена опытом.
Содержание комплексного анализа урока может быть различным. В.П. Симонов, М.Н. Скаткин указывают на некоторые его направления.
1-е направление — анализ выполнения задач:
l учет и отражение принципов обучения в содержании, и методике работы учителя;
l содержательность дидактических и воспитательных задач урока;
l способы активизации познавательной деятельности школьников на разных этапах урока;
l методы и формы стимулирования ответственного отношения учащихся к учебному труду;
l объективность оценки знаний, умений, навыков;
l методы и формы взаимосвязи теории с практикой;
l сочетание содержания и методов обучения;
l применение традиционных и инновационных видов обучения, технических средств;
l учет возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2-е направление— анализ воспитательного влияния урока:
l что на уроке служило идейно-нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию, трудовому воспитанию и профориентации;
l как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, села, школы, класса;
l каковы воспитывающие отношения между учащимися, между учителем и учениками;
l насколько способствовала организация труда формированию личностных качеств и
т. д.
3-е направление — анализ педагогических возможностей педагога:
l какие его личностные качества проявлялись на разных этапах урока (педагогическая этика и, культура, внешний вид, эстетика одежды учителя, его речь, манера держаться, авторитетность, умение видеть класс, активизировать и мотивировать груд детей, определять типичные ошибки в их работе и устранять их, оценивать результаты своего труда и итоги учения школьников, вносить коррективы).
4-е направление — анализ деятельности учащихся на уроке:
l учет студентом-практикантом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий, работоспособности учащихся на уроке, умения мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь однокласснику;
l уровень устойчивости интересов, развития речи, умения применять теорию на практике и др.