Использование ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ с точки зрения формирования компетенций, необходимых для социализации ребенка
Для социализации ребенка нам нужно представлять, насколько у него сформированы навыки и компетенции, необходимые ему для безопасной и комфортной социализации: посещения детского сада, похода в гости, игры с детьми в парке.
Для этого нам важно понимать не только уровень развития навыков, но и способность ребенка использовать их в быту, игре, при нахождении в коллективе сверстников, при посещении общественных мест.
Для этого нам важно соотнести уровень развития ребенка с навыками и компетенциями необходимыми ему для успешной социализации.
С этой целью используются таблицы навыков и компетенций, необходимых ребенку раннего возраста.
ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
1 ступень развития (0-3 месяца)
Вовлечённость в общение и взаимодействие с окружающими | Сенсомоторные и игровые навыки | Самообслуживание | ||
Реагирует на звук, меняя поведение. | Обращает внимание на новый предмет/игрушку/ и контрастную картинку | Поворачивает голову в ответ на прикосновение к краешку рта – врожденный рефлекс | ||
Реагирует на знакомое лицо и звук голоса. Поддерживает зрительный контакт не менее 5 секунд. | Реагирует на контактные стимулы (поглаживание, прикосновение) | Уверено и ритмично сосет и глотает | ||
Реагирует на новую игрушку/ предмет. | В позе на спине прослеживает медленное передвижение объекта из стороны в сторону не менее 5 секунд Начинает рассматривать предметы, картинки | Смыкает губы вокруг соска или соски | ||
Копирует выражение лица и мимику человека | Поворачивает голову/глаза в сторону источника света или предмета. Жмурится при ярком свете. | Налаживается постоянный режим сна | ||
Реагирует на попытки успокоить с помощью голоса, телесного и тактильного контакта | Реагирует на громкие звуки вздрагиванием, реагирует на голос | Спит по два и более часа подряд | ||
Улыбается в ответ на тактильный контакт, голос взрослого, а также при виде любимой игрушки | Есть опора на ноги (врожденный рефлекс) | |||
Сосет кулачки, соску, части одежды, чтобы успокоиться | Лежа на животе, приподнимает, а затем поворачивает голову. | |||
Плач, гуканье | Лежа на спине, шевелит ручками и ножками | |||
Зажимает в кулачок вложенный предмет. Руки большую часть времени в кулачках, большой палец внутри кулачка. |
Примечания.
2 ступень развития (2-5 месяца)
Вовлечённость в общение и взаимодействие с окружающими | Сенсомоторные и игровые навыки | Самообслуживание | ||
Всматривается в лицо говорящего с ним человека. Расстояние 30 см. | Использует ротовое обследование | Ест днем через равные промежутки времени | ||
Узнает близких (ведет себя по-другому) | Неоднократно повторяет понравившиеся действия (бьет рукой по игрушке) | Спит ночью больше чем днем | ||
Смотрит и/или поворачивает голову на голос или звук | Любит звуки музыки или звучание музыкальных игрушек | Ночью, проснувшись, может сам уснуть | ||
Смотрит в глаза говорящему, улыбается | По отдельным признакам понимает о предстоящем событии (кормлении, купании), ищет взглядом знакомый источник звука. | Устав засыпает без укачивания | ||
Демонстрирует комплекс оживления при обращении к нему взрослого | В ответ на исчезновение предмета меняет свое поведение | |||
Плач и звуки дифференцированы в зависимости от состояния (голодный, устал, скучает, больно) | Переводит взгляд с предмета на предмет (подвижный или неподвижный) | |||
Самостоятельно и по подражанию издаёт различные неречевые звуки | Следит за движущимся предметом или человеком | |||
Улыбается и издает звуки в ответ на обращение | Пытает подражать мимике и движениям близкого | |||
Агукает, чтобы привлечь внимание | Демонстрирует комплекс оживления, когда с ним разговаривают, играют | |||
Реагирует на эмоции окружающих | Лежа на животе с опорой на предплечья поднимает и удерживает голову | |||
