Экономическая эффективность рекламы
Экономическая эффективность рекламы – это экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Чаще всего экономическая эффективность рекламы определяется соотношением между валовым доходом от дополнительного товарооборота как результата рекламы и расходами на нее.
В анализе эффективности рекламной кампании также применяют следующие показатели экономической эффективности:
1.объем прироста товарооборота за период, прошедший после рекламной кампании;
2.отношение прироста прибыли, полученной после рекламной кампании, к сумме рекламных затрат;
3.расходы на рекламу, приходящиеся на 1000 потребителей, подвергшихся воздействию всех видов рекламы (данного средства рекламы);
4.расходы на рекламу за определенный период по отношению к количеству и сумме покупок (заказов) за этот же период;
5. рост продажи товаров к единице расходов на рекламу и т. д.
Основным материалом для анализа экономической эффективности результатов рекламных мероприятий фирмы служат статистические и бухгалтерские данные о росте товарооборота. На основе этих данных можно исследовать экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной кампании и всей рекламной деятельности фирмы в целом.
Измерение экономической эффективности рекламы представляет большие трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Кроме того, рост товарооборота нередко вызывается другими (не рекламными) факторами – например, изменением покупательской способности населения из-за роста цен и т.п. Поэтому получить абсолютно точные данные об экономической эффективности рекламы практически невозможно. Но для того, чтобы получить результаты, которые будут близки к реальным, следует рассматривать изменения экономических показателей деятельности фирмы под действием лишь рекламной кампании, не проводя в это же время других мероприятий по продвижению.
Для расчета экономической эффективности специалисты в области рекламы используют следующие формулы:
Расчет дополнительного товарооборота под воздействием рекламы
Тд = Тс * П * Д / 100,
где Тд – дополнительный товарооборот, вызванный рекламными мероприятиями, руб.;
Тс – среднедневной товарооборот до начала рекламного периода, руб.;
Д – количество дней учета товарооборота в рекламном процессе;
П – относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период по сравнению с дорекламным, %.
Расчет экономического эффекта рекламирования.
Экономический эффект рекламирования – это разница межу прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными мероприятиями, и расходами на рекламу.
Для расчета экономического эффекта можно использовать формулу
Э = Тд * Нт / 100 – (3р + Рд),
где Э – экономический эффект рекламирования, руб.;
Тд – дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
Нт – торговая надбавка на единицу товара, в % к цене реализации;
Зр – затраты на рекламу, руб.;
Рд – дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб..
Экономический эффект от более длительных рекламных мероприятий следует определять по формуле
Э = Т (Ip – I) * В * Н/100 – Зр,
где Э – экономический эффект рекламирования;
Ip – индекс рекламы, который может быть определен как отношение индекса товарооборота рекламируемого товара к индексу товарооборота сопоставляемого торгового объекта, не подвергающего свой товар воздействию рекламы;
Т – товарооборот, руб;
(Ip – I) – прирост индекса среднегодового оборота за счет рекламного мероприятия;
В – среднегодовой товарооборот в дорекламный период, руб;
Н – торговая наценка на рекламируемый товар в рекламный и послерекламный периоды, в % к цене реализации;
Зр – сумма затрат на рекламу, руб.
Если проводиться рекламная распродажа товара, то эффект от рекламы (Эр) можно посчитать по формуле
Эр = Пр – Зр,
где Пр – прирост от реализации товаров за период рекламной кампании, руб
Экономический эффект рекламных мероприятий может быть: положительным – затраты на рекламу меньше дополнительной прибыли; отрицательным – затраты на рекламу выше дополнительной прибыли; нейтральными – затраты на рекламу равны дополнительной прибыли.
Расчет рентабельности рекламирования.
Эффективность затрат на рекламу может быть определена с помощью показателя рентабельности рекламирования
Р = (П / З)*100% ,
где Р – рентабельность рекламирования, %;
П – дополнительная прибыль, полученная от рекламирования товара, руб.;
З – общие рекламные затраты, руб., З = 3р + Рд .
Расчет экономической эффективности рекламы методом целевых альтернатив.
Экономическая эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив путем сопоставления планируемых и фактических показателей, оцениваемых как результат вложения средств в рекламную компанию.
К = (Пф / По) * 100%,
где К – уровень достижения планируемого уровня прибыли (%);
Пф – фактический объем прибыли за период действия рекламы (руб.);
По – планируемый объем прибыли за период действия рекламы (руб.).
Кроме того, существуют и более сложные вычисления эффективности рекламы, например, формула Ламбена [8, с. 525], отражающая зависимость объема продаж от расходов на рекламу:
Где:
St - затраты на рекламу
Qt-1 - коль-во проданной продукции до рекламной компании, за отчетный период
Qt - коль-во проданной продукции после рекламной компании, за отчетный период