Всматривается в лица | Лежа на спине, удерживает голову по центру | |||
Улыбается человеку, картинке, игрушке | Лежа на спине или сидя с поддержкой, поворачивает голову | |||
Близким улыбается чаще | Удерживает голову в вертикальном положении | |||
Злится, когда ограничивают его движения | Лежа спине, пытается тянуться к игрушкам | |||
Смеется от удовольствия | Движения рук и ног ритмичные и продолжительные по времени. | |||
Предвкушает общение (оживляется) | Лежа на боку или на животе тянет руки в рот | |||
Любит играть в «ку-ку» с мамой | Перекатывается с бока на спину | |||
Огорчается, оставшись один | Сидит при поддержке за таз | |||
Радуется появлению близкого | Удерживает погремушку, вложенную в руку несколько секунд | |||
Любит быть на руках | Интересуется своими руками | |||
Ладошки большую часть времени открыты | ||||
1-2 секунды рассматривает мелкие предметы | ||||
Моргает при быстром приближении предмета к лицу |
Примечания
3 ступень развития (4 - 7 месяцев)
Общение и взаимодействие | Социально-эмоциональное развитие | Познавательная деятельность, игра | Сенсомоторное развитие | Самообслуживание |
Смотрит в том же направлении, что и взрослый | Настораживается, когда происходит что-то непривычное | Предугадывает знакомые события. Радуется, протестует. | Переворачивается со спины на живот | Кормление |
Понимает, что происходит, например, оборачивается на шаги, на голос | Откликается на весёлое и грустное выражения лица близкого, например, улыбается и хмурится в ответ | Делает первые попытки повторить действия взрослых, например, потрогать, ударить по игрушке, погреметь ею. | Переворачивается с живота на спину | Во время кормления кладет руки на грудь матери или придерживает бутылочку |
Выглядит озадаченным в ответ на необычный звук | Смеётся и повизгивает, выражая радость и восторг | Снова и снова совершает понравившиеся действия, например, стучит, бьет по игрушке. | Сидит, опираясь или с поддержкой взрослого | Не препятствует массажу десен специальной щеткой (пальчиковой) |
Поворачивается на голос близких | Расстраивается, если у него отобрать игрушку | Настойчиво тянется к заинтересовавшим его предметам | Сидя с поддержкой, свободно поворачивает голову из стороны в сторону | Сон |
По-разному откликается на разные интонации | По-разному относится к знакомым и незнакомым людям | Узнает и реагирует (оглядывается, ищет взглядом) на знакомые звуки: звонок, шаги, звук стиральной машины. | На животе лежит с опорой на руки согнутые в локтях (опора на предплечья). Может оторвать одну руку от поверхности и взять игрушку | Днем спит с регулярными промежутками |
Чтобы привлечь и удержать внимание использует мимику, звуки, движения, смотрит в глаза | Тревожится, когда в отсутствии близкого подходит незнакомый | Хватает предметы руками, помогая себе ногами. | Лежит на животе, приподняв грудь, выпрямив руки с опорой на ладони. | Хорошо засыпает вечером |
Издает протяжные гласные звуки, отдельные слогу с согласными звуками (гуление) | Может ненадолго разлучаться с близкими и радуется их возвращению | Интересуется мелкими предметами и деталями | Лежа на спине, играет ножками. Может тянуть пальчики ног в рот | |
Использует весь свой речевой репертуар, отвечая взрослому | Меняет поведение, ожидая, что его возьмут на руки (радуется, совершает движения руками и ногами) | На спине приподнимает голову, прижимая подбородок к груди | ||
Произносит цепочки слогов (лепет) | Играет с разными предметами, обследует их: трогает, стучит, рассматривает, перекладывает, тянет в рот | Тянет руки, чтобы его взяли. Подтягивается, если дать ему свои руки | ||
Начинает подпрыгивать, пружиня ногами, при поддержке подмышки в вертикальной позе с опорой на поверхность | ||||
Мелкая моторика и зрит-двиг. координация | ||||
Кулачки большую часть времени разжаты | ||||
Удерживает игрушку двумя руками | ||||
Перекладывает игрушку из руки в руку, вертит, трясет, ощупывает | ||||
Удерживает две игрушки одновременно Целенаправленно тянется двумя руками к предметам и людям | ||||
Зрительное восприятие | ||||
Разглядывает предметы и игрушки на близком расстоянии | ||||
Поворачивает голову и переводит взгляд, чтобы проследить перемещение игрушки или человека |
Примечание
4 ступень развития (6 - 10 месяцев)
Общение и взаимодействие | Социально-эмоциональное развитие | Познавательная деятельность, игра | Сенсомоторное развитие | Самообслуживание |
Поворачивается на знакомый голос | Работает на публику - повторяет действия, вызывающие одобрение | Смотрит на пол, если кто-то что-то уронил | Сидит самостоятельно с ровной спиной. | Кормление |
Начинает подражать действиям взрослых (игры на чередование, подражание) | Обращает внимание на других детей | Наблюдает, как игрушку частично прячут под покрывало или в коробку, и затем находит её | Играет в позе сидя | Хватает еду руками |
Любит игры–потешки, предвкушает в них интересное действие (в ямку бах, забодаю) | Проявляет разнообразные эмоции (радость, страх, печаль, злость, удивление) | Ищет предметы, которые он только что уронил | Сидя, может наклониться за игрушкой, не потеряв равновесия. | Засовывает еду в рот, сосет, кусает |
«Танцует» под музыку – совершает различные движения, раскачивается в позе сидя и стоя | С удовольствием играет в активные игры (подкидывание, тормошение) | Предпринимает действия, чтобы добраться до предметов вне пределов досягаемости | Переходит из позы сидя на четвереньки | Открывает рот, при приближении ложки с едой |
Импрессивная речь | Смеется, находясь среди близких, играя с ними | Предугадывает траекторию движения предметов/людей: ждет появления с нужной стороны | Передвигается по поверхности разными способами (перекатывается, ползет, в позе сидя) | Ест разную по вкусу и консистенции еду. |
Реагирует на свое имя Знает членов семьи (смотрит, показывает) | Повторяет действия, которые ему нравятся и приносят удовольствие | Активно исследует разные предметы, прибегая ко всем органам чувств | Встает у опоры. При поддержке переносит вес на ноги | Кладет в рот кусочки еды. Разминает и глотает или выплевывает |
В ответ на запрет ненадолго прекращает свои действия, может огорчиться. | Целенаправленно и с любопытством исследует интересный предмет. | Запоминает лица людей, которые часто приходят в гости | Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация | Во время кормления пытается схватить ложку |
Экспрессивная речь | Любит быть вместе с одним взрослым, огорчается, когда тот уходит, зовет, ползет за ним | Начинает видеть причинно-следственные связи (повторяет действия, чтобы снова добиться определённого результата) | Роняет или бросает игрушку | Сам держит бутылочку или чашку |
Привлекает внимание голосом и жестами | Обнимает и целует близких | Тянет на себя покрывало или коврик, чтобы добраться до игрушки, которая на нём лежит | Использует пальцевые захваты. | Пьет из чашки, которую держит взрослый |
Просит дать, используя жест | Проверяет реакцию близких на происходящее | Извлекает звуки разными способами с помощью разных предметов (стучит, трясет, нажимает) | Берет предложенную игрушку | Сон |
Отказывается жестом или движением | Наблюдает за действиями других, подражает, если умеет. | Тычет пальцем в мелкие предметы, например, крошки хлеба | Засыпает согласно режиму после привычных процедур. | |
В знакомой игре-потешке может издавать звуки и совершать действия | Играет в игры на чередование действий (дай-на, по очереди со взрослым трясет погремушку) | Зрение | Не просит есть ночью | |
Машет «пока-пока» | Любит играть в «ку-ку» с людьми и искать спрятанные игрушки | Наблюдает за происходящим на расстоянии до 3-х метров. | Спит ночью, не просыпаясь несколько часов. | |
Начинает подражать голосам и интонациям окружающих | Тянется к своему отражению в зеркале и играет с ним (не понимая, что его отражение) | Наблюдает за траекторией падающих предметов. | Умывание | |
Пробует повторять те звуки, которые вы повторили за ним | Тянет в рот книжки, переворачивает по несколько страниц сразу, замирает, глядя на привлекательные страницы | Спокойно выдерживает купание в ванне | ||
Выражает эмоции с помощью интонации | Спокойно относится к умыванию лица и мытью головы | |||
Использует «детский жаргон» (набор звуков, похожих на звучание речи) | Спокойно относится к разминанию десен или чистке зубов силиконовой щеткой | |||
Слоговые цепочки сокращаются до 2-3 слогов. Использует согласные п, д, т к. г, м, н, г, к, х | ||||
Появляется неоднородный лепет (сочетание слогов с разными согласными бадага) и первые простые слова |
Примечание
5 ступень развития (9-13 месяцев)
Общение и взаимодействие | Социально-эмоциональное развитие | Познавательная деятельность, игра | Сенсомоторное развитие | Самообслуживание |
Способность удерживать внимание и слушать | Умение понимать эмоции и поведение окружающих, и реагировать на них | Долго (по несколько минут) наблюдает за людьми и происходящим вокруг | Навыки крупной моторики | Кормление |
Смотрит на человека, который с ним разговаривает | По-разному ведет себя по отношению к взрослым и детям | Рассматривает свою фотографию | Садится из положения лежа | С помощью взрослого пьет из чашки или поильника |
Прослеживает взгляд и указательный жест взрослого. Смотрит в этом направлении | Понимает чувства и эмоции окружающих, реагирует изменением поведения (грустный, радостный) | Методично разными способами исследует разные предметы (стучит, тянет в рот, вертит в руках). | Ползает на четвереньках или перемещается, ёрзая в позе сидя. | Пытается кушать ложкой, но расплескивает еду |
Может сильно увлечься каким-то занятием, не обращая внимания на отвлекающие факторы | Возражая против чего-либо, замирает, издает протестующие звуки, отворачивается, отталкивает рукой. | Появляются специфические манипуляции: бросать мяч, возить машину. | Встает с коленей у опоры, может сесть обратно | Ест еду руками |
Определяет источник звука (смотрит в его направлении) | Исследуя новую обстановку, оглядывается на близких, чтобы убедиться, что все в порядке. | Интересуется взаимосвязанными предметами, например, тарелка и ложка, две части разрезной картинки. | Придерживаясь, ходит вдоль опоры приставным шагом. | Ест кусочки, которые попадаются в пище. |
Узнаёт голоса близких | Нуждается в подбадривании, оказавшись в обществе незнакомых людей | Начинает понимать, что одни предметы можно класть в другие | Стоя, держась за мебель, наклоняется, чтобы поднять игрушку | Хорошо спит ночью |
Подражает взрослому, когда тот имитирует лепет. | Может расстроиться и/или испугаться, оставшись без близких. | Самостоятельно, без помощи взрослых, с интересом разглядывает картинки в книжках | Ходит, держась за руку взрослого. | Засыпает в одно и то же время |
Понимает, что за звук раздается и смотрит на его источник | Испугавшись, льнет к родителям, прячет лицо | Оставляет следы карандашом на бумаге | Самостоятельно стоит несколько секунд | Умывание |
Импрессивная речь (восприятие речи и жестов) | Знает распорядок повседневных дел и последовательность событий (на стульчике ждет, что его накормят). Может расстроиться, если порядок нарушается | Мелкая моторика и зрительно-двигательная координация | Играет с игрушками во время купания | |
Понимает назначение предметов и демонстрирует это: пьёт из пустой чашки, причёсывается расчёской. | Копирует новые звуки, движения и жесты, наблюдая за взрослым. | Целенаправленно бросает предметы и игрушки | Начинает принимать участие в купании, протягивая руки и ноги. | |
Протягивает взрослым разные предметы, инициируя игру «дай – на» | Копирует го, действия взрослого с предметом (стучит в барабан, нажимает на кнопку) | Держит в руке по игрушке и стучит ими. | Туалет | |
Понимает речь в знакомой ситуации, например, если взрослый берёт ключи и говорит: «Пора идти!», смотрит на дверь. | Ищет игрушку, спрятанную на глазах | Берет мелкие предметы, используя пинцетный захват | Помогает взрослому, который меняет ему подгузник | |
Начинает понимать речь вне ситуации: по слову или жесту может показать предмет или игрушку | Снова и снова швыряет игрушку, чтобы посмотреть, как она падает на землю | Показывает разные предметы указательным пальцем | ||
По просьбе машет ручкой (пока-пока) на прощание. | Когда, упав, игрушка скрывается из виду, ищет её в нужном месте | Берет и удерживает двумя руками крупные предметы (мяч, машинка) | ||
Откликается на ключевые слова и/или жесты. Например, на вопрос «Где мячик?» - ищет его. | Многократно повторяет новые навыки | Целенаправленно роняет предметы | ||
Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации) | Обращает внимание на игрушку, которой играет другой ребенок | Достает игрушки из коробки | ||
Начинает показывать указательным пальчиком на предметы, на себя и на окружающих | Вносит в знакомую игру новые элементы (прячется по-разному) | Кладет предметы в коробку | ||
В ответ на обращение откликается звуками или жестами | Катит мячик или машинку по направлению к тем, с кем играет. | Вместе со взрослым переворачивает страницы книги | ||
Голосом, движениями или жестами пытается обратить внимание окружающих на какие-то предметы, людей или на себя | Предвидит движения, в потешке, например, складывает ручки, готовясь похлопать при словах «хлопаем в ладоши!», может зажмуриться при словах "забодаю" | Держит ручку в кулачке и пытается рисовать | ||
Ясно даёт понять звуками или жестами, что повторения происходящего (кушать, играть) | С удовольствием крушит башенки, построенные взрослым | Достает крупные формы – вкладыши или большие штырьки из доски с отверстиями. | ||
Копирует жесты во время игры или в повседневной жизни: хлопает в ладоши, машет «пока», шлёт воздушный поцелуй и т. д. . | С удовольствие играет с мягкими игрушками (обнимает, целует) | Зрение | ||
Появляются разные цели для общения (приветствует людей, просит о чём-то, называет разные предметы и людей) | Достает игрушки из коробки и кладет их обратно. | Предугадывает траекторию перемещающихся объектов и субъектов (смотрит в нужную сторону) | ||
Экспрессивная речь | ||||
Произносит звуки, похожие на обычную речь (детский жаргон) | ||||
Сам копирует простые слова и звукоподражания во время игры и/или в повседневной жизни: «Пока!» «дать» «гав-гав» или «чух-чух» | ||||
Сам говорит простые слова и звукоподражания: (например, укачивая куклу, приговаривает «ааа», играя с машинкой - «бррр-бррр») | ||||
Пытается копировать произнесение простых слов. |
Примечание
6 ступень развития (12-16 месяцев)
Общение и взаимодействие | Социально-эмоциональное развитие | Познавательная деятельность, игра | Сенсомоторное развитие | Самообслуживание |
Способность удерживать внимание и слушать | Умение понимать эмоции и поведение окружающих, выражать свои эмоции | Развитие познавательной деятельности | Навыки крупной моторики | Кормление |
Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов, и только затем отвечает ему | Просит того, кто рядом, о помощи, когда нужно достичь определённой цели (например, достать какой-то предмет или завести заводную игрушку) | Принимает активное участие в повседневных делах и играх (одевание, купание, уборка) | Делает первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия | Пьёт из чашки-непроливайки без посторонней помощи |
Когда кто-то указывает на далёкий объект (находящийся дальше, чем в 3-х метрах), смотрит в указанную сторону | Смеётся над очевидно абсурдными ситуациями (например, если надеть ботинок на голову) | Практически сразу подражает взрослым: действиям, жестам, речи. | Может самостоятельно вставать без опоры | Пытается кушать ложкой |
Обращает внимание на объект, на который смотрит или указывает кто-то из близких | Смеётся в предвкушении (например, ожидая, что его будут щекотать в конце игры «Сорока-ворона») | Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек паззла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки | Переходит из положения стоя в сидячее положение, плюхаясь на попу | Прожёвывает еду, состоящую из кусочков |
Переводит взгляд с объекта на взрослого, чтобы привлечь его внимание к объекту | Расстраивается, если ему мешают что-то сделать, например, когда он тянется к небезопасному предмету, а взрослый его убирает | Проявляет чрезвычайное любопытство, исследуя предметы, помещения и обстановку вне дома. Если ребёнок не умеет самостоятельно передвигаться, он показывает пальчиком или взглядом интересующий его объект | Ползёт по лестнице вверх | Откусывает кусочки мягкого печенья, банана и т.д. |
На короткое время полностью сосредотачивается на объекте или занятии, которое выбрал сам | Интересуется действиями окружающих | Узнаёт любимые игрушки, игры и занятия. Например, увидев в книжке знакомого персонажа, приносит и показывает такую же игрушку | Спускается по лестнице на четвереньках задом наперёд (ползёт) | Сон |
Наблюдает за окружающими и слушает их, а затем подражает их действиям в своей игре | Инициирует взаимодействие с другими детьми | Любит по много раз слушать одну и ту же сказку | Идёт, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек поменьше | Днём спит только один раз |
На короткое время обращает внимание на картинки, называет их, и добавляет что-то от себя. Делает это под руководством взрослого или самостоятельно. | Привязанность | Демонстрирует умение решать практические задачи, повторяя за взрослым или другим ребёнком способ использования орудий или приспособлений (палка, корзина) | Идёт и тянет за собой игрушку на верёвочке | Умывание и чистка зубов |
Делает ритмичные движения под музыку или песенку. | Устав или огорчившись, прибегает к помощи взрослого для «эмоциональной подзарядки», например, залезает к нему на руки. | Настойчиво ищет предметы, даже если они спрятаны под двумя-тремя покрывалами. | Навыки мелкой моторики и зрительно-двигательная координация | Чистит зубы с помощью взрослого |
Импрессивная речь(Восприятие речи и жестов) | Берёт с собой в кроватку любимую «успокаивающую» игрушку | Развитие игровой деятельности | Строит башенку из двух кубиков | Вытирает руки полотенцем с помощью взрослого |
Понимает как минимум 15 слов/жестов, - смотрит или показывает названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?» | В незнакомой обстановке успокаивается, прижимая к себе любимую игрушку или предмет. | С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории | Рисует каракули мелком пастельным карандашом, применяя пальцевые захваты. | Активно участвует в купании в ванне, например, сам намыливает руки и ноги мочалкой. |
Указывает на названные или обозначенные жестами объекты в книжке с картинками | Предпочитает находиться среди знакомых людей. | Во время игры демонстрирует понимание назначения разных предметов (причесывается, прикладывает к уху телефон и т. д.) | Переворачивает коробку, чтобы вывалить из неё содержимое | Одевание |
Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией. | Первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза | Бросает кубики в коробку с большими отверстиями | Снимает носки | |
Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации) | Играя, подражает действиям и занятиям окружающих | Зрение | Снимает не зашнурованные/не застёгнутые ботинки | |
Указывает на различные объекты, находящиеся вокруг, чтобы привлечь внимание взрослого. Указывая на объект, может издавать звуки. | Играя, совершает ряд связанных между собой простых действий (например, сажает куклу в машинку, затем толкает машинку, чтобы та ехала) | Наблюдает за тем, что происходит вокруг и показывает пальчиком, демонстрируя заинтересованность | Снимает свободно сидящую на голове шапочку | |
Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали | Играет в игры, предполагающие очередность (кормит куклу, стучит в барабан по очереди со взрослым) | Принимает участие в одевании | ||
Экспрессивный язык (умение использовать речь и жесты для коммуникации) | С удовольствием играет в игры-дразнилки, когда предмет протягивают, но затем не дают, а прячут. | |||
Пытается жестикулировать или воспроизводить произносимые кем-то слова | Делает попытки «рисовать» простыми и пастельными карандашами и/или мелками | |||
Самостоятельно использует примерно пять слов/жестов | Соглашается на внесение новых действий в игру, подражает взрослому и присоединяется к игре | |||
Предлагает поиграть в любимую игру, используя слова, жесты, действия (Например, предлагая поиграть в «ку-ку», говорит «ку!» или закрывает лицо ручками) | Чтобы обозначить какой-либо предмет или животное, использует звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «дррр» | |||
Произносит названия любимых предметов или изображает их (например, собаку или кошку) | ||||
Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!») | ||||
Самостоятельно машет ручкой на прощание | ||||
Экспрессивная речь | ||||
Свободно лепечет, оставаясь в одиночестве или во время игры | ||||
Звуки, которые произносит малыш, уже больше похожи на определенные слова. | ||||
Подражает произнесению простых знакомых слов | ||||
Играет с кем-то из близких в игры с использованием звуков. Копирует звуки, издаваемые тем, кто с ним играет, например, «бах», «дррр» и Т.Д. | ||||
Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би». |
Примечание
7 ступень развития (15-19 месяцев)
Общение и взаимодействие | Социально-эмоциональное развитие | Познавательная деятельность, игра | Сенсомоторное развитие | Самообслуживание |
Способность удерживать внимание и слушать | Умение понимать эмоции и поведение окружающих, а также выражать себя | Развитие познавательной деятельности | Навыки крупной моторики | Кормление |
Прежде, чем указать на что-то пальчиком, смотрит на взрослого, чтобы привлечь его внимание | Начинает ревновать | Пытается изображать повседневные бытовые действия: стирку, подметание пола, протирание пыли. | Ходит более мелкими шагами, уже не разводя широко ноги и не «рулит руками для сохранения равновесия. | Может приложить ко рту пустую ложку |
Любит детские песенки и стишки. «Присоединяется» ко взрослому, двигаясь или издавая звуки в такт чтению взрослым. | Проявляет непокорность | Подражает тому, что видит или слышит, например, пытается копировать произнесённые кем-то фразы, совершённые действия или элементы игры | Осторожно бегает, пока что испытывая некоторые трудности с обхождением препятствий | Самостоятельно зачерпывает ложкой еду |
Понимает простые указания и следует им в знакомой ситуации, например, «Дай мне мячик!» или «Поцелуй папу на ночь» | Радуется новым достижениям и гордится ими | Экспериментирует с различными предметами, пытаясь узнать больше об их различных свойствах. Ведёт себя как «маленький исследователь», пробуя действовать с предметами разнообразно. | Понемногу учится карабкаться | Не возражает, когда его кормят с помощью вилки |
В играх с отсчетом времени ждет начала игры, ориентируясь на счет, например: «на старт, внимание, марш!» или «раз, два, три - побежали!». Сам подражает счету. | Сосредоточенно выполняет задания, предполагающие использование нескольких деталей, например, собирает паззл, раскладывает карточки по картинкам в лото | Самостоятельно справляется с простыми задачами: достаёт игрушки, переносит игрушки с одного места на другое и т.д. | Поднимается по лестнице, держась за руку взрослого | Совмещает откусывание и жевание, когда кушает хлеб, банан, хрустящее печенье, сухарики и т.д. |
Демонстрирует предвкушение ключевых фраз в определённых играх, например, «я иду искать!» или «буду догонять» | Привязанност< Наши рекомендации
|